Урок по литературе на тему Адресаты Лирики А.С.Пушкина. Любовная лирика А.С.Пушкина.


Конспект урока по литературе
9 класс
Тема.
Любовная лирика А.С. Пушкина
Адресаты лирики А.С. Пушкина
Цель:
Раскрыть красоту, благородство, искренность чувств поэта; чтение стихотворений «Храни меня, мой талисман» (1825), «»Я помню чудное мгновенье» (1825), «Не пой, красавица, при мне…» (1828), «Я вас любил…» (1829), «На холмах Грузии» (1829), «Мадонна» (1830); обучение исполнительскому анализу стихотворения; выступления учащихся с подготовленными сообщениями.Литературные термины – психологическая деталь, метафора, эпитет
ХОД УРОКА
1.Реализация домашнего задания.Чтение стихотворений наизусть.
2. Слово учителя.
В отличие от дружбы,в которой Пушкин ценил постоянство,верность,любовь рассматривалась им как чувство преходящее
. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя «страстям мятежным», но, как всякая буря, угасало, превращаясь в «погасший пепел», «цветок засохший, бездыханный». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить.
Но в стихах пушкинских говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными.
Не стоит, читая «Я вас любил», «На холмах Грузии», искать ответ на вопрос кого имел в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви или повторяя, как заклинание, «печаль моя полна тобою» («Тобой, одной тобой…»).
В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» отразились две встречи с Анной Павловной Керн – в 1819 и 1825 годах, но реальная жизнь поэта, в которой за шесть лет было немало других женщин, бесконечно далека от поэтической картины, созданной в этом произведении.
Любовь для Пушкина – лирика, предмет высокой поэзии.
И каждая влюбленность несла ему как прилив вдохновения, так и страдание. Но молодой поэт любил чисто и открыто.
3.Выразительное чтение стихотворения 
-В стихотворении «Я вас любил…» (1829) много психологических деталей.Какие?
(Пик чувства пройден,поэта не мучит «болезнь» любви.Он пишет о том моменте,когда чувство уже угасает ,но ещё «угасло» не совсем.В его душе оживает любовь,воспоминание)
-Какая это была любовь?
(Это была любовь невысказанная,»безмолвная»,не связанная с надеждами на взаимность.Он вспоминает грустные мгновенья своего чувства,которое колебалось между робостью и ревностью.)
-Как поэт подчеркивает силу прошедшей любви?
(Он делает это тонко,деликатно,желаяя,чтобы «другой» любил женщину так юе искренно и нежно,как он.В стихотворении нет ни упреков,ни обид,ни безнадежности.Поэт благодарен женщине.К он отностися бережно,с теплотой
-Есть ли описание возлюбленной поэта в тексте?
(В этом стихотворении,как и в большинстве стихотворений 1820-х годов,нет портрета возлюбленной.Черты любимых женщин Пушкин часто видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов.Говорить о них поэтустоль же сложно,как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве,поэтому образы женщин создаются с помощью сравнений и аналогий).
4.Выступления учащихся с сообщениями.
1 сообщение. Анакреонтические мотивы в ранней любовной лирике Пушкина. Романтический образ талисмана и поэтическая философия гармонии в стихах «Храни меня, мой талисман» (Воронцова), «На холмах Грузии» (Раевская)
2 сообщение. Лирическая автобиография в стихотворении «Я помню чудное мгновенье» (Керн) Романтический мотив воспоминания в стихотворении «Не пой, красавица, при мне…»
5.Самостоятельная работа.Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье»..
6.Адресаты лирики Пушкина.Доклад подготовленного учащегося.
*М.Н. Раевская – На холмах Грузии (1829), Редеет облаков летучая гряда, погасло дневное светило.
*А.П. Керн-Я помню чудное мгновенье
*Послания Ек. Н. и Ел. Н. Ушаковым – В отдалении от вас, Ответ
*Ел.К. Воронцова – жена новороссийского генерал-губернатора М.С. Воронцова, в подчинении которого находился Пушкин в Одессе. Ей посвящены стихи «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман»
*Амалия Ризнич – Простишь ли мне (1823)
*Н.Н. Гончарова – Мадонна (1836)
*Ек. Бакунина
7. Выразительное чтение учителем стихотворения «Я вас любил»
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
1829
Вопрос: В стихотворении много психологических деталей. Какие?
-(Пик чувства пройден, поэта не беспокоит «болезнь» любви. Он пишет в тот момент, когда чувство уже угасает, но еще «угасло не совсем». В его душе оживает любовь – воспоминание!)Вопрос: Какая это была любовь? Подтвердите средствами поэтической выразительности.
-( Это была любовь невысказанная, «безмолвная», не связанная с надеждами на взаимность. Он вспоминает грустные мгновения своего чувства, которое колебалось между робостью и ревностью.)Вопрос: Как поэт подчеркивает силу прошедшей любви?
-(Он делает это тонко, деликатно, желая, чтобы «другой» любил женщину также искренно и нежно, как он. В стихотворении нет ни упреков, ни обид, ни безнадежности.)Вопрос: Есть ли описание возлюбленной поэта в тексте?
-(В этом стихотворении, как и в большинстве стихотворений 1820-х годов, нет портрета возлюбленной. Черты любимых женщин Пушкин часто видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов. Говорить о них поэту столь же сложно, как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве, поэтому образы женщин создаются с помощью сравнений и аналогии.)8.Слово учителя: В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» Пушкин сравнивает возлюбленную с «мимолетным виденьем», с «гением чистой красоты», ее «голос нежный» не сливался с житейским шумом, а «милые черты» являлись ему в снах.
Образ героини стихотворения создается с помощью «загадочных» слов: «мимолетное виденье», «гений чистой красоты».
Что объединяет стихотворения А.С. Пушкина о любви? Чем современны они в наше время?
9.Подведение итогов.
Проанализировать работу учащихся на уроке, отметить и оценить лучшие выступления
.
10.Домашнее задание:
Стихотворение по выбору учащегося наизусть,анализ письменный
Тезисный план ответа с использованием опорной лексики.