Конспект урока в 7 классе «Правописание приставок. Группы приставок в зависимости от написания. Правописание суффиксов»

Новые образовательные стандарты ФГОС ООО
Урок русского языка в 7 «А» классе
по учебнику русского языка М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И.Капинос
разработала учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ совхоза им. Ленина
Сукманова Ольга Владимировна
2015 год

Тема: «Правописание приставок. Группы приставок в зависимости от написания.
Правописание суффиксов»

Тип урока: Общеметодической направленности. Закрепление изученного.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне:
«У вас всё обязательно получится».
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: научатся понимать точку зрения автора, владеть правильным типом читательской деятельности; самостоятельно использовать приёмы изучающего чтения при работе с различными текстами, а также приёмы слушания, критично относиться к собственному мнению
Регулятивные: научатся соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;
Познавательные: научатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для предметной учебной задачи в несколько шагов.
Предметные результаты: получат представление о трёх группах приставок в зависимости от их написания; добиваться знания перечня приставок и отрабатывать умение применять правила, регулирующие их написание; отрабатывать умение отличать орфограмму в приставке от орфограммы в корне слова; различать приставки на з/с и приставку с-.;
получат представление о тех группах слов, которые имеют суффиксы –ан-, -ян-, -ин-, -онн-, -енн-, -н- в зависимости от их написания, добиваться знания перечня суффиксов и отрабатывать умение применять правила, регулирующие их написание; отрабатывать умение осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их и употреблять на письме слова с этими суффиксами.
Личностные результаты: научатся объяснять положительные и отрицательные оценки поступков (в том числе неоднозначных) с позиции общечеловеческих и национальных гражданских ценностей;

Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

1. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.


2. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «закрепления знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Проверка домашнего задания позволит закрепить изученное в 5-6 классе по теме «Правописание: орфография и пунктуация»
Этап урока.
Используя свои примеры, расскажите, когда употребляется в слове разделительный «Ъ»
Объясните, почему в словах предэкзаменационный, сэкономить, выезжать, двуязычный не пишется «Ъ»
В какой морфеме употребляется разделительный «Ь»
Приведите примеры употребления ь как показателя мягкости согласного и грамматической формы
( учащиеся приводят примеры: разделительный – вьюга
Грамматическая форма – мышь
Мягкость согласного сирень)
Вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая осень.
В облачке водяной пыли вырывается он из – под скалы и , журча , прыгая с камня на камень, уходит вниз, в долину.
Проверка домашнего задания позволит закрепить представление о правописании приставок и потренировать учащихся в определении их значения.
Используется презентация на этапах актуализации, постановки проблемы и закрепления знаний
2 этап урока
Распределите слова группами в зависимости от орфограммы (слова представлены на слайде):
Разбудили, бесконечный, рассуждаем, беззаботный, расщедрились, безжалостный, беззвёздный, бесшумный издалёка, воззвание, извещение, нисходить, воздержаться, разжимать, раззадорить, рассмешить, разжать, воссоединить, расщепить, проехали, сделать, забежать, приехать, привокзальный, приоткрыть, предобрый, преградить.
Слова должны быть записаны в три группы с орфограммой в приставке Приставки на з/с», «Приставки постоянные» и «Приставки пре-/ при-« (на основе материала, изучаемого в 5-6 классах).
2. Проверка проводится с помощью слайда.
- Какие группы у вас получились? Сравните их с группами слов на слайде. Озаглавьте каждую группу по виду орфограммы.
Подчеркните названные орфограммы.
- Что объединяет эти слова? (общий опознавательный признак – наличие выбора звука)
- Обозначьте в этих словах этот опознавательный признак.
- Назовите условия выбора орфограмм.
- На основе графических обозначений сформулируйте правила.
Познавательные УУД
Владеть приёмами анализа и систематизации материала

3. Постановка проблемы (основного вопроса урока)
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?, «Чего мы ещё не знаем?»; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, формулировка темы урока.
Проблемная ситуация.
Ученики читают материал и выполняют задания под рубрикой «определяем основной вопрос урока». ( Этот материал представлен в презентации, в этом случае работа проводится при закрытых учебниках)
При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз опознавательный признак орфограммы – наличие приставок запоминаемых и выбираемых, а также новый вид орфограммы, выбор в приставках согласных з/с и е/и. Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву З или С, Е или И нужно писать в выбираемых приставках?
Регулятивные
УУД
высказывать предположения на основе наблюдения;
формулировать проблему урока;
искать пути решения проблемы;
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

4. Открытие нового знания( выведение алгоритма)
Цель: решение главной задачи и обсуждение проекта её решения; организация самостоятельной исследовательской деятельности; выведение алгоритма.
1.На слайде презентации урока предлагается материал для наблюдения
Кожа – кожаный
( мяч) - мяч из кожи
Песок – песчаный берег
Глина – глиняный кувшин – кувшин из глины
Серебро – серебряный браслет : браслет из серебра
Что обозначают суффиксы: ан, ян
( из чего сделан предмет, они образуют относительные прилагательные.
Гусь, пчела, лошадь
(Кому принадлежит, отвечает на вопрос ЧЕЙ?) Этот суффикс всегда ударный, образуюет притяжательные прилагательные, относится к миру животных
Огонь, утро, революция – «Нельзя потрогать руками»
Слова - исключения

Познавательные УУД
Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель)

Коммуникативные УУД
Умение работать в группах

5. Развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
1. Выполнение упражнений для первичного развития умений.
Работа на ИД. Распредели слова в два столбика в зависимости от выбора буквы З или С, Е или И.
2. Упражнение «Лови ошибку» развивает умение находить и исправлять ошибки в написании слов с орфограммами в приставках: «Правописание приставок на з / с» и «Правописание приставок пре / при», объяснять условия выбора орфограммы, ориентируясь на мнемоническое правило (заучивание слов-исключений).
3. Правописание -н-, -нн- в суффиксах


Познавательные УУД
анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т. д.);
строить логические рассуждения;
производить анализ, синтез, сравнение.

Релакс
Утро( отдыхаем с пользой)


6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Самостоятельная работа. Работа групп над алгоритмами орфограмм, изученных в 5-6 классах
Удалось ли усвоить новые правила?
Учащиеся проверяют себя самостоятельно по ключам, делают вывод:


7. Рефлексия деятельности. Итог урока.
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- Назовите ключевые слова (сочетания слов) урока.
звонкие - глухие согласные;
приставки выбираемые и запоминаемые;
приставки, в которых выбираемая буква зависит от значения слова.
-н-, -нн- в суффиксах
Слова – исключения.

Учащиеся отвечают вопросы:
Какую задачу ставили в начале урока?
Удалось ли решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё для решения поставленной задачи?
Где можно применить новые знания?


Регулятивные
УУД
осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Технологии
Здоровьясбережения, поэтапного формирования умственных действий, проблемного обучения, дифференцированного подхода в обучении, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков, групповой проектной деятельности, информацинно - коммуникационные, диагностика и самодиагностика результатов обучения.


7. Домашнее задание.
1. Составить схемы правил стр . 48
Упр 116, 117
2. Составить самодиктант (с ИКТ-поддержкой) в группах для последующей работы в классе.
Познавательные УУД
Свободно пользоваться электронными ресурсами в учебных целях.



15