Урок — композиция Я помню чудное мгновение(Любовная лирика А.С. Пушкина)


МБОУ ООШ с.Березняговка






Урок- композиция
«Я помню чудное мгновенье »
(Любовная лирика Пушкина)

9 класс

Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Акаткина Валентина Егоровна























Урок- композиция
«Я помню чудное мгновенье »
(Любовная лирика Пушкина)

Цель: помочь уч-ся понять сложность переживаний, богатство чувств поэта, совершенствование навыков выразительного чтения .

Оборудование : портреты любимых поэтом женщин ;
г/з романса « Я помню чудное мгновенье» ; презентация , посвященная Наталье Николаевне Гончаровой.

Эпиграф : Любовь-блеск солнечный , дождю идущий вслед
Любовь всегда свежа , как яркий вешний цвет.
В.Шекспир


Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока. Проверка домашнего задания.
а) Выразительное чтение и анализ стихотворения «К Чаадаеву».
б) -Когда и при каких условиях написано стихотворение « Деревня»?
-Какова его композиция?
-Основная идея стихотворения?
-Расскажите о стиле и языке стихотворения.
в) -Когда и при каких условиях написано стихотворение «К морю?»
-К какому жанру относится стихотворение и какие поэтические образы положены в основу композиции?
-Каким нарисован образ моря? Что в нем привлекает поэта?
2. Основная часть урока
Вступительное слово учителя.
Для Пушкина любовь - одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений . Любовь овладевает всем существом человека , и
все его внутренние силы приходят в движение.
Слово «любовь» на всех языках мира понятно без перевода. Чувство любви самое поэтическое – возвышенное, чистое, прекрасное. Тема любви неисчерпаема в литературе, музыке, искусстве. Она всегда нова и неповторима для каждого приходящего в этот мир .
Великий английский поэт Вильям Шекспир писал: » Любовь-блеск солнечный , дождю идущий вслед. Любовь всегда свежа , как яркий вешний цвет» .Эти слова мы взяли эпиграфом к нашему уроку . Сегодня мы говорим о теме любви в творчестве А. С. Пушкина. Давайте вспомним героиню , которую он боготворил , которую называл «милым идеалом».
Душевная чистота , благородство -вот что в первую очередь отличает пушкинскую Татьяну.
Инсценировка 3 главы романа «Евгений Онегин».
3)Учитель Любовь бывает разной : счастливой или несчастной , взаимной или безответнойНо какая бы она ни была , любовь всегда пробуждала в душе Пушкина творческую энергию .
4)Ученик в роли ПУШКИНА.
- Помню, как в моей жизни появилась очаровательная Анна Петровна Керн. Анна Петровна отличалась редким женским обаянием , живостью ума, образованностью, широтою интересов. Эта женщина оставила заметный след не только в моей поэзии, но и в моей жизни.
5) Ученица в роли А.П.Керн.
Я воспитывалась в Тверской губернии вместе с моей двоюродной сестрой Анной Николаевной Вульф. В 16 лет меня выдали замуж за генерала Керна. Вместе со своими родственниками я часто бывала в доме Олениных. На одном из вечеров у них я встретила Пушкина, но поначалу не заметила его .Но вскоре он дал себя заметить . Мне выпала роль Клеопатры , я держала корзину с цветами .Пушкин подошёл, посмотрел на корзину с цветами и сказал: «Можно ли быть такой хорошенькой!» Вскоре вечер кончился и все стали разъезжаться. Брат сел со мной в экипаж, а Пушкин стоял на крыльце и провожал меня глазами. Очень может быть, что именно об этой нашей встрече он вспоминал потом в стихотворении «Я помню чудное мгновенье».
6) Чтение учеником стихотворения « Я помню чудное мгновенье»
Учитель. Керн казалась Пушкину « гением чистой красоты» с «голосом нежным » и « небесными чертами». «Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты». И вот через 5-6 лет, живя в Михайловском, и как-то посетив Тригорское, Пушкин вновь встретился с Анной. Вновь вспыхнуло забытое чувство. Оно принесло с собой « и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь» и, конечно, знаменитое послание. «Я помню чудное мгновенье» лишь вызвано к жизни встречей с А.П.Керн, но посвящено не ей, а пробуждению души поэта, стремлению её к творчеству, к чему- то высшему и безмерному.
Через много лет – так распорядилась судьба - великий композитор Глинка увлёкся дочерью Анны Керн – Екатериной. В свою очередь принёс дар на алтарь семьи Керн – знаменитый романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновение». Восторжённый гимн торжествующей любви.
7 ) Слушание в г/записи романса.
Учитель: На протяжении всей творческой биографии Пушкина (московский период, Болдинская осень, Петербург) любовная лирика занимала огромное место.
Чтение учеником стихотворения «Я вас любил ».
8)2 ученик
Чувство любви в этой стихотворении тревожно, любовь ещё не остыла, она ещё живёт. Светлая печаль вызвана безответным чувством. Поэт вновь и вновь повторяет: «Я вас любил». Он раскрывает перед любимой, как была сильна его любовь. В этой стихотворении чувство любви подчиняется чувству самоотверженности. Поэт сознательно побеждает чувство любви, потому что ему дорог покой любимой женщины. Он желает любимой женщине счастья.
Учитель.
Всего 8 строчек! Но это целый мир душевной чистоты и благородства. Сколько в них мужской сдержанности и бескорыстия ! Да, любовь бывает разной : счастливой или несчастной, частной, взаимной или безответнойНо какая бы она ни была, любовь всегда пробуждала в душе Пушкина творческую энергию. В жизни Пушкина было много женщин: Е.Бакунина, Е. Воронцова.. Особое место в жизни Пушкина занимает Наталья Николаевна Гончарова.
На исходе 1828 году на балу, как вспоминает танцмейстер Иогель, Пушкин увидел юную красавицу.
9) Чтение учеником воспоминаний И . Иогеля.
«Ей только минуло 16 лет, когда они впервые встретились на балу в Москве. В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической царственной красотой . Александр Сергеевич не мог оторвать от неё глаз, испытав на себе натиск чувства, окрещенного любовью с первого взгляда» Звали девушку Наталья Николаевна, Натали. И впервые в жизни, по его признанию, Александр Сергеевич был робок. Вскоре он сделал предложение. В ответ получил полуотказ - полусогласие. Но Пушкин не отступил: мечта о счастье с этой девушкой кружила ему голову.
10)Ученик в роли Пушкина.
« Как было переполнено счастьем моё сердце, когда Наталья Гончарова согласилась стать моей женой. Да, поначалу я любил её красоту, но, узнав её ближе, полюбил
её душу. «Мадонна»- назвал я стихотворение , обращённое к ней.»
Чтение учеником стихотворения «Мадонна» А. С. Пушкина.
11)Ученица в роле Н. Пушкиной (Гончаровой).
«Пушкин познакомился со мной на одном из Московских балов. Мне было иногда 16 лет. Не сразу я ответила на его чувство. Однако страсть Пушкина преодолела все преграды После свадьбы мы переехали сперва в Петербург, а потом на всё лето в Царское Село, эти месяцы были самыми безоблачными в нашей жизни. И эта безоблачность зафиксирована в творчестве Пушкина
Письмо Онегина к Татьяне удивительно достоверное по силе выражения любовной страсти. Пушкин работает над «Дубровским», романом, где опять- таки во весь голос говорят любовные страсти.
Очень тяжело я пережила его смерть. Сразу после похорон Пушкина я с детьми уехала в деревню. И 7 лет жила в одиночестве. Я жила для детей и ради детей. 4 их было у меня от Пушкина. Все они выросли достойными, честными людьми.»
Учитель Натали Её обвиняют – и оправдают, упрекают – и защищают, ищут в ней то погубительницу , то Ангела – хранителя. Где можно найти истину о жене поэта. В его письмах.
12)а)Чтение отрывков из писем Пушкина. «С твоим лицом ничего нельзя сравнить на свете - а душу твою люблю ещё более твоего лица (21 августа 1833)
б)« Я женат - и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь» ( Пушкин – Плетневу. 24 февраля 2831 г.)
За 6 лет, которые они прожили вместе, четверо детей, семья, дом. Перед смертью он сказал: « Жена моя- ангел».
13)Чтение учеником стихотворения Н. Доризо » Наталья Пушкина»
Как девочка , тонка, бледна,
Едва достигнув совершенства,
В день свадьбы знала ли она,
Что вышла замуж за бессмертье ,
Что сохранится на века
Там , за супружеским порогом,
Все то, к чему её рука
В быту коснётся ненароком.
И даже строки письмеца,
Что он писал , о ней вздыхая,
Похитит из её ларца
Его вдова,
Вдова другая,
Непогрешимая вдова-
Святая пушкинская слава.
14) Заключительное слово учителя.
Какова бы не была любовь, её не надо ценить как величайший подарок судьбы. В любви много серьёзного и трудного, это не стихийное чувство, его нужно контролировать. Пушкин знал это и показал в вершинных своих произведениях , таких, например, как « Евгений Онегин», как «Медный всадник», как «Капитанская дочка».
Благодарите судьбу, если вы в своей жизни встретите настоящую любовь, если вы когда-нибудь сможете сказать любимой: «Я встретил вас -и как я счастлив!»
Радость и горе, волнение дум,
Сладостной мукой встревоженный ум,
Трепет восторга, грусть тяжкая вновь,
Счастлив лишь тот, кем владеет любовь
Этим четверостишьем И.В. Гете мне хочется закончить урок.
Итог урока. Д/з: 1)выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина о любви ( по выбору);
2)Стихотворения: « В Сибирь»,»19 октября» - индивидуальное чтение.




15