Самоанализ урока Написание исжатого изложения


                                Самоанализ урока русского языка в 5 классе.
Мною проведен урок развития речи по русскому языку в 5 классе.
 Тип урока урок открытия нового знания
Вид урока урок развития речи
Тема урока Подготовка к сжатому изложению по тексту Евгения Андреевича Пермяка «Перо и чернильница»
Время урока 45 минут
Основные цели урока.
Основная образовательная:
- научить обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;- подготовить учащихся к сжатому изложению текста с целью подготовки к ОГЭ.
Воспитательная:
воспитание трудолюбия и человечности (на материале урока привести учащихся к выводу о том, что человек должен научиться трудиться и жить не только для себя, но и для общества).
Развивающая:
развитие речи учащихся посредством переработки художественного текста
На уроке были достигнуты следующие результаты:
Предметные результаты: знать приемы сжатия; уметь кратко (сжато) излагать главную мысль каждой части исходного текста.
Метапредметные результаты: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные результаты: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Ресурсы: текст для прослушивания, мультимедийный проектор,
экран, распечатанный алгоритм применения приемов сжатия текста, для парной работы, памятки для каждого учащегося..Форма урока – фронтальная работа, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа.
Технологии: личностно-ориентированные, развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии
 
Данный урок актуален, т. к. он тесно связан с подготовкой к ОГЭ и работает на все последующие уроки. Урок построен с учетом психологических особенностей детей. На протяжении всего урока работа строилась с  учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Этот урок способствует дальнейшему усвоению тем предмета в старшем звене, так как развивает УУД, которые необходимы для выполнения заданий ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе. 
Цели урока реализовывались: 
- Развивающая. Развитие  речи осуществлялось через монологические ответы (с места, работа в группах); развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме). - Воспитательная. Воспитание положительного интереса к изучаемому предмету, к традиционной культуре; формирование у обучающихся навыков самоконтроля. На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы:
Текстоориентированный: работа с текстом, монологический ответ, анализ.
Коммуникативно-деятельный: работа с планом.
Организация самостоятельной деятельности учащихся: при работе в группах.
Личностно-ориентированный подход реализовывался. Внимание к речи других людей, обучению связной речи.
Урок проходил с компьютерной поддержкой, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.  
Исходя из целей, структура урока состоит из 8 этапов, которые все были соблюдены.
Организационный этап способствовал психологическому настрою учащихся на плодотворную работу и восприятию новых знаний.
Этап мотивации, создания проблемной ситуации. На этом этапе проходило повторение материала, изученного на предыдущих классах (Понятие о видах пересказа). Для этого была создана ситуация, вызвавшая затруднение.
Целеполагание и формулировка проблемы. Были созданы условия, при которых ученики сами вывели тему урока и поставили цель.
Выдвижение гипотез. Работа с сопоставительной таблицей, в результате которой учащиеся повторили и закрепили знания, сформулировали основные приемы сжатия текста.
Доказательство и опровержение гипотез. Самостоятельная работа учащихся.  Работа с текстом. Иллюстрация учащихся обобщения, исключения и упрощения как приемов сжатия текста. Ребята сами продемонстрировали способы компрессии, исходя из выясненных в диалоге с учителем положений, также используя памятки. Была поставлена проблема: как именно сжать текст, сохраняя при этом главное содержание. Работа велась в группах, две из которых успешно справились с поставленной проблемой.
Проверка правильности решений (рефлексия-самоанализ). Оценивание работ сверстников, анализ причин неудач. Обобщение  материала урока в ходе выступления учащихся.
Подведение итогов урока. Вариант решения проблемы. Подведение итогов. Сравнивание со своим текстом.
Этап постановки домашнего задания. Осуществление самоконтроля.
Методы обучения, использованные на уроке: беседа, проблемный диалог, работа с текстом, наглядность, личностно-ориентированная и информационно – коммуникативная технологии.
В результате использования этих методов обучения учащиеся  под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания.
Учебная работа на уроке была разнообразна: чередовались виды организации деятельности учащихся, такие как: обсуждение, беседа (ответы на вопросы учителя), творческие задания, самостоятельная работа, самопроверка.
Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с обучающимися доброжелательный.
В ходе урока дети усвоили новое для себя знание о сжатии текста.