ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА. А.С.ПУШКИН «НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ…»

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 С.НОГИР»







ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА В 9 КЛАССЕ


НА ТЕМУ: «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА. А.С.ПУШКИН
«НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ»






УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
ЛИТЕРАТУРЫ
ОРТАБАЕВА Ф.Х.




С.НОГИР

Тема урока: Лингвистический анализ поэтического текста.
А.С.Пушкин «На холмах Грузии»

Цель урока:

- языковой анализ текста (выяснение роли различных типов слов в организации текста, определение языковых средств выразительности текста);
- показать в стихотворении подкупающую искренность поэта, глубину и силу его чувств.

ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный рабочий материал, портрет А.С.Пуш-кина.

Словарь: оксюморон.

Слово учителя:

Тема сегодняшнего нашего урока, ребята, «Лингвистический анализ
стихотворения» А.С.Пушкина «На холмах Грузии» У вас возникает вопрос: «На уроке языка?»
Да, на уроке русского языка мы пытаемся заглянуть в «творческую лабораторию» поэта и выяснить для себя, как стилистико- синтаксические конструкции помогают создавать тот самый «язык сердца», который волнует нас глубиной мысли и чувства, а не словесной красотой.
- Итак, «На холмах Грузии»
- Вспомним, при каких обстоятельствах создано стихотворение? Кому оно посвящено? Что вы можете сказать об адресате?

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.

- Сколько предложений в этом стихотворном тексте? О чем они?
Определите микротему каждого предложения.

3 предложения

- первое – описание места, где находится поэт;
- второе – нахлынувшие воспоминания о возлюбленной;
- третье – поэт вновь переживает чувство любви.

То есть созерцание мест, в которых оказался поэт, вызывает в нем воспоминания о возлюбленной, и он вновь переживает любовь.

- Структура предложений.

2. Найдите в этих предложениях грамматические основы, отметьте средства связи между частями. Составьте схему 3 предложения.(работа у доски)

[- - - - ----------- не ===========, не ==========];


и [---- -.-.-.- === и ==] - (оттого, что не ====_____ =====)

3. – Почему сначала поэт использует бессоюзные сложные предложения, а затем сложносочиненное с подчинением?

- Первое предложение простой и ясной структуры. Это даже не пейзаж, а именно обозначение мест, которые наблюдает поэт, а также указание на время суток.

Присутствие Пушкина кратко обозначено:

Шумит Арагва подо мной

- 2 бессоюзное сложное предложение состоит из 3-х частей: 1-односоставное, 2 – почти не распространено. Грамматические основы передают состояние поэта, его настроение, а второстепенные члены (дополнение мне и определение моя указывают на того, кто испытывает это состояние грусти. Последняя часть распространена дополнением, который трижды повторяется: тобою, тобой, одной тобой) .

Итак, б.с.п. позволяют кратко и очень четко выразительно передать возникновение и развитие чувств автора: от внешних впечатлений к настроению и воспоминаниям.

Последние предложения передает и характер чувства поэта, и его попытку разобраться в этом чувстве осознать его, поэтому краткость сменяется более плавной интонацией.

4. Обратите внимание на знаки препинания. Какую эмоциональную и смысловую нагрузку они несут?
В б.с.п. точки с запятой подчеркивают фрагментарность настроений поэта.
Затем эти знаки сменяются запятыми при повторе (тобою, тобой, одной тобой). Создается замедленность интонации, поэт сосредоточен на образе возлюбленной.
Особенно выразительно многоточие- пауза нахлынувших воспоминаний. (нахлынули воспоминания, но поэт о них умалчивает).
Тире в конце третьего предложения определяет описание чувства от той части, где осмысливается их причина.

5. Найдите в тексте синтаксические фигуры.
Инверсия в первом предложении создает определенную напевность, ритмичность, ощущение спокойствия.

Во втором предложении лексический повтор: печаль моя светла; печаль моя полна тобою усиливается синтаксический параллелизм.
Этим заостряется внимание на внутреннем состоянии поэта:

его печаль – это определяющее чувство в этот момент, но она светла и легка.

Дальше лексический повтор тобою, тобой, одной тобой – эмоцио-нальный и смысловой центр стихотворения.
В конце чувство автора обретает конкретность, выраженную также лексическим повтором любит-любить.

6. Оксюморон – соединение несочет.
Грустно- легко - особенность
Печаль – светла грусти – легкая, светлая

7. Найдите в тексте синонимы. Выпишите их. С какой целью они используются.

Грустно-печаль-уныние – основное состояние поэта
Не мучит – не тревожит – характер грусти.

8. – Есть ли в тексте слова в переносном значении?

Сердце горит – метафора, передается пылкость сердца.
Мгла лежит.

- С какой целью употребляет их поэт?

9. Найдите в тексте двойное отрицание. Каково его значение? Цель
употребления.

Не любить – не может означает, что сердце обязательно должно любить, что без любви нет жизни. Оно усиливает эмоциональность стихотворения.

Выводы.
Коротко написать о своем понимании стихотворения.
Это стихотворение о любви. Пушкин, оказавшись на Кавказе, вспоминает о своей давней возлюбленной, с которой познакомился в годы южной ссылки. Глядя теперь на холмы в ночной мгле, поэт погружается в воспоминания. Они пробуждают в его душе грусть и печаль о безвозвратно ушедшем чувстве, но одновременно пробуждают в его душе любовь.
Поэтому его печаль светла, и сердце вновь горит. Для Пушкина нет жизни без любви.