Разработка урока по русскому языку по программе «Школа России»Тема: Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок в словах.

Тема: Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок в словах.
Цели: актуализировать знания о правописании предлогов со словами и написании приставок в словах; развивать умение правильно писать гласные в некоторых суффиксах.
Формируемые УУД: п. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Прочитайте стихотворение выразительно.
Какова его тема, главная мысль?
Объясните написание слов с орфограммами.
(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова поля.)
III. Актуализация знаний
Составьте из слов предложения и запишите их. Вставьте пропущенные буквы.
Наш, собрал, мета..олома, то..у, кла... На, было, па..ажиров, много, пеоне. По, машин, шо..е, двигалась, коло..а.
Подчеркните орфограмму в словах. Можно ли проверить эту орфограмму?
Запишите ещё три слова на это правило. (Коллективная проверка.)
IV. Самоопределение к деятельности
Прочитайте слова.
По.хкочил, от..шёл, догадл..вый, п..р..прыгнул, клюв..к, Ван..чка, пр..гулка, догадл..вый.
На какие две группы их можно разделить? (Слова с орфограммой в приставке и слова с орфограммой в суффиксе.)
Для чего нужно уметь определять состав слова? (Состав слова помогает правильно определить орфограмму в слове.)
Какие орфограммы в приставках вы знаете?
Какие орфограммы в суффиксах вы знаете?
Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие орфограммы встречаются в приставках и суффиксах, научиться распознавать орфограммы в приставках и суффиксах и правильно писать слова с этими видами орфограмм.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 100 (с. 61).
Рассмотрите таблицу. Какие части слова представлены в каждой группе?
Какие орфограммы встречаются в приставках, корнях, суффиксах?
Как различить приставки и предлоги? Что надо знать о правописании предлогов и приставок? (Приставки пишутся с корнем слитно, предлоги пишутся с другими словами раздельно.)
Что вы знаете о правописании гласных и согласных в приставках типа по-, до-, за-, про-, под-, от- и т. д.? (Они пишутся всегда одинаково. Их надо запомнить.)
Упр. 101 (с. 61). (Чтение слов и анализ состава слов по цепочке. Подбор синонимов и антонимов, работа со словарями. Учитель обращает внимание учащихся на то, что прилагательные и наречия с приставкой не- можно заменить синонимом этой же части речи: небогатый бедный, неаккуратный неряшливый, небольшой маленький, недалеко близко и т. д. Самостоятельное выполнение письменных заданий. Взаимопроверка.)
Упр. 102 (с. 62).
Рассмотрите схему.
Как определить, какой суффикс надо писать в слове ик или -ек! (Надо изменить форму слова и посмотреть, что происходит с гласным. Если гласный выпадает, пишется суффикс -ек, а если не выпадает суффикс -ик.)
Когда в суффиксе существительного после шипящего пишется о? (Под ударением.)
Запишите в словарик слово билет, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
Объясните значение этого слова с помощью толкового словаря.
Составьте и запишите предложение с этим словом.
(На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)
Упр. 103 (с. 62).
Прочитайте.
Как образовалось слово дружочек! (От слова дружок с помощью суффикса -ек.)
Почему в этом слове пишется суффикс -ек? (Потому что при изменении слова гласный суффикса выпадает: дружочек дружочка!)
А как образовалось слово дружок! (От слова друг с помощью суффикса -ок.)
Почему в суффиксе надо писать о? (Буква о пишется в суффиксах существительных после шипящих под ударением.)
Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
Что происходит в корнях и суффиксах при образовании новых слов?
Выполните письменные задания к упражнению. (Коллективная проверка, самооценка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 104 (с. 63).
Прочитайте.
В какой части слов пропущены буквы? (В суффиксе.)
Какие правила надо применить, чтобы правильно написать слова?
Написание каких суффиксов надо запомнить?
Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке объясняют правописание
слов, называют суффиксы. Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова крючок. Самооценка.)
VIII. Рефлексия
Тестовая работа
1. Приставка часть слова, которая стоит:
1) перед корнем 3) после окончания
2) после корня 4) после суффикса
2. Не существует приставки:
1)с- 3)з-
2) в- 4) о-
3. Укажите случай раздельного написания.
1) (про)студа 3) (про)долг
2) (про)мах 4) (про)дрог
4. Укажите слово с приставкой с-.
1) (з, с)делка 3) (з, с)десь
2) (з, с)дравие 4) (з, с)дание
5. Суффикс служит для:
1) связи слов в предложении
2) изменения слов
3) образования новых слов
4) соединения корня и окончания
6. Укажите слово с суффиксом -ик.
1) ключ..к 3) замоч..к
2) кармаш..к 4) дружоч..к
7. Разберите слова по составу и укажите лишнее слово.
1) белка 3) липка
2) рыбка 4) стопка (Коллективная проверка.)
Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
Правописание каких значимых частей слова мы сегодня повторили?
Что надо помнить о правописании приставок? суффиксов?
Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
Домашнее задание
Упр. 105 (с. 63).