Рабочие программы по информатике 6-9 (ГОС)


Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1 г. Орска»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
____________ Т.А.Грунина«____» ________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ИНФОРМАТИКА
6-11 классы
БАХУРЕВИЧ СВЕТЛАНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
2015-2016 уч.г.
Рабочая программа «Информатика»/ составитель С.В.Бахуревич. – Орск: МАОУ «Гимназия №1 г. Орска», 2015. - 27 с.
Предназначена для преподавания предмета федерального (регионального, школьного) компонента учащимся 6- 11 класса.
Составитель ___________ С.В.Бахуревич подпись
24.08.2015 г.
Рабочая программа:
- обсуждена на заседании школьного методического объединения учителей математики и информатики ___.___.20___ г., Протокол № __
- согласована на заседании научно-методического совета гимназии ___.___.20___ г.,Протокол № _
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273 – ФЗ.
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 (ред.от 31.01.2012 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);
Локальный нормативный акт МАОУ «Гимназия №1 г. Орска» «О рабочей программе учебного предмета».
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования. Она соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебного плана на 2015-2016 уч.год на изучение информатики в 6-8 классах отводится по 1 часу в неделю (34 учебных часа), в 9-х классах -2 часа в неделю (68часов) , в 10 классе физико-математического профиля -4 часа в неделю (136 часов), в 11 классе социально-экономического профиля-31 час в неделю (34 часа)
Обоснование выбора УМК
Для реализации Рабочей программы в 6-7 классах используется учебно-методический комплект, включающий: учебник «Информатика и ИКТ. 6класс. Босова Л.Л.,», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012; учебник «Информатика и ИКТ. 7 класс. Босова Л.Л.,», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012; «Рабочая тетрадь по информатике для 6 класса», Босова Л.Л., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012; ; «Рабочая тетрадь по информатике для 7 класса», Босова Л.Л., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и методического пособия «Уроки информатики в 5-7 классах», Л. Босова, А. Босова - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 год.
В учебниках представлена логика обучения пропедевтическому курсу информатики и ИКТ, которая отражает идею о том, что данный этап является наиболее благоприятным для формирования инструментальных (операциональных) ресурсов развития личности, что позволяет достичь межпредметных образовательных связей (на определённом уровне) на базе информатики и информационных технологий. В структуре учебников представлены следующие разделы:
1. «Оглавление». Название параграфов и разделов после параграфов с указанием страниц каждого.
2. «Ваш учебник» или «Введение». Диалог с учеником о начале или о продолжении изучения нового учебного курса, важности умения самостоятельно работать с учебником, знакомство со специальными значками-опорами для ориентировки работы с текстами учебника (5, 6, 7 классы), акцентирование на умении чтения как одного их основных видов информационной деятельности человека, знакомство с основными моментами смыслового чтения, которые необходимо принимать во внимание при работе с учебными текстами (6 класс), актуализация умений, необходимых современному молодому человеку, которыми можно овладеть, изучая информатику и информационные технологии.3. Главы, состоящие из нескольких параграфов. Параграф состоит из следующих частей: 1) актуализация имеющихся знаний; 2) новые знания; 3) ссылка на дополнительный материал для любознательных отдельной одноимённой главы (в некоторых параграфах); 4) ключевая информация параграфа «Самое главное»( 6 классы); 5) вопросы и задания.
4. «Материал для любознательных» - научно-популярные тексты (6 классы - опережающее обучение).
5. «Компьютерный практикум» - специальная глава с тематическими практическими работами.
6. «Терминологический словарик». Теоретические понятия из параграфов учебника.
7. «Справочный материал». Справки по работе с компьютером – техника безопасности, функциональные сочетания клавиш, форматирование текстов, системы команд исполнителей и т.п.
Для реализации Рабочей программы в 8-9 классах, в 11 классе социально-экономического профиля выбран УМК И.Г.Семакина.
Данный УМК является результатом развития учебно-методического комплекса, выпускаемого издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний». Новый УМК ориентируется на действующий ныне Базисный учебный план (федеральный компонент) (ФК БУП) для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, образовательные стандарты по информатике и информационным технологиям для основного и среднего (полного) образования (от 2004 г.) и примерные программы изучения дисциплины, рекомендуемые Министерством образования и науки РФ.
Учебники содержат теоретический материал курса. Материал для организации практических занятий (в том числе, в компьютерном классе) сосредоточен в задачнике-практикуме. Задачник-практикум дает обширный материал для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся. В нем содержатся задания как для теоретического выполнения, так и для практической работы на компьютере. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание практической работы по времени и по уровню сложности.
Учебники обеспечивают возможность двухуровневого изучения теоретического содержания некоторых разделов курса. В учебнике для каждого класса, помимо основной части, содержащей материал для обязательного изучения (в соответствии с ГОС), присутствует вторая часть под названием «Материал для углубленного изучения курса». Эта часть состоит из дополнений к отдельным главам первой части.
При организации профильного обучения в 10 физико-математическом классе был выбран УМК Н.Г. Угриновича. Содержание учебников «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» для 10 класса и «Информатика и ИКТ 11» на профильном уровне соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на профильном уровне.Учебники «Информатика и ИКТ. Профильный курс» для 10 и 11 классов соответствуют образовательному стандарту по предмету и ориентирован на информационно-технологический и физико-математический профиль в объеме преподавания 4 часа в неделю (140 часов).
Учебники «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» для 10 и 11 классов входят в состав учебно-программного и методического комплекса, который обеспечивает изучение курса «Информатика и ИКТ» в соответствии с образовательным стандартом.
В состав комплекса входят:
учебники по базовому курсу: «Информатика-8» и «Информатика-9»;
учебники по профильному курсу: «Информатика и ИКТ. Профильный курс» для 10 класса и «Информатика и ИКТ. Профильный курс» для 11 класса;
методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе», включающее:
Windows-CD, содержащий программную поддержку курса и компьютерный практикум для работы в операционной системе Windows;
Visual Studio-CD (по лицензии Microsoft), содержащий дистрибутивы систем объектно-ориентированного программирования языков Visual Basic .Net, Visual C# и Visual J# ;
Linux-CD, содержащий операционную систему AltLinux и программную поддержку курса.
В учебниках «Информатика и ИКТ. Профильный курс» для 10 и 11 классов не даются определения понятиям, введенным в базовом курсе (сделаны ссылки на учебники базового курса), т.к. предполагается, что базовый курс «Информатика и ИКТ» изучен учащимися в 8-9 классах основной школы.
Учебники «Информатика и ИКТ. Профильный курс» для 10 и 11 классов ориентированы на закрепление теоретических знаний с использованием практических работ. Важно, что дистрибутивы, необходимые для выполнения практических работ, а также готовые проекты и решения содержатся на Windows-CD и Visual Studio-CD, и учитель или учащиеся могут воспользоваться ими.
Учебники «Информатика и ИКТ. Профильный курс» для 10 и 11 классов содержат в некоторых случаях более общепринятые в информатике синонимы терминам, используемым в стандарте. Например, в учебнике употребляется термин «рекурсивная функция», тогда как в стандарте употребляется термин «вычислимая функция».
В главе 1 «Архитектура компьютера и защита информации» учебника «Информатика и ИКТ. Профильный курс» для 10 класса вопросам защиты информации уделяется большее место, по сравнению со стандартом. Объяснение этому простое, стандарт разрабатывался несколько лет назад, а проблема защиты информации вышла на первый план именно в последние годы.
В главе 4 «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования» учебника «Информатика и ИКТ. Профильный курс» для 10 класса учащиеся будут изучать основы и принципы алгоритмизации и программирования, а не какой-либо один язык программирования. Проекты могут выполняться на четырех языках объектно-ориентированного программирования (Visual Basic .Net, Delphi, Visual C# и Visual J#).
Выбор данных новейших систем программирования обусловлен следующими причинами:
объектно-ориентированное программирования – это современный стиль программирования, который органически включает алгоритмическое программирование;
объектно-ориентированное программирование на платформе .NET поддерживается и продвигается крупнейшими разработчиками программного обеспечения (корпорацией Microsoft, компаниями Borland, Novell и др.) и его используют более 80% программистов в мире;
учителя и учащиеся получат свободно распространяемые дистрибутивы систем объектно-ориентированного программирования Visual Basic .Net, Visual C# и Visual J# на Visual Studio-CD (который выпускается по лицензии Microsoft), и Delphi 6 на Windows-CD, что особенно важно в условиях ужесточения борьбы с компьютерным пиратством.
Методика преподавания по данным учебникам предполагает широкое использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение.
Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии, биологии, экономики и др. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика и ИКТ» межпредметный характер.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности.На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено
в познавательной деятельности:
на освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
на овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
на развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;
На воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
на выработку навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
в информационно-коммуникативной деятельности:
на обеспечение вхождение учащихся в информационное общество.
на формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность.
на формирование у школьника представления об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
на формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
в рефлексивной деятельности:
на воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией.
Обязательный минимум содержания учебного предмета
Информационные процессы
Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. УПРАВЛЕНИЕ, ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, ИСКАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ, скорость передачи информации.
Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, ГРАФЫ. ВОСПРИЯТИЕ, ЗАПОМИНАНИЕ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИГНАЛОВ ЖИВЫМИ ОРГАНИЗМАМИ.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.
Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.
Информационные технологии
Основные устройства ИКТ
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т.д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.
Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):
- изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);
- текстов (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);
- музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);
- таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.
Создание и обработка информационных объектов
Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, филология, искусство.
Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).
Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, искусство, материальные технологии.
ЗВУКИ И ВИДЕОИЗОБРАЖЕНИЯ. КОМПОЗИЦИЯ И МОНТАЖ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОСТЫХ АНИМАЦИОННЫХ ГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ.
Образовательные области приоритетного освоения: языки, искусство; проектная деятельность в различных предметных областях.
Поиск информации
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.
Образовательные области приоритетного освоения: обществоведение, естественнонаучные дисциплины, языки.
Проектирование и моделирование
Чертежи. Двумерная и ТРЕХМЕРНАЯ графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.
Простейшие управляемые компьютерные модели.
Образовательные области приоритетного освоения: черчение, материальные технологии, искусство, география, естественнонаучные дисциплины.
Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, естественнонаучные дисциплины, обществоведение (экономика).
Организация информационной среды
Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки, обществоведение, естественнонаучные дисциплины.
Требования к уровню подготовки выпускников
Базовый курс
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:
знать/понимать:
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Профильный курс
10 класс физико-математический
В результате изучения информатики и информационных технологий на профильном уровне ученик должен знать/понимать:
логическую символику;
основные конструкции языка программирования;
свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алгоритма;
виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;
общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;
назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;
базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;
нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности;
способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
уметь:
выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;
оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных; пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;
выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска и отбора информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией;
представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети); создания собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек;
подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;
личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;
соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.
11 класс социально-экономический
Информационные системы
Учащиеся должны знать: - назначение информационных систем, состав информационных систем, разновидности информационных систем
Гипертекст
Учащиеся должны знать: что такое гипертекст, гиперссылка, средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)
Учащиеся должны уметь: автоматически создавать оглавление документа, организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.
Интернет как информационная система
Учащиеся должны знать: - назначение коммуникационных служб Интернета, назначение информационных служб Интернета, что такое прикладные протоколы, основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес, что такое поисковый каталог: организация, назначение, что такое поисковый указатель: организация, назначениеУчащиеся должны уметь: работать с электронной почтой, извлекать данные из файловых архивов, осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
Web-сайт.Учащиеся должны знать: - какие существуют средства для создания web-страниц, в чем состоит проектирование web-сайта, что значит опубликовать web-сайт, возможности текстового процессора по созданию web-страниц
Учащиеся должны уметь:, создать несложный web-сайт с помощью MS Word., создать несложный web-сайт на языке HTML (углубленный уровень)
Геоинформационные системы (ГИС)
Учащиеся должны знать: - что такое ГИС. области приложения ГИС. как устроена ГИС,приемы навигации в ГИС
Учащиеся должны уметь: осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС
Базы данных и СУБД
Учащиеся должны знать: что такое база данных (БД), какие модели данных используются в БД, основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ, определение и назначение СУБД, основы организации многотабличной БД, что такое схема БД. что такое целостность данных, этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД
Учащиеся должны уметь:
- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)
Запросы к базе данных
Учащиеся должны знать: - структуру команды запроса на выборку данных из БД. организацию запроса на выборку в многотабличной БД, основные логические операции, используемые в запросах, правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов
Учащиеся должны уметь: реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов,реализовывать запросы со сложными условиями выборки, реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень), создавать отчеты (углубленный уровень)
Моделирование зависимостей; статистическое моделирование
Учащиеся должны знать: понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины, что такое математическая модель, формы представления зависимостей между величинами, для решения каких практических задач используется статистика;
- что такое регрессионная модель
- как происходит прогнозирование по регрессионной модели
Учащиеся должны уметь: используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов, осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели
Социальная информатика
Учащиеся должны знать: что такое информационные ресурсы общества, из чего складывается рынок информационных ресурсов, что относится к информационным услугам, в чем состоят основные черты информационного общества, причины информационного кризиса и пути его преодоления
- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества, основные законодательные акты в информационной сфере, суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации
Учащиеся должны уметь:соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности
Методическое обеспечение учебного предмета:
5-7 класс
Учебник:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Пособия для учащихся:
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2013
Дидактическая литература:
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Методическая литература:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

ЭОРы, ЦОРы:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах. 1, 2, 3, 4 класс. – М.: Баласс, 2004
Информационные источники сложной структуры:
«Графика-плюс. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации» (ЗАО «Е-Паблиш»);
«Информатика. 8–9 классы» (ЗАО «1С Акционерное общество»)
«Интерактивный задачник по информатике для младших школьников. 2–6 классы» (ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»).«Руки солиста» (ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»).«Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы» (ЗАО«Телевизионное объединение–продюсерский центр «Школа») Инновационный учебно-методический комплекс «Информатика. 1-4 классы»
(ОАО «Издательство «Просвещение»)
8 класс
Учебники:
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса.
Пособия для учащихся:
Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Дидактическая литература:
Информатика и ИКТ. Основная школа: комплект плакатов и методическое пособиеАвторы: Самылкина Н. Н., Калинин И. А.БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
Методическая литература:
И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
ЭОРы, ЦОРы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/Параграфы учебника Типы и названия ЦОР
Введение. Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК Слайды: Место информатики в системе наук, ИКТ в современном мире, Цели и задачи изучения предмета «Информатика и ИКТ», Техника безопасности и санитарные нормы
Упражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание № 1
§ 1 – 4 Структурированный список Логическая схема понятий по теме: «Человек и информация»
Упражнения для самостоятельной работы: Кроссворд по теме: «Человек и информация», Тренировочный тест к главе 1 «Человек и информация»
Экзамен: Итоговый тест к главе 1 «Человек и информация»
§ 1. Информация и знания Слайды: Информация и знания. Классификация знаний, Информативность сообщений
§ 2. Восприятие и представление информации Слайды: Восприятие информации, Информация и письменность, Языки естественные и формальные, Формы представления информации
Упражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание № 2
§ 3. Информационные процессы Слайды: Виды информационных процессов, Хранение информации, Передача информации, Обработка информации
Упражнение для самостоятельной работы: Домашнее задание № 3
§ 4. Измерение информации Слайды: Алфавитный подход к измерению информации, Единицы информации, Информационный объем текста, Количество информации в сообщении
Упражнения для самостоятельной работы: Интерактивный задачник. Раздел «Измерение информации», Домашнее задание № 4
§§ 5 – 12 Структурированный список: Логическая схема понятий по теме: «Первое знакомство с компьютером»
Упражнения для самостоятельной работы: Тренировочный тест к главе 2 «Первое знакомство с компьютером», Кроссворд по теме: «Первое знакомство с компьютером»
§ 5. Назначение и устройство компьютера Упражнения для самостоятельной работы: Практическое задание № 1
Слайды: Аналогия между компьютером и человеком, Информационный обмен в компьютере, Принципы фон Неймана, Схема устройства компьютера
§ 6. Компьютерная память Слайды: Внутренняя память ЭВМ, Носители и устройства внешней памяти
Модель: Программа-тренажер «Устройство компьютера-1»
Упражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание № 5
§ 7. Как устроен персональный компьютер (ПК) Слайды: Структура персонального компьютера, Основные устройства персонального компьютера
§ 8. Основные характеристики персонального компьютера Слайд: Основные характеристики персонального компьютера
Модель: программа-тренажер «Устройство компьютера–2»
Упражнения для самостоятельной работы: Практическое задание № 2, Домашнее задание № 6
§ 9. Программное обеспечение компьютера Слайды: Структура программного обеспечения ПК, Прикладное программное обеспечение
§ 10. О системном ПО и системах программирования Слайды: Системное программное обеспечение, Операционная система, Системы программирования
Упражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание № 7
§ 11. О файлах и файловых структурах Слайды: Файлы и файловые структуры, Файловая структура диска, Имя файла. Путь к файлу, Таблица размещения файлов
Интерактивные слайды: Окно проводника Windows, Операции с файлами и папками Windows, Файловый менеджер Windows Commander
Упражнения для самостоятельной работы: Практическое задание № 3, Домашнее задание № 8
§ 12. Пользовательский интерфейс
Слайды: Разновидности пользовательского интерфейса, Объектно-ориентированный графический интерфейс
Интерактивные слайды: Рабочий стол Windows, Элементы оконного интерфейса Windows, Главное меню Windows, Использование буфера обмена для копирования, связывания и внедрения объектов Windows, Типы меню и их использование в Windows, Индивидуальная настройка рабочего стола Windows
§§ 13 – 17 Структурированный список: Логическая схема понятий по теме: «Текстовая информация и компьютер»
Упражнение для самостоятельной работы: Кроссворд по теме: «Текстовая информация и компьютер», Тренировочный тест к главе 3 «Текстовая информация и компьютер»
Экзамен: Итоговый тест к главе 3 «Текстовая информация и компьютер»
§ 13. Тексты в компьютерной памяти Слайды: Тексты в компьютерной памяти, Способы обработки и хранения текстов, Свойства компьютерных документов, Кодирование текста. Таблица кодировки, Текстовые файлы, Гипертекст
Упражнения для самостоятельной работы: Интерактивный задачник. Раздел «Представление символьной информации», Домашнее задание № 10
§ 14. Текстовые редакторы Слайды: Текстовые редакторы: назначение и классификация, Структурные единицы текста, Среда текстового редактора,
§ 15. Работа с текстовым редактором Слайды: Основные режимы работы текстового редактора, Режим ввода – редактирования текста, Управление шрифтами, Форматирование текста, Работа с фрагментами текста, Многооконный режим работы
Интерактивные слайды: Интерфейс MS WORD, Форматирование текста в MS WORD, Работа с фрагментами текста в MS WORD
Таблицы команд: Ввод и редактирование текста в MS WORD, Перемещение по тексту в MS WORD
Упражнения для самостоятельной работы: Практическое задание № 4, Практическое задание № 5, Практическое задание № 6
Таблица шрифтов: Шрифты MS Word
Учебный текст: Поиск и замена в MS WORD
§ 16. Дополнительные возможности текстовых процессоров Интерактивные слайды: MS WORD, Стили в MS WORD, Работа с графикой в MS WORD, Шаблоны в MS WORD, Дополнительные возможности текстовых процессоров
Упражнения для самостоятельной работы:
Практическое задание № 7, Домашнее задание № 11
Учебный текст: Проверка текста; исправление ошибок в MS WORD
§§ 13 – 16 Контрольная работа: Практическое задание № 8
§§ 18 – 22 Структурированный список: Логическая схема понятий по теме: «Графическая информация и компьютер»
Упражнения для самостоятельной работы: Кроссворд по теме: «Графическая информация и компьютер»
§ 18. Компьютерная графика
Интерактивные слайды: Компьютерная графика, Этапы развития средств компьютерной графики, Области применения компьютерной графики, Художественная и рекламная графика, Статические графические объекты, Анимированные графические объекты
§ 19. Технические средства компьютерной графики
Интерактивные слайды: Система вывода изображения на экран монитора, Принцип работы монитора, Видеоконтроллер, Устройства ввода информации в компьютер, Принцип работы сканера
Упражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание № 12, Практическое задание № 9
§ 20. Как кодируется изображение Интерактивные слайды: Растровое представление изображения, Кодирование цвета
Упражнения для самостоятельной работы:
Практическое задание № 10, Домашнее задание № 13
§ 21. Растровая и векторная графика Интерактивные слайды: Растровая и векторная графика, Особенности растровой и векторной графики, Интерфейс графического редактора CorelDraw, Изображение объектов в CorelDraw
Слайд-шоу: Действия с объектами в CorelDraw
Упражнения для самостоятельной работы:
Практическое задание № 12, Домашнее задание № 14
§ 22. Работа с графическим редактором растрового типа Слайд-шоу: Возможности графического редактора, Режимы работы графического редактора, Работа с текстом в Paint, Редактирование рисунка в Paint
Интерактивные слайды: Среда графического редактора Paint, Базовые инструменты в Paint, Рисование линий в Paint, Рисование геометрических фигур в Paint, Закрашивание областей рисунка в Paint, Работа с фрагментами изображения в Paint
Упражнения для самостоятельной работы: Практическое задание № 11
§§ 23 – 26 Структурированный список: Логическая схема понятий по теме: «Технологии мультимедиа»
Упражнение для самостоятельной работы: Кроссворд по теме: «Технологии мультимедиа»
§ 23. Что такое мультимедиа Интерактивный слайд: Технологии мультимедиа,
§ 24. Аналоговой и цифровой звук Интерактивный слайд: Аналоговое и цифровое представление звука
§ 25. Технические средства мультимедиа Интерактивный слайд: Технические средства мультимедиа
Упражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание № 15
§ 26. Компьютерные презентации Интерактивные слайды: Интерфейс программы PowerPoint, Создание слайда в PowerPoint
Слайд-шоу: Демонстрационная интерактивная презентация, Демонстрационная непрерывная презентация, Создание новой презентации в PowerPoint, Режимы отображения слайдов в PowerPoint, Работа с объектами в PowerPoint, Настройка анимации и звука в PowerPoint, Изменение оформления слайдов в PowerPoint, Демонстрация презентации в PowerPoint,
Упражнения для самостоятельной работы: Практическое задание № 13, Практическое задание № 14
§§18 – 26 Упражнения для самостоятельной работы: Тренировочный тест к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5 «Технология мультимедиа»
Экзамен: Итоговый тест к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5 «Технология мультимедиа»
§§ 1 – 26 Упражнения для самостоятельной работы: Тренировочный тест по курсу 8 класса
Итоговый тест по курсу 8 класса
9 класс
Учебник:
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Пособия для учащихся
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Дидактическая литература:
Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера,. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Методическая литература:
Семаким И.Г. Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
ЭОРы, ЦОРы:
Параграфы учебника Типы и названия ЦОР
§§ 1 – 5 Структурированный список: Логическая схема понятий по теме: «Компьютерные сети»
Упражнение для самостоятельной работы: Кроссворд по теме: «Компьютерные сети», Тренировочный тест к главе 1 «Передача информации в компьютерных сетях»
Экзамен: Итоговый тест к главе 1 «Передача информации в компьютерных сетях»
§ 1. Как устроена компьютерная сеть
Слайды: Устройство компьютерных сетей, Локальные сети, Глобальные сети, Модели различных конфигураций локальной сети.
Упражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание № 1, Практическое задание № 1
§ 2. Электронная почта и другие услуги сетей Слайды: Электронная почта, Телеконференции, Услуги компьютерных сетей
Интерактивные слайды:
Окно почтовой программы Outlook Express, Чтение почты в Outlook Express, Создание и передача сообщения в Outlook Express, Адресная книга в Outlook Express
Упражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание № 2, Практическое задание № 2
§ 3. Аппаратное и программное обеспечение сети Слайды: Аппаратное и программное обеспечение сетей, Технические средства глобальной сети, Программное обеспечение сетевых услуг
§ 4 – 5 Упражнения для самостоятельной работы: Практическое задание № 6
§ 4. Интернет и Всемирная паутина Интерактивные слайды: Что такое Интернет, Пакетная передачи данных в Интернете, Окно браузера Internet Explorer, Ввод и сохранение адресов Internet Explorer, Домашняя страница Internet Explorer, Навигация по web-страницам в Internet Explorer,
Упражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание № 3, Практическое задание № 3
§ 5. Способы поиска в Интернете Слайды: Организация поиска информации, Язык запросов поисковой системы
Интерактивный слайд: Работа поисковой системы в Интернете
Упражнения для самостоятельной работы: Практическое задание № 4, Практическое задание № 5
§§ 6 – 9 Структурированный список: Логическая схема понятий по теме «Информационное моделирование»
Упражнение для самостоятельной работы: Кроссворд по теме: «Информационное моделирование», Тренировочный тест к главе 2 «Информационное моделирование»
Экзамен: Итоговый тест к главе 2 «Информационное моделирование»
§ 6. Что такое моделирование
Слайды: Моделирование натурное и информационное, Классификация моделей, Типы информационных моделей
§ 7. Графические информационные модели Слайд: Примеры графических моделей
Упражнения для самостоятельной работы: Интерактивный задачник, раздел «Графические модели», Домашнее задание № 4
§ 8 Табличные модели Слайд: Примеры табличных моделей
Упражнения для самостоятельной работы: Интерактивный задачник, раздел «Табличные модели», Домашнее задание № 5
§ 9. Информационное моделирование на компьютере Слайд: Типы компьютерных моделей
Модели: Демонстрационная математическая модель, Демонстрационная имитационная модель
Упражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание № 6, Практическое задание № 7
§§ 10 – 15 Структурированный список: Логическая схема понятий по теме: «СУБД и базы данных»
Упражнения для самостоятельной работы: Тренировочный тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в базах данных», Кроссворд по теме: «СУБД и базы данных»
Экзамен: Итоговый тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в базах данных»
§ 10. Основные понятия (базы данных) Слайды: Базы данных и информационные системы, Реляционные базы данных, Типы полей в реляционных БД
Интерактивные слайды: Первичный ключ БД
Упражнения для самостоятельной работы: Интерактивный задачник, раздел «Реляционные структуры данных», Домашнее задание № 7
§ 11. Что такое система управления базами данных Слайды: Назначение СУБД, Режимы работы СУБД, Интерфейс СУБД
Интерактивные слайды: Основные объекты базы данных в СУБД Access, Окно базы данных в СУБД Access, Основные типы данных в СУБД Access
Упражнения для самостоятельной работы: Практическое задание № 8
§ 12. Создание и заполнение баз данных Слайды: Типы и форматы полей в СУБД, Порядок создания и заполнения БД
Интерактивные слайды: Создание таблиц в режиме конструктора таблиц в СУБД Access, Установка связей между таблицами в СУБД Access, Ввод и просмотр данных в режиме таблицы в СУБД Access,
Ввод и редактирование данных через формы в СУБД Access
Упражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание № 8, Практическое задание № 9
§ 13. Условия выбора и простые логические выражения Слайд: Структура команды выбора
Интерактивные слайды: Простое логическое выражение – условие выбора, Типы запросов к базе данных в СУБД Access, Создание запроса на выборку в режиме конструктора запросов в СУБД Access
Упражнения для самостоятельной работы: Интерактивный задачник, раздел «Поиск данных в БД», Домашнее задание № 9, Практическое задание № 10
§ 14. Условия выбора и сложные логические выражения Интерактивный слайд: Условия выбора и сложные логические выражения
Упражнения для самостоятельной работы: Интерактивный задачник, раздел «Логические выражения в запросах», Домашнее задание № 10, Практическое задание № 11
§ 15. Сортировка, удаление и добавление записей Интерактивные слайды: Сортировка записей в базе данных, Создание запросов на добавление, удаление, обновление в СУБД Access, Создание отчетов в СУБД Access
Упражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание № 11, Практическое задание № 12, Практическое задание № 13
§ 16 – 17 Упражнения для самостоятельной работы : Тренировочный тест № 3
§§ 16 – 24 Структурированный список: Логическая схема понятий по теме: «Электронные таблицы»
Упражнения для самостоятельной работы: Кроссворд по теме: «Электронные таблицы», Тренировочный тест к главе 4 «Табличные вычисления на компьютере»
Экзамен: Итоговый тест к главе 4 «Табличные вычисления на компьютере»
§ 16. Двоичная система счисления Интерактивные слайды: Развернутая форма записи числа, Перевод десятичных чисел в другие системы счисления, Перевод недесятичных чисел в десятичную систему счисления, Арифметические операции в позиционных системах счисления, Сложение и вычитание одноразрядных двоичных чисел, Сложение и вычитание многоразрядных двоичных чисел, Умножение и деление двоичных чисел
Упражнения для самостоятельной работы: Интерактивный задачник, раздел «Системы счисления», Домашнее задание № 12
§ 17. Числа в памяти компьютера Интерактивные слайды: Числа в памяти компьютера, Представление целых чисел в памяти компьютера
Упражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание № 13
§ 18. Что такое электронная таблица Слайды: Назначение и возможности электронных таблиц, Структура электронной таблицы, Режимы отображения электронной таблицы
Интерактивные слайды: Интерфейс MS Excel, Перемещение по таблице MS Excel
Иллюстрация: Демонстрационная электронная таблица
Упражнения для самостоятельной работы: Практическое задание № 14
§ 19. Правила заполнения таблицы Слайды: Ввод информации в электронную таблицу, Подготовка электронной таблицы к расчетам
Интерактивные слайды: Ввод и редактирование данных в MS Excel, Манипулирование фрагментами таблицы (очистка и удаление ячеек, добавление строк и столбцов, перемещение, копирование, автозаполнение) MS Excel, Формулы в MS Excel, Основные функции MS Excel, Форматирование таблицы MS Excel,
Упражнения для самостоятельной работы: Интерактивный задачник, раздел «Электронные таблицы. Запись формул», Домашнее задание № 14
§ 20. Работа с диапазонами. Относительная адресация Слайды: Диапазон (блок) электронной таблицы, Функции обработки диапазонов, Операции манипулирования с диапазонами ЭТ, Сортировка таблицы
Интерактивный слайд: Сортировка данных в таблице MS Excel
Упражнения для самостоятельной работы: Интерактивный задачник, раздел «Статистические функции в электронных таблицах», Домашнее задание № 15, Практическое задание № 15
§ 21. Деловая графика. Условная функция Слайды: Деловая графика. Типы диаграмм, Условная функция
Интерактивный слайд: Создание диаграмм MS Excel
Иллюстрация: Демонстрационная таблица с диаграммами
§ 22. Логические функции Слайд: Логические функции в электронных таблицах
Упражнения для самостоятельной работы: Интерактивный задачник, раздел «Логические формулы в электронных таблицах», Домашнее задание № 16, Практическое задание № 16
§ 23. Электронные таблицы и математическое моделирование Слайд: Этапы математического моделирования на компьютере
Иллюстрация: Демонстрационная версия математической модели на ЭТ
§ 24. Имитационные модели в электронных таблицах Иллюстрация: Демонстрационная версия имитационной модели на ЭТ
Упражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание № 17
§ 25. Управление и кибернетика Интерактивный слайд: Зарождение и предмет кибернетики, Компьютер и управление
§ 26. Управление с обратной связью Интерактивные слайды: Кибернетическая модель управления, Линейные алгоритмы управления, Нелинейные алгоритмы управления
Упражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание № 18
§ 27. Определение и свойства алгоритма Происхождение и определение понятия алгоритма, Исполнитель алгоритма, Свойства алгоритма
Упражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание № 19
§§ 28 – 31 Модель: Графический исполнитель «Стрелочка»
§ 28. Графический учебный исполнитель Интерактивные слайды: Архитектура исполнителя «Стрелочка»: простые команды, Демонстрация линейного алгоритма «Квадрат», Демонстрация линейного алгоритма «Буква Т»
Упражнения (задачи): Конструирование линейного алгоритма «Квадрат» в среде исполнителя «Стрелочка», Конструирование линейного алгоритма «Буква Т» в среде исполнителя «Стрелочка»
Экзамен: Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Линейные алгоритмы» (1 уровень сложности), Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Линейные алгоритмы» (2 уровень сложности), Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Линейные алгоритмы» (3 уровень сложности)§ 29. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы Интерактивные слайды: Вспомогательные алгоритмы, Нисходящий и библиотечный методы построения сложных алгоритмов, Архитектура исполнителя «Стрелочка»: реализация процедур
Слайд-шоу: Демонстрация алгоритма с процедурами «Число 1919» в среде исполнителя «Стрелочка»
Упражнение (задача) Конструирование алгоритма с процедурами «Число 1919» в среде исполнителя «Стрелочка»
Экзамен: Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Вспомогательные алгоритмы»
(1 уровень сложности), Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Вспомогательные алгоритмы» (2 уровень сложности), Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Вспомогательные алгоритмы»
(3 уровень сложности)
Упражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание № 20
§ 30. Циклические алгоритмы Интерактивные слайды: Циклические алгоритмы, Архитектура исполнителя «Стрелочка»: реализация циклов
Слайд-шоу: Демонстрация циклического алгоритма «Линия» в среде исполнителя «Стрелочка», Демонстрация циклического алгоритма «Рамка» в среде исполнителя «Стрелочка», Демонстрация циклического алгоритма « Разлиновка» в среде исполнителя «Стрелочка»Упражнения (задачи): Конструирование циклического алгоритма «Линия» в среде исполнителя «Стрелочка», Конструирование циклического алгоритма «Рамка» в среде исполнителя «Стрелочка», Конструирование циклического алгоритма «Разлиновка» в среде исполнителя «Стрелочка»Экзамен: Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Циклические алгоритмы»
(1 уровень сложности), Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Циклические алгоритмы»
(2 уровень сложности), Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Циклические алгоритмы»
(3 уровень сложности)
Упражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание № 21
§ 31. Ветвление и последовательная детализация алгоритма Интерактивные слайды: Полное и неполное ветвление, Архитектура исполнителя «Стрелочка»: реализация ветвлений, Демонстрация алгоритма с ветвлением «Орнамент» в среде исполнителя «Стрелочка»
Слайд-шоу: Демонстрация сложного алгоритма с ветвлением в среде исполнителя «Стрелочка»
Упражнения (задачи): Конструирование алгоритма с ветвлением «Орнамент» в среде исполнителя «Стрелочка», Конструирование сложного алгоритма с ветвлением в среде исполнителя «Стрелочка»
Экзамен: Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Алгоритмы с ветвлением»
(1 уровень сложности), Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Алгоритмы с ветвлением»
(2 уровень сложности), Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Алгоритмы с ветвлением»
(3 уровень сложности)
Упражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание № 22
§ § 25 – 31 Упражнения для самостоятельной работы: Тренировочный тест к главе 5 «Управление и алгоритмы»
Экзамен: Итоговый тест к главе 5 «Управление и алгоритмы»
§§ 32 – 43 Структурированный список: Логическая схема понятий по теме: «Программное управление работой компьютера»
§ 32. Что такое программирование Интерактивный слайд: Назначение и средства программирования
§ 33. Алгоритмы работы с величинами Интерактивные слайды: Понятие величины, типы величин, Команда присваивания, Команды ввода – вывода
Упражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание № 23
§ 34. Линейные вычислительные алгоритмы Интерактивный слайд: Описание линейных вычислительных алгоритмов на блок-схемах и на алгоритмическом языке
Слайд-шоу: Демонстрация линейного алгоритма «Обмен значениями двух переменных» в среде «Конструктор алгоритмов», Демонстрация линейного алгоритма «Деление дробей» в среде «Конструктор алгоритмов»
Упражнения для самостоятельной работы: Практическое задание № 19
§ 35. Знакомство с языком Паскаль Интерактивные слайды: Структура программы на языке Паскаль, Синтаксис программы на Паскале,
Правила записи арифметических выражений
Иллюстрация: Демонстрационный пример программы на Паскале
Упражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание № 24, Практическое задание № 20
§§ 34, 36, 38, 39, 40, 41, 43, 6.1, 6.2 Программа «Конструктор алгоритмов»
§ 36 – 40 Упражнения для самостоятельной работы: Практическое задание № 25
§ 36. Алгоритмы с ветвящейся структурой Интерактивные слайды: Описание ветвящихся вычислительных алгоритмов на блок-схемах и на алгоритмическом языке, Последовательные ветвления, Вложенные ветвления
Слайд-шоу: Демонстрация алгоритма с полным ветвлением «Большее из двух» в среде «Конструктор алгоритмов», Демонстрация алгоритма с неполным ветвлением «Большее из двух» в среде «Конструктор алгоритмов», Демонстрация алгоритма с последовательными ветвлениями «Большее из трех» в среде «Конструктор алгоритмов», Демонстрация алгоритма с вложенным ветвлением «Большее из трех» в среде «Конструктор алгоритмов»
Упражнения для самостоятельной работы: Практическое задание № 21, Домашнее задание № 25
§ 37. Программирование ветвлений на Паскале
Интерактивные слайды: Реализация ветвления на Паскале, Программирование вложенных ветвлений на Паскале, Сложные логические выражения в программе на Паскале
Иллюстрация: Демонстрационный пример программы с ветвлениями на Паскале
§§ 34, 36, 38, 39, 40, 41, 43, 6.1, 6.2 Модель: Программа «Конструктор алгоритмов»
§ 38. Программирование диалога с компьютером Упражнения для самостоятельной работы: Практическое задание №22, Домашнее задание № 26
Иллюстрация: Демонстрационный пример программы на Паскале, реализующей диалог с пользователем
§ 39. Программирование циклов Интерактивные слайды: Описание циклических вычислительных алгоритмов на блок-схемах и на алгоритмическом языке, Циклические операторы на Паскале, Этапы решения расчетных задач, Вложенные циклы
Слайд-шоу: Демонстрационный пример реализации циклического вычислительного алгоритма в среде
учебной программы «Конструктор алгоритмов», Демонстрация циклического алгоритма «Слова» в среде «Конструктор алгоритмов»
Иллюстрации: Демонстрационный пример программы на Паскале, реализующей циклический алгоритм, Демонстрационный пример программы на Паскале, реализующей вложенные циклы
Упражнения для самостоятельной работы: Практическое задание №23, Практическое задание № 24, Домашнее задание № 27
§ 40. Алгоритм Евклида Интерактивный слайд: Демонстрация алгоритма Евклида в среде «Конструктор алгоритмов»
Иллюстрация: Демонстрационный пример программы на Паскале, реализующей алгоритм Евклида
§ 41. Таблицы и массивы Интерактивные слайды: Понятие таблицы и массива, Цикл с параметром в алгоритме обработки массива
Слайд-шоу: Демонстрация алгоритма с одномерным массивом «Средняя температура» в среде «Конструктор алгоритмов»
Упражнения для самостоятельной работы: Практическое задание № 26
§ 42. Массивы в Паскале Интерактивные слайды: Описание и ввод значений в массив в программе на Паскале, Цикл с параметром в программе на Паскале
Иллюстрации: Демонстрационный пример программы на Паскале, реализующей ввод и обработку массива, Демонстрационный пример программы на Паскале, реализующей ввод и обработку двух массивов
Упражнения для самостоятельной работы: Практическое задание №27, Домашнее задание № 28
§ 43. Одна задача обработки массива Интерактивные слайды: Датчик случайных чисел на Паскале, Алгоритм поиска числа в массиве
Слайд-шоу: Демонстрация алгоритма «Поиск числа в массиве» в среде «Конструктор алгоритмов»
Иллюстрация: Демонстрационный пример программы на Паскале, реализующей заполнение массива случайными числами и поиск элементов
Упражнения для самостоятельной работы: Практическое задание № 32
§§ 32 – 43 Упражнения для самостоятельной работы : Тренировочный тест к главе 6 «Программное управление работой компьютера», Кроссворд по теме: «Программное управление работой компьютера»
Экзамен: Итоговый тест к главе 6 «Программное управление работой компьютера»
§ 44. Предыстория информатики Интерактивные слайды: Предыстория информатики, История средств хранения информации, История средств передачи информации, История средств обработки информации, Аналитическая машина Бэббиджа
§ 45 История чисел и систем счисления Интерактивный слайд: История развития систем счисления
Упражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание № 29
§ 46 История ЭВМ
Интерактивные слайды: История ЭВМ, Счетно-перфорационные и релейные машины, Начало эпохи ЭВМ, Поколения ЭВМ, Первое поколение ЭВМ, Второе поколение ЭВМ, Третье поколение ЭВМ, Четвертое поколение ЭВМ
§ 47. История программного обеспечения и ИКТ Интерактивные слайды: История программного обеспечения и ИКТ, История систем программирования, История языков программирования, История системного ПО, История прикладного ПО, ИКТ и их приложенияУпражнения для самостоятельной работы: Домашнее задание № 30
§ 48. Информационные ресурсы современного общества
Информационные слайды: Информационное общество, Информационные ресурсы современного общества, Информатизация общества, Информационные преступления и информационная безопасность, Меры обеспечения информационной безопасности
§ 44 – 49 Упражнение для самостоятельной работы: Кроссворд по теме: «Социальная информатика»
Экзамен: Итоговый тест к главе 7
«Информационные технологии и общество»
§§ 1 – 49 Итоговый тест по курсу 9 класса
10 класс
Учебник:
Угинович Н.Д. Информатика и ИКТ, Профильный курс: Учебник для 10 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Угинович Н.Д. Информатика и ИКТ, Информатика и ИКТ : практикум
Угинович Н.Д. Информатика и ИКТ, Информатика и ИКТ. 8–11 классы : методическое пособие + 2 CD
ЭОРы, ЦОРы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ 11 класс
Учебник:
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2004.
ЭОРы, ЦОРы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/Исследовательские проекты, исследовательские работы в рамках урочной и внеурочной деятельности

п/пТемы исследовательских проектов Дата защиты
( четверть) Темы исследовательских работ Дата защиты
( четверть)
6 класс
Системы счисления: позиционные и непозиционные 3 четверть 7 класс
«От чего зависит размер файла? »
1 четверть «Пословица и поговорка как модель образности и эмоциональности» 2 четверть «Рациональное использование времени в течение дня»
3 четверть 8 класс
1 «Какой процессор лучше?» 1 полугодие 2015-2016 уч.г.
2 «Возможности встроенного векторного графического редактора MSWord»
2 полугодие 2015-2016 уч.г3 «Графические редакторы СПО» 2 полугодие 2015-2016 уч.г9 класс
1 «Исследование модели движения тела под углом к горизонту» 2 четверть 2015-2016 уч.г. 2 «Где незаменим WI-FI ?» 3 четверть 2015-2016 уч.г10 класс
Криптография на службе защиты информации 3 четверть
11 класс
«Сервисы Google» 2 полугодие 2015-2016 уч.г