Конспект урока Звуки и буквы. Ударение. Состав слова. Однокоренные слова. 5 класс

Предмет: русский язык
Класс: 5
Урок № 4
Тема: Звуки и буквы. Ударение. Состав слова. Однокоренные слова. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание имен собственных.
Цели: 1. обручающие: повторить материал, изученный в 5 классе,
2. развивающие: развивать орфографическую зоркость, связную речь, память. 
3. воспитательные: воспитывать у учащихся познавательный интерес, информационную культуру, культуру речевого общения
тип урока: урок повторения
оборудование: учебник «Русский язык» З.К.Сабитовой, В.К.Павленко; компьютер, проектор, правила- помощники,
методы: словесный, работа с книгой, наглядный, практические.

Ход урока

1.Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка готовности учащихся к уроку
2. Проверка домашнего задания
стр. 5 упр.3
3. Повторение пройденного материала
1. назовите 2 формы речи
2. где мы встречаем устную и письменную речь?
4. Повторение изученного в 5 классе Работа по учебнику
Стр. 13 ответить на вопросы
5. Работа по опорным тетрадям
Алфавит

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К
Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц
Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Всего в русском языке 33 буквы.
10 гласных: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.
21 согласных: б, в, г, д, ж, з, к, л,
м, н, п , р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
2 буквы не обозначают звуков – ь, ъ.

6.Фонетическая разминка.
Сколько раз встречается звук [О] ?
Я спросила у кукушки, сколько лет я проживу. Сосен дрогнули верхушки, желтый луч упал в траву.

Сколько раз встречается звук [З] ?
Зина обратилась с просьбой к Лизе.

Сколько раз встречается звук [О] ?
Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.

7.Расставьте по алфавиту словарные слова. Запомните их написание.
Везде, медуза, республика, беседовать, гитара, алфавит, каталог, шоколад, аппарат, баклажан, винегрет, богатырь, приключение.

8. Работа в тетради «Ударение»
упр. 35. стр. 13 (выписать 1. слова с ударением на 1 слоге, 2. слова с ударением на последнем)
1. верба, засуха, компас, ненависть, свёкла.
2. Арбуз, документ, километр, магазин, молодежь, партер, портфель, процент, сирота, столяр.
«Однокоренные слова»
Стр.13. упр.36 (подбери проверочные однокоренные слова. Спиши, вставляя пропущенные буквы)
Удивительный вечер – диво, скрипучие двери- скрип, приближаться к цели- близко, укротить тигра- кроткий, объединиться в группу- единый, опытный водитель – водит, деловой человек- дело.
«Состав слова»
Стр.18 упр.53
Разобрать по составу: заря, солнце, солнышко, снег, снежок, снежный, лететь. прилететь.
9. Метаграммы. (Слайды 9-10)
Заменяя всего один звук в слове, отгадайте новое слово.
а) Хоть мала я, но взгляни: Весь мир в себе я отражаю. А “к” на “ц” перемени И по болоту зашагаю. (капля – цапля)
б) С “к” я в школе на стене, Горы, реки есть на мне. С “п”  от вас не утаю Тоже в школе я стою. (карта – парта)

в) Я зверь свирепый, хитрый, злой. Но дело в букве лишь одной; Скорей смените букву эту, Я тотчас превращусь в планету. (барс – Марс)
г) С “ч” летаю над волною, С “л” не дам волкам покою,  С “м” - футболка - безрукавка,  С “з” скачу в лесу по травке,  С “г” меня крепи к детали Из железа или стали. (чайка – лайка – майка – зайка – гайка) 10. Домашняя работа
выучить правило
упр. 42
11. Итоги урока