Литературно — музыкальная композиция Я вас любил (4 класс)

Муниципальное бюджетное учреждение
гимназия №38 г.о.Тольятти














Литературно-музыкальная композиция
«Я Вас любил»

(посвященная жизни и творчеству А.С.Пушкину)




Классный руководитель 4 класса: Наполова И.А.


















Цель занятий Литературной гостиной:
Воспитать эстетически развитого читателя, способного понимать позицию автора, уметь вырабатывать и высказывать собственное суждение о произведении.


Задачи:
1.Сформировать теоретическое суждение о литературе как о роде искусства и дать понятие о его виде –поэзии на примере лирического жанра:стихи А.С.Пушкина.
2.Развить представление об идеальном герое и его нравственных ценностях.
3.Познакомить с автобиографией А.С.Пушкина: детство, отрочество, юность. Влюбленности поэта и семейные отношения.
4.Преподнести как результат в подарок родителям в честь праздников «23 февраля и 8 Марта» вальс, стихи и романсы на слова А.С.Пушкина в исполнении ребят.




Ход праздника:

Композиция «Пушкинсие дороги».
Композиция «Я Вас любил».
Бал гимназистов.
Чаепитие.




Я ВАС ЛЮБИЛ

Действие происходит в помещении, оформленном под зал для бала. Все приглашенные девочки в бальных платьях I трети 19 века, мальчики в костюмах.

Встречают гостей Хозяин и Хозяйка

Хозяйка: Уважаемые гости!
Мы пригласили вас на бал,
На встречу с Пушкиным
Хозяин: И с теми, кого в стихах он прославлял,
Кому он пел любовь

(Звучит полонез. Бал открывается этим танцем).

На сцене – журнальный столик, два кресла. Хозяин и Хозяйка каждой из новелл занимают по очереди свои места свои места за столиком.

Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, дорогие гости. Позвольте поздравить всех здесь присутствующих с праздником Весны! Пожелать прекрасного весеннего настроения, здоровья, удачи и успехов, счастья быть любимыми и любить, нежности и заботы со стороны своих детей и мужчин. Пусть чудесный март осуществит самые заветные желания каждого из вас!
Мы долго думали с ребятами, каким образом поздравить вас и решили преподнести литературный праздник, на котором прозвучат стихи и романсы на слова замечательного русского поэта А.С.Пушкина, которые он в свое время посвятил любимым женщинам, а мы с его помощью посвящаем вам, нашим бабушкам, мамам и девочкам.
Итак, наш праздник начинается...
Самое прекрасное чувство на земле - Любовь! Чувство возвышенное, благородное, многоликое. Чувство, которое делает человека человеком, а мир человечным. И мы сегодня, читая бессмертные шедевры его лирики, вглядываясь в лики женщин, к которым он относился с нежностью, пытаемся понять, какими они были, в чем секрет их обаяния...






Пушкинские дороги
На сцене – полосатая дорожная будка, уходящие вдаль верстовые столбы.
Звучит мелодия песни «Однозвучно гремит колокольчик» как тема дороги.

Вступление
Выходит группа ребят, они становятся свободно и читают
Стихотворение А. Плещеева «Памяти Пушкина».


Мы чтить тебя привыкли с детских лет
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк, но и памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу.

Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.
И все еще горит нам светоч тот,
Все гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.
Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты завеешь нас из могилы;
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовешь добру и истине служить.
Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!

1-й чтец: Наш праздник посвящен Александру Сергеевичу Пушкину
2- чтец: Давайте вместе пройдем дорогами его жизни, его творчества.

Дороги детства

3-й чтец: Дороги Пушкина (Тихо звучит тема дороги) Проселочные дороги. Размытые осенью. Пыльные летом. Зимние дороги, теряющиеся в снежной мгле. Весенние – больше похожие на реки. Дороги вечного странника, вечного путника.
4-й чтец: А начиналось все так же как и у всех, с дороги детства.

Выносят столик. На нем подсвечник, лист бумаги, перо.

Чтецы делятся на две группы и отходят в стороны. Звучит (или исполняется детьми) песня «Буря мглою небо кроет». Выходит «няня» в сопровождении нескольких детей I – II классов, одетых в русские народные костюмы. Няня усаживается у столика, начинает вязать. Дети рассаживаются вокруг: у стола, рядом с няней, на полу.
5-й чтец:
Я сам не рад болтливости своей,
Но с детских лет люблю воспоминанье.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье;
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы
6-й чтец:
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
1-й чтец: Не старая ли няня, или, как ласково называл ее сам Пушкин, мамушка, совсем не похожая на древнегреческую покровительницу поэзии Муза вручила Пушкину свирель?
2-й чтец: И зазвучала Поэзия
Дети:
- в вечерней тишине
Являлся веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Няня: (обращается к мальчику, сидящему за столом).Напиши, дружочек, батюшке моему, Александру Сергеевичу Мальчик берет перо, пишет под диктовку: «Любезный друг мой, Александр Сергеевич, я получила Ваше письмо и деньги, которые Вы мне прислали. За все Ваши милости я Вам всем сердцем благодарна. Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только засну, то забуду Вас и Ваши милости ко мне. ПриезжаОй поскорей, ангел мой. Всех лошадей на дорогу выставлю. Целую Арина Родионовна».
Дети по очереди читают:
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые ворота
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
3-й чтец:
Он няню мамой называл,
Он называл ее голубкой
А ветер сыпал снежной крупкой,
Пути в деревню заметал

4-й чтец:
Не гаснул долго огонёк
В уютной няниной избушке
И слушал, слушал няню Пушкин
Катилась сказка как клубок.
5-й чтец:
Смеялся Пушкин, говоря:
"Какая прелесть эти сказки!"
6-й чтец:
А ночь текла к своей развязке,
За вьюгой брезжила заря.

Дети наперебой просят няню: "Няня, расскажи же нам сказку!"
Няня: Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого; подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит; вторая, что одним куском оденет; третья, что с первого года родит тридцать три сына. Царь женился на третьей.

Выходят ученики II класса, разыгрывают инсценировку "Сказки о царе Салтане". Можно показать начало сказки, можно любой отрывок по выбору учителя.
Звучит мелодия песни "Тройка мчится, тройка скачет", слышен звон колокольчика.
Участники первой части, кроме чтецов, уходят.


Дороги отрочества и юности

1-й чтец: Прошло детство. Дорога отрочества привела Пушкина в Лицей.
2-й чтец: Это были прекрасные, незабываемые дороги дружбы, поэзии, любви. Всю жизнь поэт будет вспоминать о них снежностью и восторгом. И где быон ни был, душой Пушкин рвался сюда, в Царское село.
3-й чтец:
Хранитель милых чувств и прошлых наслаждений,
О ты, певцу дубрав давно знакомый гений,
Воспоминание, рисуй передо мной
Волшебные места, где я живу душой,
Леса,где я любил,где чувство развивалось,
Где с первой юностью младенчество сливалось
И где,взлелеянный природой и мечтой,
Я знал поэзию,веселость и покой.
4-й чтец: Здесь навсегда переплелись дороги будущего поэта Дельвига и мореплавателя Матюшкина; министра Горчакова,сделавшего блестящую карьеру и Вильгельма Кюхельбекеля," особо опасного государственного преступника",много лет бывшего на каторге блестящего артиллерийского полковника Есакова и декабриста Пущина...

Выходят лицеисты,ученики III-IV классов.

1-й лицеист: Тесная дружба связывала Александра Пушкина и Вильгельма Кюхельбекера, Кюхлю,как лаского называли Вильгельма лицеисты.
2-й лицеист:
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты.
Опомнимся-но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи,Вильгельм не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе,по судьбам?
1-й лицеист: Лицеисты жили весело,часто подшучивали друг над другом,а чаще всего доставалось Кюхле:
Писатель,за свои грехи
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм,прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.
Все лицеисты смеются,первый разводит рукам как бы говоря:" ну что с ними поделаешь!"
3-й лицеист : Любимый друг Пушкина Антон Дельвиг тоже давал повод к насмешкам,потому что был ленив и любил поспать. Однажды Дельвиг,не выучив, как обычно,урока,спрятался под кафедрой и уснул. Тут же родились веселые стихи:
4-й лицеист:
Дай руку,Дельвиг!Что ты спишь?
Проснись,ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.
5-й лицеист: Лицеисты понимали и ценили шутку...
2-й лицеист: Лицейская братия решительно отвергла табель о рангах.
Все вместе весело поют и смеются
Этот список сущи бредни.
Кто тут первый, кто последний,
Все нули, все нули,
Аи, люли, люли, люли.
Разыгрывается сцена "В математическом классе".

Преподаватель Карцов: Пушкин, к доске! Решите , пожалуйста, алгебраическую задачу.
5-й лицеист: Мнётся у доски, что-то молча пишет, зачёркивает, снова пишет, стирает, опять что-то пишет.
Карцов ( с нетерпением): Что же вышло? Чему равняется икс?
5-й лицеист (улыбаясь): Нулю.
Карцов:Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи.

4-й лицеист: Но не все уроки были такими скучными и кончались нулями в табеле. на лицейских дорогах Пушкина встретили прекрасные учителя и наставники.
1-й лицеист:
Вы помните, когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.
5-й лицеист:
И счастье куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина,
Все вместе:
Отечество нам Царское Село.


Учитель:
Самое прекрасное чувство на земле - Любовь! Чувство возвышенное, благородное, многоликое. Чувство, которое делает человека человеком, а мир человечным. И мы сегодня, читая бессмертные шедевры его лирики, вглядываясь в лики женщин, к которым он относился с нежностью, пытаемся понять, какими они были, в чем секрет их обаяния.






















Новелла II
(Звучит роман «Не пой, красавица при мне!» На рояле-портрет Марии Волконской)
Хозяин: С только что прозвучавшим романсом, написанным известным русским композитором Глинкой на слова Пушкина, связано имя необыкновенной женщины- Марии Раевской, ставшей последствии женой декабриста Сергея Волконского, отправившейся добровольно за ним в Сибирь. Это ей суждено будет прожить в тогдашней Сибирь 20 лет. Это ей на прощанье Пушкин скажет: «Завидую вам, княгиня, вы будете жить среди лучших людей нашего времени!». Но эти суровые испытания еще впереди, пока Марии всего 15 лет, и она вместе со своей семьей и Пушкиным путешествует по Кавказу.
Хозяйка: Из «Записок»: Как поэт он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которым он встречался.
Мне вспоминается, как во время этого путешествия, недалеко от Таганрога, я ехала в карете с Софьей, нашей англичанкой, русской няней и компаньонкой. Завидев море, мы приказали остановиться , вышли из кареты и всей гурьбой бросились любоваться морем.
Оно было покрыто волнам и , не подозревая , что поэт шел за нами, я стала забавляться тем, что бегала за волной, а когда она настигала меня, я убегала от нее; кончилось тем, что я промочил ноги. Понятно, я никому ничего об этом не сказала и вернулась в карету.
Хозяин: Пушкин нашел , что эта картинка была очень грациозна, и поэзии вручая детскую шалость, написал прелестные стихи:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою.
С любовью я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами.
Хозяйка: А затем она будет являться поэту и в образе черкешенки в «Бахчисрайском фонтане», а в «Полтаве» ее образ в возникает в посвящении:
Тебе но голос музы темной.
пройдет непризнанное вновь.
(«Полтава»)
Хозяин: Как образец, в изумительнейшем образце любовной лирики «На холмах Грузии лежит ночная мгла»
(Звучит запись романса)



Новелла III
(Сентиментальный Чайковского. На рояле- стоит портрет Е.К Воронцовой )
Хозяин: В январе 1834 г. Пушкин получил письмо. Поэт читает написанные таким знакомым почерком строки и перед ним отчетливо представляет образ женщины, к которой он испытывает большое чувство- Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой. Образ обаятельной «Принцессы Бельветриль».
Хозяйка: Право на знаю, должна ли я писать вам и будет ли мое письмо встречено приветливой улыбкой, или же тем скучающим взглядом, каким с первых же слов начинают искать в конце страницы имя навязчивого автора. Могу ли я не напомнить Вам о наших прежних дружеских отношениях, воспоминание о которых Вы, может быть, сохранили Будьте же добры не слишком добры не слишком досадовать на меня, и если, и если мне необходимо вступать в защиту своего дела, прошу Вас, оправданье моей назойливости и возврата к прошлому, принимать во внимание, что воспоминания –это богатство старости и что Ваша старинная знакомая придет большую цену этому богатству.
Хозяин: Пушкин познакомился с Воронцовой 6 сентября 1823 года Он только приехал тогда из Кишенева в Одессу. Здесь он заканчивал первую главу «Евгения Онегина». Воронцова произвела на поэта сильное впечатление.
Елизавета Ксаверьевна была одной из привлекательных женщин своего времени. Все ее существо было проникнуто такой мягкой, очаровательной, женственной грацией, такой привлекательностью, таким неукоснительным щегольством, что Пушкин и Раевский и многие другие без памяти влюбились в нее-, отмечает писатель В. Сологуб.
Хозяйка: Перед отъездом в ссылку в Михайловское Воронцова подарила на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с сердоликовым восьмиугольным камнем.
Хозяин: Пушкин постоянно думает, вспоминает эту необыкновенную женщину. И появляются стихи «Храни меня, мой талисман», «Ненастный день потух», «Все в жертву памяти твоей» др.
Хозяйка: С таким нетерпением он, бывало, ожидал весточки от нее в Михайловском. Судорожно сжимая полученное письмо в руках поэт уходил в свою комнату и запирался, чтобы никто не мешал ему беседовать с той, которая оставила большой и глубокий след в его жизни. Потом сжигал ее письмо.
(Чтение –стихотворения «Прощая, письмо любви!»)
Хозяин: В 1830 году, накануне женитьбы, Пушкин навсегда попрощался с Воронцовой.
В последний раз твоей образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечтою сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать
Прими же, дальняя подруга
Прощанья сердца моего
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Пред заточением его.
Хозяйка: Воронцова до конца своей долгой жизни сохраняла о Пушкине теплое воспоминание и ежедневно читала его сочинения. Когда зрение ей совсем изменило, она приказывала читать их себе вслух, и притом подряд, т.е. кончались все тома, чтение возобновлялось с первого тома. Она сама была одарена тонким художественным чувством и не могла забыть очарований пушкинских бесед С ним соединилась для нее воспоминания молодости (П. Бартенев).
(Звучит «Сентиментальный вальс»)

НовеллаIV

(Звучит «Вальс цветов» П.Н Чайковского. На рояле - портрет Анны Олениной).

Хозяйка: 1817 год. Закончен Лицей. Первые посещения Пушкиным известного всему Петербургу литературного, салона Оленина. И первая встреча с Аннeттoй Олениной, десятилетней девочкой, привлекшей внимание молодого поэта своей миловидностью и игривым умом.
Хозяин: После шестилетней ссылки, в мае 1827 года, Пушкин вновь в гостях у Олениных.
Живая обаятельная Анна Оленина встречается с знаменитым поэтом, по ее призванию: «Самым интересным человеком своего времени».
Хозяйка: Пушкин увлечен юной красавицей. И появляются строки:
В жару сердечных вдохновений,
Лишь юности и красоты
Поклонником быть должен гений.

Часто они стали видеться с весны 1828 года в Петербурге и летом, в усадьбе Олениных, знаменитом Приютине.
Хозяин: Увлеченный поэт посвятил Олениной большей цикл лирических стихотворений «Ее глаза», «Увы!», «Язык любви болтливый», «Ты и вы», «Предчувствие», «Город пышный», «Город бедный» и др.
Работая над «Полтавой» поэт постоянно думает о вей. На Полях рукописи он рисует ее профиль, а надписи «АО.», «Aннeттe Оленина» и даже «Аннете Пушкина», недвусмысленно свидетельствуют о желании Пушкина связать с Олениной свою судьбу. Поэт делает ей предложение.
Хозяйка: Из днeвникa Олениной: Вечером мы играли в разные игры. Дамы все уехали. Молодежь делала разные «пассе-пассе» (фокусы). Все очень поздно разъехались. Прощаясь, Пушкин мне сказал. что он должен уехать в свое имение, если, впрочем, у него хватит духу, - прибавил он с чувством.
Пока все приготовлялось в зале, я напомнила Сергею Голицыну его обещание рассказать мне об известных событиях. После некоторого жеманства он сказал мне, что это касается поэта. Он умолял меня не менять поведения по отношению к нему.
Хозяин: Предложение поэта не было принято. Родители Олениной решительно ему отказали. Сыграло здесь свою роль и равнодушие, самовлюбленной избалованной девушки и репутация Пушкина как политически неблагонадежного человека.
Хозяйка: Любви присуща не только радость, взаимное счастье двух сердец, но и горечь неразделенного чувства, и если оборвалась нить, связующая 2-х людей, как тогда относится к своей возлюбленной? И появляется всего 8 строк, в которых заключен такой огромный мир чувств.
Хозяин: Я вас любил, любовь еще, быть может
В душе моей угасла не совсем!
Но пусть она вас больше не тревожит
Я не хочу печалить вас ничем.
Хозяйка: Внучка Олениной, Ольга Сом вспоминала: Анна Алексеевна тщательно бёрегла альбомы с автографами и рисунками Пушкина ... не любила, чтобы мы выражали о них наше мнение.
Зная, как я интересовалась ее прошлым, бабушка вставила мне альбом, в котором, среди других автографов, Пушкин - в 1829 году вписал стихи «Я вас любил», под текстом этого стихотворения он в 1833 году сделал приписку «Давно прошедшее» Новелла VI

(Звучит романс “Я помню чудное мгновенье” на рояле – портрет Анны Керн)

Хозяин: Удивительные восхитительные строки, волшебные звуки музыки. В них и нежность, душевный трепет, преклонение перед женской красотой. Кто же была эта женщина, которую Пушкин называл «гением чистой красоты».
Хозяйка: Её звали Анна Петровна Керн. Судьба этой женщины была не благосклонна к ней. Детство Анны было омрачено деспотичным отцом. По его настоянию она в 17 лет выдана замуж за старого бригадного генерала Керна – грубого солдафона, похожего на грибоедовского Скалозуба. И лишь только после его смерти связала она свою жизнь с человеком, которого любила и была с ним счастлива, хотя и жила в бедности.
Хозяин: Первая её встреча с Пушкиным состоялась в уже знакомом нам доме Олениных ранней весною 1819 года. «Позволительно ли быть до того прелестною», - воскликнул он, увидев юную красавицу. А шесть лет спустя были другие встречи. Летом 1825 года она неожиданно приехала в Тригорское к тетушке Прасковье Александровне Осиповой.
Хозяйка: Из воспоминаний: Мы сидели за обедом и смеялись, и вдруг вошел Пушкин с большой толстой палкой в руках Он очень низко поклонился, но не сказал ни слова: робость видна была в его движениях мы не скоро ознакомились и заговорили. Однажды явился он в Тригорское с большой черной книгою Вскоре мы уселись за столом вокруг него, и он прочитал нам «Цыган». Я никогда не забуду того восторга, который охватил мою душу.
Хозяин: Как-то вечером Прасковья Александровна предложила всем отправиться в Михайловское. Заложили экипаж и поехали.
Хозяйка: Погода была чудесная, лунная июньская ночь дышала прохладой и ароматом полей. Ни прежде, ни после я не видела его так добродушно веселым и любезным Приехавши в Михайловское, мы не вошли в дом, а пошли прямо в старый запущенный сад «приют задумчивых дриад», длинными аллеями старых деревьев, корни которых, сплетаясь, вились по дорожкам. Что заставило меня спотыкаться, а моего спутника вздрагивать.
Хозяин: На другой день Анна Петровна уезжала. Утром Пушкин пришел в Тригорское и на прощанье подарил ей отпечатанную главу «Евгения Онегина». В неразрезанных страницах лежал сложенный листок почтовой бумаги со стихами. Это были стихи «Я помню чудное мгновенье»

(Звучит романс «Я помню чудное мгновенье»)

Хозяйка: Они расстаются. Но будут письма, будут и другие встречи в Петербурге – обществе А.Дельвига, сестры Пушкина, его родителей. Идеальный образ Керн, рожденный воображением поэта постепенно становиться реальным, но отношения между ними продолжают оставаться дружественными. Она в курсе его творческих планов и литературных занятий и с неизменным интересом следит за его жизнью.
Хозяин: И будет последняя встреча. 1879 год. Уже 42 года как нет поэта. Из Москвы отправляется печальная повозка с телом Анны Петровны для погребения в селе Премухино Тверской губернии. А на встречу ей Пушкин, Пушкин отлитый в бронзе по проекту Аникушина, Пушкин, которого везут на Тверской бульвар.
Новелла VII

(Звучит музыка Листа «Грезы любви». На рояле - портреты А. С. Пушкина и Н. Н. Пушкиной)

Хозяйка: Мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы из жизни Пушкина. По шутливому признанию поэта Гончарова была его сто тринадцатая любовь. Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его раньше, не были еще той любовью, тем всеобъемлющим чувством, которое захватило его теперь. Бурно прожитая молодость прошла, настала пора зрелости. Жажда семейного счастья, стремление любить и быть любимым владели им в эти годы. Пушкин встретил Натали в декабре 182З года.
Хозяин: Уже в конце апреля 1829 года Пушкин сделал предложение. Ответ Натальи Ивановны Гончаровой - матери Натали – не определен: дочь еще слишком молода. Но Пушкин не впал в отчаяние. 1 мая 1829 года он пишет матери снова: «На коленях, проливал слезы благодарности, должен был бы я писать вам теперь... Этот ответ - не отказ, вы позволяете мне надеяться... Не обвиняйте меня в неблагодарности, если я еще ропщу. Но извините нетерпение сердца больного и опьяненного счастьем. Я сейчас уезжаю и в глубине души увожу образ небесного существа, обязанного Вам жизнью».
Хозяйка: Мучаясь ожиданием ответа, Пушкин уехал на Кавказ. И только в конце сентября возвратился в Москву, затем в Петербург.
Вдруг он неожиданно получил через знакомого привет от Гончаровых. Увидев в этом завуалированное приглашение вернуться, поэт, как на крыльях, полетел в Москву. В начале апреля он сделал предложение вторично, и на этот раз оно было принято.
Хозяин: Несколько месяцев после женитьбы в Царском Селе были, вероятно, самыми безоблачными в их совместной жизни. «Я видел Александра Сергеевича, - пишет брат Натальи Николаевны, - между ними царствует большая дружба и согласие».
«А женка Пушкина очень мило творение... И душа, и жизнь, и поэзия в выигрыше», - писал Жуковский князю Вяземскому.
Хозяйка: Письма Пушкина к Наталье Николаевне необычайно: искренни, полны любви и нежности. В сравнительно короткий период совместной жизни (шесть лет) Пушкин несколько раз покидал Петербург и наибольшее количество писем (64) было написало им жене.
Хозяин: Наталья Николаевна предстает в них перед нами как самый близкий Пушкину человек, с которым он делил свои сокровенные мысли и который его хорошо понимал.
Хозяйка: Наталья Гончарова Пушкина: Из переписки: Можно быть счастливой и не будучи замужем, конечно, но что бы ни говорили - это значило бы пройти мимо своего призвания.
Замужество прежде всего не так легко делается, и потом - нельзя смотреть на него как на забаву...
Это серьезная обязанность и ... надо делать свой выбор в высшей мере рассудительно Союз двух сердец - величайшее счастье на земле.

Заключительное слово учителя:
Союз двух сердец - величайшее счастье на Земле! Я желаю всем нашим девочкам и некоторым мамам найти свою достойную половинку, чтобы для каждой звучала любовная лирика, отдавая должное вашей красоте и нежности. Пусть наши дети будут воспитаны на личных примерах красивых семейных отношений. Больше читайте классическую литературу, общаясь с детьми, пусть это общение принесет совместную радость и даст свои плоды в воспитании наших дорогих детей...
Встают мальчики класса с поздравительными словами:
1.Примите наши поздравленья
В Международный Женский день!
Пусть будет Ваше настроенье всегда цветущим как сирень,
Пусть будет жизнь прекрасна ваша,
И дети счастливы всегда,
Пусть дом Ваш будет полной чашей,
Удачи, счастья и добра!
2.Дорогие девочки, мамы, бабушки и И.А.,
Поздравляем Вас с весенним праздником!
Желаем вам здоровья, успехов во всем.
Девчонки, пусть расширится круг ваших интересов и поменьше от нас стрессов.
Мы не поэты, но хотим поздравить вас любовной лирикой Пушкина...(звучат стихи любовной лирики в исполнении каждого мальчика класса)
Мальчики приглашают девочек на вальс...





15