Конспек урока по музыке по теме: Галерея творческих портретов. Портреты национальных композиторов. Моцарт В., Хасанов Р.


Тема урока: Галерея творческих портретов.
НРК Портреты национальных композиторов. Моцарт В.,
Хасанов Р.
Цель урока: 
Раскрыть образный и содержательный смысл творчества  В. Моцарта и влияние его музыки на людей.                          
Задачи:
 1. Образовательные
- определение особенностей творчества В. Моцарта;
- организация процесса анализа новой музыки;
- закрепление умений различать особенности вокальной и
 инструментальной музыки. 
2. Развивающие
 - развитие навыков музыкального восприятиятия путём обогащения разнохарактерными интонациями
 - Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
 - Развитие умение следить за развитием музыкального образа, устанавливать взаимосвязи;
 - Развитие музыкально - творческих способностей внимания, воображения, логического мышления;
3. Воспитательные
 - Воспитание любви к музыке, потребности общение с искусством на основе эмоционального восприятия музыки В. А. Моцарта
 - обогащение духовного мира учащихся.
Тип урока: комбинированный , закрепление (углубление) знаний
Форма урока: фронтальная
Методы: словесный, наглядно - слуховой, анализ.
Ход урока.
 Музыка даже в самых   ужасных драматических положениях должна оставаться музыкой
  В. А. Моцарт.
I. ОргмоментII. Этап всесторонней проверки знаний
- Сегодня на уроке мы будем говорить о композиторах. Ребята, кто знает кто такой – композитор? Что он делает? (Ответы детей).
Компози́тор (лат. compositor «составитель») — автор музыкальных произведений; человек, сочиняющий (пишущий) музыку. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о том, какую силу может иметь инструментальная и вокальная музыка, как она воздействует на людей.
На уроках мы с вами познакомились с музыкальным творчеством И. С Баха.
 - Что же выражает музыка этого гения, какая основная идея его творчества?
И. С. Бах – Возвышал личность человека.
Бетховен – передавал своей музыке идеи борьбы
Моцарт – передавал радость, счастье, свет.
III. Создание проблемной ситуации для формирования темы урока.
Сейчас прозвучит музыкальное произведение. Вслушайтесь в интонацию этой прекрасной музыки и постарайтесь, определить композитора, сочинившего это шедевр. (В. Моцарт Симфония № 40)
 - Что передаёт Моцарт в своей музыке? (Любовь к жизни)
 - Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить на уроке? (Об австрийском композиторе В. Моцарте)  Слайд № 4
И так мы определили тему нашего урока. А назовем мы его так:
«Ты, Моцарт, Бог… !»
Это слова знаменитого русского поэта А. С Пушкина из маленькой трагедии «Моцарт и Сальери ».
- Сегодня на уроке мы поговорим о музыке Моцарта, о его последнем произведении «Реквиеме».
 - Ребята! Вы услышали 1часть из симфонии № 40
Эта музыка знакома всем людям, так как мы её слышим по радио и телевидению.
Музыка вырастает из интонаций 3 нот, в которых можно уловить состояние человека.
 - Какое настроение несут в себе эти звуки? (печальное, взволнованное, трепетное)
Симфония № 40 состоит из 4х частей, которые воплотили в себе разные стороны человеческой жизни, именно эта симфония помогает ощутить весь жизненный и творческий путь Моцарта от восторженного успеха до трагических переживаний великого художника переросшего свой век.
IV. Этап подготовки учащихся в активному усвоению новых знаний
Последнее произведение В. Моцарта, которое он не успел закончить, называется «Реквием».
Реквием - это музыка в память об умершем.
Реквием состоит из 12 частей, каждая имеет свое название, звучит на латинском языке. Это исповедь человеческой души. Реквием Моцарта воплощает мир человеческих чувств и переживаний. Это произведение стало последней « лебединой песней» композитора. (отрывок из книги «Великие музыканты»)
Сейчас мы послушаем одну часть из Реквиема, называется она « Лакримоза» (день слёз).
V. Этап усвоения новых знаний
Вслушайтесь в интонации этого произведения и определите:
(работа в группах)
1 группа: Какие средства музыкальной выразительности использует Моцарт в Реквиеме?
2группа: Проследите за интонацией, как она менялась у разных групп
Инструментов симфонического оркестра.
 Слайд № 7 «Лакримоза» - слушание.
Ответы учащихся о прослушанной музыке.
Анализ произведения.
 - Какое впечатление произвела на вас эта музыка?(тяжелое)
 - Какое состояние человека передается в музыке «Лакримозы»? (Состояние скорби, печали)
 - Почему католическая церковь не разрешает исполнять Реквием во время службы (В музыке Реквиема звучит не согласие со смертью)
VI. Этап закрепления
Задание: выбрать эпитеты характеризующие музыку Моцарта, которая звучала на уроке?
Божественная
Задушевная
Летящая
Задумчивая
Грустная
Прекрасная
Человечная
Светлая
Задание: Выберете из высказываний великих людей о музыке слова, которые характеризуют музыку Моцарта.
  Слайд № 9
VII. Итог урока:
- Сегодня вы прослушали Реквием, что же мы можем сказать о музыке великого гения?
 - В чем сила музыки Моцарта?(Она объединяет, настраивает людей на одни чувства и эмоции )
 - Подберите 3 прилагательных которые характеризуют музыку В. Моцарта( Возвышенная , понятная , величественная )
 - Подберите 2 глагола, которые помогают ответить на вопрос – что делает музыка с людьми? (Тревожит , Возвышает)
 - Подберите существительные которые характеризуют В. Моцарта?
 (Гений, Свет, Величина)
 - Откуда же композитор черпал такое вдохновение?
(Источником вдохновения является жизнь)
 - Я согласна с вами, что силы музыки Моцарта не только в музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правде.
Слайд № 10
Отрывок из трагедии А. С Пушкина « Моцарт из Сальери»
« Ты, Моцарт, Бог… !»
 VIII. Рефлексия