Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. 9 класс


Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.
9 класс. 2015- 2016 уч.год.
Задание №1
Одинаковый ли звук обозначает выделенная буква «и» в следующих сочетаниях слов:
а) перо иволги – крик иволги, б) без интереса – с интересом, в) к Ирине – у Ирины? Укажите, какой именно звук, обозначенный буквой «и», произносится в каждом случае.
Задание №2
Определите способ образования выделенных слов:
1) Столовая располагалась в центре города.
2) Столовая посуда была чисто вымыта.
3) Такого вкусного мороженого я никогда не ел.
4) Мороженое мясо перед приготовлением рекомендуется разморозить при комнатной температуре.
Задание №3
В следующих строках А.С. Пушкина найдите фразеологизмы, выпишите их и объясните значение.
«Зачем вечор так рано скрылись?» Был первый Оленькин вопрос. Все чувства в Ленском помутились, И молча он повесил нос.
…Его почуя, конь дорожный
Храпит – и путник осторожный
Несётся в гору во весь дух…
Гусар Пыхтин гостил у нас;
Уж как он Танею прельщался,
Как мелким бесом рассыпался!
Татьяна потупила взор,
Как будто слыша злой укор…
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой,
Над ней он голову ломал
И чудеса подозревал…
Как изменилася Татьяна!
Как твёрдо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приёмы скоро приняла…
Задание №4
Из каких видов лингвистических словарей взяты приводимые ниже статьи?
1) АРЕ СТ, -а; м. [нем. Arrest].
1.Заключение под стражу, лишение свободы. Взять под арест. Сидеть под арестом. Подвергаться аресту. Домашний арест (запрет выходить из дома как форма пресечения деятельности).
2.Запрещение распоряжаться имуществом или денежными средствами, налагаемое судебными органами. Наложить арест на имущество. Арест судна.
2) арéст, -а /не áрест/
3) Арест. Слово известно в русском языке с Петровской эпохи, заимств. в ХVII в. из нем. яз. [нем. Arrest], восходит к средневек. латин. arrestum – остановка, задержка.
4) АРЕ СТ, -а, м. Стар. редк.
Отч.: Аре стович, Аре стовна. [Греч. arestos — приятный].
5) Арест, задержание, заключение под стражу
Задание №5
Найдите в каждом ряду четвёртое лишнее с морфологической точки зрения и объясните, почему оно является лишним:
1) Колорадо, Торонто, Осло, Бородино;
2) болото, озеро, бюро, стекло;
3) студень, путь, шампунь, щебень;
4) инкогнито, визави, манси, падре.
Задание №6
Известно, что наличие глагольного суффикса определяет некоторые грамматические свойства глагола. Установите грамматическую закономерность образования глаголов с суффиксом -е- и суффиксом -и- от имён прилагательных:
белый- белеть, белить; старый- стареть, старить; молодой- молодеть, молодить.
Свой ответ подтвердите примерами, составив словосочетания, отражающие данную закономерность.
Задание №7
Существуют словоформы разных слов, в точности совпадающие друг с
другом по произношению (без изменения места ударения) в отдельных
грамматических формах. Такие словоформы называются омоформами (в
отличие от полных омонимов).
Выпишите из приведённого ниже предложения слова, которые имеют в
русском языке омоформы. Составьте по одному словосочетанию или
предложению с выписанными вами словами, чтобы продемонстрировать их
омонимичность в отдельных грамматических формах.
Чем дальше идёт, тем светлее становится, и стало, почитай, как
белый день, а не слышно шуму и треску пожарного. С. Т. Аксаков. Aленькийцветочек.
Задание №8.
Сравните следующие пары слов и сочетаний:
1. Ох, раны – охраны
2. Обед не ешь – обеднеешь
3. Нет, Русь – не трусь
4. Гимн Азии – гимназии
5. Товар ищу – товарищу
6. Земля нам – землянам
7. Несу дичь я – не суди, чья
8. Друг, удар прими – другу дар прими
9. Сталина лётчики – стали налётчики
10. Адрес публики – ад республики
Укажите, в каких парах приведенные варианты не могут произноситься
одинаково в соответствии с нормами современного литературного
произношения. В чём заключаются различия между ними?
Задание №9.
Прочитайте предложенные слова, словосочетания и предложения.
Одинаковой ли морфемой (частью морфемы) является выделенная часть
слов в каждой паре примеров? Дайте аргументированный ответ.
1) Вы смотрите этот сериал? – Смотрите на доску!;
2) вороний крик – вечерний свет;
3) идите – идемте.
Задание №10
Можно ли однозначно определить синтаксическую функцию
выделенной словоформы в предложении Мальчики с девочками гуляли?
Дайте мотивированный ответ. Опишите различия в структуре предложений в
случае неоднозначной квалификации выделенной словоформы как члена
предложения.
Ответы к заданиям школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.
9 класс. 2015- 2016 уч.год.
Максимальное количество баллов 65.
Задание №1. Ответ
«Без интереса» – «с интересом» – произносится одинаковый звук [ы]: после приставки на твёрдый согласный и после предлога звук [и] меняется на звук [ы] (1 балл).
«К Ирине» – «у Ирины» – произносятся по-разному: в первом случае [ы], во втором [и]
(1 балл).
«Перо иволги» – «крик иволги» – можно произнести одинаково со звуком [и] и неодинаково, если не делать паузы между словами, во втором случае будет [ы]. (2 балла).
Возможность паузы в этих сочетаниях вызвана самостоятельностью слов в данных сочетаниях в отличие от случая «к Ирине – у Ирины» (1 балл).
Всего: 5 баллов.
Задание №2. Ответ
1) Неморфологический, переход имени прилагательного в имя существительное
(1 балл).
2) Суффиксальный от стол (1 балл)
3) Неморфологический, переход имени прилагательного в имя существительное (1 балл.
4) Суффиксальный от морозить (1 балл)
Всего: 4 балла.
Задание №3. Ответ
Повесить нос – прийти в уныние, сильно огорчиться; во весь дух – очень быстро, стремительно, с большой скоростью (что-либо делать); мелким бесом рассыпаться – стараться всячески быть любезным; потупить взор – опустить глаза, склонить взгляд, понуриться.; голову ломать – усиленно думать над чем-либо, войти в роль – перевоплотиться, освоиться с положением, с обязанностями . (за каждое выражение 0,5 балла, за каждое верное толкование – 0,5 балла)
Всего: 6 баллов.
Задание №4. Ответ (за каждый правильный ответ по 1баллу)
1. Толковый словарь
2. Орфоэпический словарь
3. Этимологический словарь
4. Словарь русских имён
5. Словарь синонимов
Всего: 5 баллов
Задание №5. Ответ
1) Бородино – лишнее (0,5 балла), так как является склоняемым существительным, тогда как три других – несклоняемые (1 балл). 2) Бюро – лишнее (0,5 балла), так как является несклоняемым существительным, тогда как другие склоняются по второму склонению (1 балл). 3) Путь – лишнее (0,5 балла), так как является разносклоняемым, тогда как другие склоняются по второму склонению (1 балл). 4) Падре – лишнее (0,5 балла), несклоняемое существительное мужского рода, остальные – несклоняемые существительные общего рода (1 балл).
Всего: 6 баллов.
Задание №6. Ответ
Суффикс -е- образует от имён прилагательных только непереходные глаголы: белеть (в море), стареть (медленно), молодеть (с наступлением весны) (2 балла), а суффикс -и- – только переходные глаголы: белить (стены), старить (мебель), молодить (героя) (2 балла). Каждый пример – по 1 баллу, но всего не более 3. Примеры словосочетаний: чернеть – чернить репутацию, полнеть – полнить фигуру.
Всего: 7 баллов
Задание №7. О т в е т .
Чем (например: Чем бы тебя развлечь?);
тем (Всех тем этой дисциплины я не знаю);
светлее (Правда светлее солнца);
и (Не посидев ипяти минут, он встал из-за стола – част.;
И! Какой вздор, моя любезная! –межд.);
почитай (Почитай мне книгу);
как (Как мне запомнить этот текст? –нар.;
Как! Ты опять здесь! – част.);
а (Пойдём гулять, а? – част.;
А, попался!– межд.);
пожарного (увидеть на лестнице пожарного).
1. За каждую правильно выписанную из данных предложений
омоформу – по 0,5 балла. Всего - 4 балла.
2. За словосочетание (предложение), демонстрирующее
омонимичность слов в отдельных грамматических формах, – по 0,5 балла.
Всего - 5,5 баллов. Части речи определять не обязательно, однако, если в
случаях со словами А, И, КАК участник верно укажет части речи для
доказательства приведения двух предложений, по 0,5 балла за каждый из 3
случаев. Всего - 1,5 балла.
Примечание. Примеры полисемии или паронимии не засчитываются.
Всего – 11 баллов.
Задание №8. О т в е т .
1. В соответствии с нормами современного литературного
произношения не могут произноситься одинаково пары, приведённые под
номерами 1, 2, 5, 8, 10.
2. Обязательные отличия заключаются в произношении следующих
звуков: э́
1 – [ó]х, раны / [а]храны2 – Обе[т] не ешь / обе[д(’)]неешь5 – Това[р] ищу / това[р’]ищу
8 – Дру[к], удар прими / дру[г]у дар прими
10 – А[д]рес публики / а[т] республики
1. За каждую правильно указанную пару слов – по 0,5 баллов.
2. За правильное объяснение каждого случая – 0,5 баллов.
Всего- 10 баллов.
Задание №9. О т в е т .
Выделенная часть слов в каждой паре примеров является не
одинаковой по значению морфемой или её частью.
1) Вы смотрите этот сериал? – и входит в окончание -ите глагола
изъявительного наклонения настоящего времени; Смотрите на доску! –
суффикс -и- повелительного наклонения глагола;
2) вороний – суффикс -ий притяжательного прилагательного; вечерний
– окончание -ий относительного прилагательного;
3) идите – окончание -те повелительного наклонения глагола; идемте
– суффикс -те формы глагола настоящего времени со значением
совместного действия при выражении вежливого обращения.
1. За указание на различие во всех парах слов – 0,5 балла.
2. За указание различий в паре № 1: в первом случае и входит в
окончание -ите (0,5 балла) изъявительного наклонения глагола настоящего
времени (0,5 балла); во втором случае суффикс -и- (0,5 балла)
повелительного наклонения глагола (0,5 балла). Всего 2 балла.
3. За указание различий в паре № 2: в слове вороний суффикс -ий(0,5 балла) притяжательного прилагательного (0,5 балла); вечерний –
окончание -ий (0,5 балла) относительного прилагательного (0,5 балла).
Всего 2 балла.
4. За указание различий в паре № 3: в слове идите – окончание -те
(0,5 балла) повелительного наклонения глагола (0,5 балла); идемте –
суффикс -те (0,5 балла) формы глагола настоящего времени (0,5 балла) со
значением совместного действия при выражении вежливого обращения (0,5
балла). Всего 2,5 балла.
Всего – 7 баллов.
Задание №10 О т в е т .
Определение синтаксической функции словоформы неоднозначно. В
предложении может быть пауза перед сказуемым гуляли, тогда мальчики с
девочками – подлежащее. Если же пауза будет после слова мальчики, то подлежащее выражено только существительным, а предложно-падежное сочетание с девочками – это дополнение.
В первом случае предложение нераспространенное, во втором – распространенное.
1. За указание на функцию подлежащего – 1 балл.
2. За указание на функцию дополнения – 1 балл.
3. За указание на особую роль паузы – 1 балл.
4. За указание на различие в структуре предложений (нераспространенное/ распространенное) – 1 балл.
Всего – 4 балла.