Рабочая программа по Информатике 11 класс Н.Д.Угринович

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Селтинская средняя общеобразовательная школа
Селтинского района Удмуртской республики















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Информатика и ИКТ (11 классы)
(предмет, класс)
Чиркова Мария Валерьевна
(ФИО)
учитель информатики
(должность, категория)










2014 - 2015 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для базового уровня составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;
методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;
комплект цифровых образовательных ресурсов.
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, всего за год – 34 часа.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.

Формы контроля ЗУН (ов);
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах;
тестирование;
практикум.

№ п/п
Контрольная работа


Контрольная работа №1 «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»


Контрольная работа №2 «Моделирование и формализация»


Контрольная работа №3 «База данных. Система управления базами данных»



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема, раздел
Теоретические занятия
(кол-во часов)
Практические (лабораторные) занятия
(кол-во часов)
Контрольные занятия
(кол-во часов)
Общее кол-во часов

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
3
8
1
11

Моделирование и формализация
8
-
1
8

База данных. Система управления базами данных
2
6
1
8

Информационное общество
3
-
-
3

Повторение
4
-
1
4

Итого
20
14
4
34



№ п/п
Тема урока
Дата проведения
Основные понятия и термины
Требования к уровню подготовки обучающихся
Домашнее задание
Примечание



По плану
По факту





Глава1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (11 часов)

1.
ТБ в кабинете информатики. История развития вычислительной техники.
П/р №1.1 «Виртуальные компьютерные музеи»


История развития вычислительной техники.
Знать этапы развития вычислительной техники. Знать поколения ЭВМ.
п. 1.1,
вопросы на стр.15


2.
Архитектура персонального компьютера.
П/р №1.2 «Сведения об архитектуре компьютера».


Магистрально-модульный принцип построения компьютера.
Знать преимущества, которые дает ММП. Знать виды шин и их назначение. Иметь представление о направлении развития архитектуры процессоров.

п. 1.2,
вопросы
на стр. 23


3.
Операционные системы.
П/р №1.3 «Сведения о логических разделах дисков».


Основные характеристики операционных систем.
Знать назначение и функции операционных систем. Иметь представление о многообразии операционных систем.
Уметь работать в среде операционной системы на пользовательском уровне.
п. 1.3.1, 1.3.2,
вопросы
на стр. 28, 34


4.
Операционная система Linux.
П/р №1.4 «Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux».


Операционная система Linux. Входное тестирование (Т0)
Знать элементы графического интерфейса операционной системы Linux.
Уметь работать в среде операционной системы на пользовательском уровне.

п. 1.3.3, вопросы на стр. 40


5.
Защита от несанкционированного доступа к информации.



Защита информации с использованием паролей. Биометрическая система защиты.
Знать, как защищается информация в компьютере с использованием паролей. Знать биометрические методы защиты информации. Уметь идентифицировать человека по характеристикам речи.
п. 1.4,
вопросы на стр. 45, 48


6.
Физическая защита данных на дисках. Вредоносные и антивирусные программы.


Физическая защита данных на дисках. Вредоносные и антивирусные программы.
Иметь представление об организации физической защиты данных на дисках.
Знать типы вредоносных программ.
п. 1.5,
1.6.1,
вопросы
на стр. 53


7.
Компьютерные вирусы и защита от них.
П/р №1.5 «Защита от компьютерных вирусов»


Компьютерные вирусы и защита от них.
Знать сущностные характеристики компьютерных вирусов. Знать классификацию компьютерных вирусов, принципы их распространения и способы защиты от них. Уметь лечить или удалять файловые вирусы из зараженных объектов.
п. 1.6.2,
вопросы
на стр.56


8.
Сетевые черви и защита от них.
П/р №1.6 «Защита от сетевых червей».


Сетевые черви и защита от них.
Знать классификацию сетевых червей, принципы их распространения и способы защиты от них. Уметь предотвращать проникновение сетевых червей на локальный компьютер.
п. 1.6.3,
вопросы
на стр. 66


9.
Троянские программы и защита от них.
П/р №1.7 «Защита от троянских программ»



Троянские программы и защита от них.
Знать классификацию троянских программ, принципы их распространения и способы защиты от них. Уметь обнаруживать и обезвреживать троянские программы.
п. 1.6.4,
вопросы на стр. 72


10.
Хакерские утилиты и защита от них.
П/р №1.8 «Защита от хакерских атак»



Хакерские утилиты и защита от них.
Знать классификацию хакерских атак, принципы их распространения и способы защиты от них. Уметь обнаруживать и обезвреживать хакерские атаки.
п. 1.6.5,
вопросы
на стр. 76


11.
Контрольная работа №1 «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»







Глава2. Моделирование и формализация (8 часов)

12.
Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании.


Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании.
Знать определение модели; что такое информационная модель
Знать назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы. Понимать, что такое системный подход в науке и практике
п. 2.1,
п. 2.2,
вопросы
на стр. 82, 84


13.
Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследование моделей на компьютере.


Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследование моделей на компьютере.
Знать формы представления моделей.
Иметь представление о процессе формализации. Знать этапы информационного моделирования на компьютере
п. 2.3,
п. 2.4,
п. 2.5,
вопросы
на стр. 86- 88


14.
Исследование физических моделей.


Исследование физических моделей.
Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории
п. 2.6.1,
зад. 2.1
(стр. 90)


15.
Исследование астрономических моделей.


Исследование астрономических моделей.
Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории
п. 2.6.2,
зад. 2.2
(стр. 92)


16.
Исследование алгебраических моделей.


Исследование алгебраических моделей.
Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории
п. 2.6.3,
зад. 2.3
(стр. 94)


17.
Исследование геометрических моделей.


Исследование геометрических моделей.
Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории
п. 2.6.4,
п. 2.6.5,
зад. 2.4,
зад. 2.5
(стр. 97)


18.
Исследование химических и биологических моделей.


Исследование химических и биологических моделей.
Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории
п. 2.6.6,
п. 2.6.7,
зад. 2.6
(стр. 98), зад. 2.7
(стр. 100)


19.
Контрольная работа №2
«Моделирование и формализация»


Промежуточное тестирование (Тп)




Глава 3. База данных. Система управления базами данных (8 часов)

20.
Табличные базы данных. Система управления базами данных.


Табличные базы данных. Система управления базами данных.
Знать, что такое база данных, основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ. Знать определение и назначение СУБД
п. 3.1,
п. 3.2.1,
вопросы на стр. 104-105


21.
П/р № 3.1 «Создание табличной базы данных».


Практическая работа №9 «Создание табличной базы данных».
Уметь создавать структуру табличной базы данных; вводить и редактировать данные различных типов.
п. 3.1,
п. 3.2.1


22.
Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных.
П/р №3.2. «Создание формы в табличной базе данных».


Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной БД.
Знать разницу между представлением данных с помощью таблицы и формы.
Уметь создавать формы для табличных баз данных.
п. 3.2.2


23.
Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.
П/р №3.3 «Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов».


Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.
Уметь осуществлять поиск информации в базе данных с помощью фильтров и запросов. Уметь формировать запросы на поиск данных.
п. 3.2.3,
вопрос
на стр. 114


24.
Сортировка записей в табличной базе данных
П/р №3.4 «Сортировка записей в табличной базе данных».
П/р №3.5 «Создание отчётов в табличной базе данных».


Сортировка записей в табличной базе данных. Создание отчётов в табличной базе данных
Уметь осуществлять сортировку записей в табличной базе данных. Уметь создавать отчеты в табличной базе данных.
п. 3.2.4


25.
Иерархическая модель данных. Сетевая модель данных.
П/р №3.6 «Создание генеалогического древа семьи».


Иерархическая модель данных. Сетевая модель данных.
Знать характерные особенности иерархической модели данных. Знать характерные особенности сетевой модели данных.
п. 3.3, п. 3.4, вопросы
на стр. 123, стр. 124


26.
Контрольная работа №3
«Базы данных. Системы управления базами данных»







27.
Право в Интернете. Этика в Интернете.


Право в Интернете. Этика в Интернете.
Знать правовые нормы информационной деятельности человека. Знать этические правила при общении по электронной почте, в чатах и форумах.
п. 4.1, п. 4.2


Глава 4. Информационное общество (3 часа)

28.
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.


Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Иметь представление о перспективах развития информационных и коммуникационных технологий.
п. 4.3


29.
Повторение по теме «Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение»


Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение
Знать единицы измерения информации. Уметь определять количество информации. Знать принципы кодирования текстовой, графической, звуковой, числовой информации. Знать устройство компьютера. Знать виды программного обеспечения.



30.
Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование»


Алгоритмизация и программирование
Знать основные алгоритмические структуры. Уметь формально исполнять алгоритм. Знать основы языка программирования Pascal



Повторение (4 часа)

31.
Повторение по теме «Основы логики. Логические основы компьютера»


Основы логики. Логические основы компьютера
Уметь строить таблицы истинности логических выражений.



32.
Повторение по теме «Информационные технологии. Коммуникационные технологии»


Информационные технологии. Коммуникационные технологии
Знать технологии обработки текстовой, графической, числовой информации. Знать способы подключения к Интернету.



33.
Итоговое тестирование за курс 11 класса


Итоговое тестирование (Ти)




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны

знать/ понимать:
назначение и функции операционных систем;
какая информация требует защиты;
виды угроз для числовой информации;
физические способы и программные средства защиты информации;
что такое криптография;
что такое цифровая подпись и цифровой сертификат.
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
что такое системный подход в науке и практике;
роль информационных процессов в системах;
определение модели;
что такое информационная модель;
этапы информационного моделирования на компьютере;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (баз данных);
что такое база данных (БД);
какие модели данных используются в БД;
основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
определение и назначение СУБД;
основы организации многотабличной БД;
что такое схема БД;
что такое целостность данных;
этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД.
в чем состоят основные черты информационного общества;
причины информационного кризиса и пути его преодоления;
какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;
основные законодательные акты в информационной сфере;
суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

уметь:
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;
соединять устройства ПК;
производить основные настройки БИОС;
работать в среде операционной системы на пользовательском уровне.
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
ориентироваться в граф-моделях, строить их по вербальному описанию системы;
строить табличные модели по вербальному описанию системы.
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных.
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности
Перечень учебно-методических средств обучения

Литература

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Демонстрационный вариант ЕГЭ по информатике (2013 и 2014 г.г.).


Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства
Операционная система Alt Linux.
Пакет офисных приложений OpenOffice.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Wев-страниц.








11 класс, Н.Д.Угринович



13PAGE 15


13PAGE 14515


13PAGE 15


13PAGE 14915




Заголовок 1 Заголовок 215