Рабочая программа по информатике 10 класс Угринович


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
«Рассмотрено»
Руководитель МО
Протокол № ___ от «__»
_______________2013___г.
«Согласовано»
Председатель методсоветаМБОУ СОШ №2
«__»_____________2013___г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №2
Чирятьева Т.Д.
Приказ № ___ от «__»______________2013___г.
Рабочая программа
основного общего образования
по информатике
( 10 класс)
Составитель:
учитель информатики
Сатарова Наталья Михайловна
2013-2014 учебный год
Программа составлена в соответствие с:
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- образовательной программой МБОУ СОШ № 2;
- учебным планом МБОУ СОШ № 2 на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом № 312 от 29.08.2013г.,
- на основании примерной программы основного общего образования по информатике по авторской программе курса «Информатике и ИКТ» для 10 классов, автор учебника Угринович Н.Д.,
- приказом Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.12.2005 года № 302 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования»;
- новых СанПиН норм «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010г.);
- методических рекомендаций Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры;
- и требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта, обеспечена УМК «информатика и ИКТ» для 10 классов , автор Угринович Н.Д.
Данная программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения информатики, которые определены ФГОС, Законом РФ « Об образовании» (статьи №14, 32).
Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Преподавание курса ориентировано на использование учебника Информатика и информационные технологии 10-11 / Н.Д.Угринович.-2-е изд.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

Методические особенности изучения предмета
Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по созданию информационных продуктов.
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной компетентности учащихся. Решение этой задачи обеспечено наличием в программе следующих элементов указанной компетенции:
социально-практической значимости компетенции (для чего необходимо уметь создавать информационный продукт);
личностной значимости компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным в области информационных продуктов).
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы.
На изучение информатики и ИКТ в 10 классе отводится 70 часов в год (2 часа в неделю).
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе, и в ней предусматривается следующее распределение часов по темам.
№ Неазвание раздела Всего часов
По программе Лаб-х работ Контрольных работ Внеурочные занятия
Повторение. Входной контроль. 1 1 Информация и информационные процессы
10ч 1 Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. Промежуточный контроль.
11ч 1 Компьютерные технологии представления информации
16ч 1 Информационные модели
Информационные системы
714ч 1 Повторение. Итоговый контроль. 10ч 1 всего 70 6 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Информация и информационные процессы (10 час)
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.
Управление системой как информационный процесс.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Организация личной информационной среды.
Практические работы:
Измерение информации ( Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах)
Информационные процессы (Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике))
Кодирование информации (Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам)
Поиск информации (Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации)Защита информации (Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации)
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (11 часов)
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
Практические работы:
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.
Компьютерные технологии представления информации (16 часов)
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел. Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.
Практические работы:
Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.
Информационные модели (7 часов)
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.
Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Практические работы:
Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы. Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.
Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков. Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.
Информационные системы (16 часов)
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных
Практические работы:
Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Резерв учебного времени – 4часа.
Всего-70 часов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Проверка достигаемых учениками результатов производится в следующих формах:
текущий самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
текущая диагностика и оценка учителем знаний и умений школьников в виде самостоятельных, практических и контрольных работ;
итоговый контроль осуществляется в форме дифференцированного зачёта или индивидуального проекта.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки устного ответа
 Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
 Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
 Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
 Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя; отсутствие ответа.
Критерий оценки практического задания
 Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
 Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
 Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
 Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; работа не выполнена.
Учебно-методическое обеспечение
И. Семакин, Е.Хеннер. Информатика. Учебник для 10 классов.
И. Семакин, Е.Хеннер. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1
И. Семакин, Е.Хеннер. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 2
И. Семакин. Программа расширенного курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) для 10-11 классов, рассчитанная на 140 часов
Н.Д. Угринович. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник для 10 класса
Н.Д. Угринович. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10- 11 классов.
Н.Д. Угринович. Поурочное планирование для 10-11 классов. Базовый Уровень
http://metodist.lbz.ru
http://klyaksa.net
http://internika.org
Абдрашитова И. В. Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal: Учебное пособие.
Тимошевская, Н. Е., Перышкина, Е. А. Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal. Справочник: Учеб. пособие. — Томск, 2005. — 135 с.
Тутубалин, Д. К., Ушаков, Д. А. Компьютерная графика. Adobe Photoshop: Учебное пособие.
Котова А. В. Секреты компьютерной графики: Учебное пособие.
Аппаратное обеспечение:
Процессор не ниже Pentium III.
Оперативная память не меньше 128 Мб.
Дисковое пространство не меньше 800 Мб.
Монитор с 16-битной видеокартой.
Разрешение монитора не ниже 800×600.
Программное обеспечение:
Операционная система: 2000 или Windows XP.
Офисный пакет Microsoft Windows.
Приложение Microsoft Paint.
Приложение Adobe Photoshop , английская версия.
Приложение Image Ready , английская версия.
Среда разработки: Turbo Pascal 7.0 (Free Pascal).