Урок по обществознанию на тему Человек в коллективе (9 класс)


Предмет: Человек.Общество.Право. Дата проведения:
Учитель: Власюк К.Ю Класс: 9 «А»
Тема урока: Человек в коллективе
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: Традиционный
ТДЦ урока:
обучить: Раскрыть понятия коллектив, трудовой коллектив, поведение человека в коллективе.
развить: Способствовать развитию навыков мышления, умению анализировать и делать выводы.
воспитать: Способствовать формированию у учащихся самоанализа, изучения себя через образы и ситуации с учетом мнения других людей, через соотношение себя с другими.
Оборудование: учебник, тетрадь, доска, мел, карта, иллюстрации учебника.
Литература:
Методы обучения:
1.Методы организации научно-познавательной деятельности:
Словесные: рассказ, лекция, беседа и т.д.
Наглядные: демонстрация, иллюстрация.
Практические упражнения: лабораторные опыты, трудовые действия.
Проблемно-поисковые.
Репродуктивные.
Методы самостоятельной учебной работы школьников.
2.Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Методы познавательной игры.
Учебных дискуссий.
Создания ситуаций успеха в учёбе.
Предъявление учебных требований.
3.Методы поощрения
Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Методы устного, письменного, лабораторного контроля.
Индивидуального, фронтального, тематического контроля. Поурочного контроля.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, ролевая игра, индивидуальная, парная.
Дидактический материал: раздаточный материал, видеотека, игротека, таблицы, тесты, карточки
Этап урока Содержание учебного материала Прим
1.Организационный момент.
2. Подготовка к восприятия
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление и систематизация ЗУН.
5. Итог урока.
Приветствие.
Эпиграф к уроку:
Жизнь - это не имущество, которое надо защищать, а дар, который нужно разделить с другими людьми - Уильям Фолкнер.
Озвучивание темы урока, целей. Тема сегодняшнего урока «Человек в коллективе»
Для мозговой активизации «Ленивые восьмерки».
Сегодня на занятии мы поговорим о культуре: «Человек в коллективе».
-Что такое коллектив?
Составление кластера.
Коллектив - группа людей, объединенных общей трудовой деятельностью, общими интересами.
Для коллектива характерно:
- совместная устремленность к социально значимым целям деятельности (основной для учащихся) — предполагает высокий уровень сознательности членов коллектива.
-совместная деятельность его членов, направленная на достижение поставленных целей.
-Что же такое трудовой коллектив?
-Прочитать на стр. 39 определение и ответить на вопрос: чем отличаются равные и не равные участники трудового коллектива?
-Рассмотрим вопрос «Демократичность в общении».
-Что такое демократия? Демократия является формой правления, при которой все граждане участвуют в управлении государством и принимают на себя ответственность перед обществом либо непосредственно, либо через своих свободно избираемых представителей.
-Что же означает «демократичность в общении»? Каким образом она может осуществляться?
Демократичность в общении создает условия для творческого труда каждого работника, способствует установлению благоприятной морально-нравственной атмосферы в коллективе и дружеских отношений между коллегами. А это, в свою очередь, позволяет мобилизовать все творческие и материальные ресурсы коллектива на достижение производственных целей. Одним из главных признаков демократичности в отношениях является объективность критики в адрес любого из членов коллектива, что позволяет быстро устранять недостатки в работе, повышать производительность и качество производимых товаров и услуг.
Общение – это ещё и целое искусство со своими правилами и законами. Об этом ярко свидетельствует притча. Послушайте её.
«Приснился как-то падишаху сон, будто все зубы у него сломались и выпали, только один передний зуб остался. Проснулся поутру падишах сам не свой: к чему такой дурной сон? Приказал он созвать во дворец гадателей и стал у них спрашивать, что его сон означает.
- Владыка мира! – ответил один гадатель. – Значение сна такое: сперва умрут все ваши родственники, а после них умрёте Вы.
Услыхал падишах такое зловещее предсказание, пришёл в ярость и тотчас прогнал гадателя прочь. Когда во дворец пришёл мудрец Бирбал, падишах спросил про сон у него.
- Этот сон, пожалуй, можно понять. Жить Вы будете с вашими родственниками долго. Только один человек проживёт ещё дольше, и это будете Вы, - ответил Бирбал.
Слова Бирбала сошлись со словами гадателя, но сказаны они были по-умному, вежливо, и падишах обрадовался, услышав такой ответ».
Вот так два мудреца сказали одну и ту же мысль, но разными словами и один из них лишился жизни, а другой получил вознаграждение. Одна и та же информация может быть сказана по-разному. Эта притча учит нас быть мудрыми и тактичными в общении. Из притчи видно, что общение бывает разным: сложным и радостным.
-Общение является неотъемлемой частью коллектива. Общение может быть вербальным и невербальным.
-Как вы думаете в чем отличие?
Давайте попробуем продемонстрировать «Невербальное общение» Парная работа (соседи по парте). Один ученик в паре что-то показывает с помощью жестов или мимики, а его партнёр должен угадать, что тот ему хотел сказать. Потом они меняются.
После такого упражнения проводится обсуждение по вопросам:
1. Удалось ли вам донести необходимую информацию для собеседника с помощью невербального общения?
2. Какие трудности вы при этом испытывали?
3. Какую роль в общении играют мимика, жесты, позы?
3. В каких случаях и для кого невербальное общение является единственным способом общения с окружающими?
-Работа по опорной схеме с заданием 1. Проверка.
  Мы живём в эпоху массовых коммуникационных потоков. Развивается цивилизация, где коммуникационная связь создаёт все условия для безграничного общения людей. Современное общество характеризуется не только и не столько расширяющимися возможностями накопления и переработки информации, сколько новыми формами общения.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие вам известны новые формы общения в современном мире?
2. Участниками каких социальных сетей являетесь вы?
3. Чем они вас привлекают?
С помощью интерактивного метода «Займи позицию», ученики высказывают своё отношение к виртуальному общению в интернете и социальных сетях – «Виртуальное общение: «за» или «против»?
-Выполнение 2 задания на опорной схеме. Обсуждение.
Д/З: «Правила делового общения», «Правила дружеского общения», «Правила виртуального общения».
-На закрепление, предлагаю составить синквейн на тему «Коллектив».
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
"Чемодан, мясорубка, корзина".
Чемодан - всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка - информацию переработаю
Корзина - всё выброшу Опорная схема урока на тему «Человек в коллективе»
1 задание. Прочитать текст и ответить на вопрос: Какую роль общение играет в формировании человеческой личности?
    В 1920 г. в Индии в волчьей стае были обнаружены две девочки, одной из которых было около двух лет, другой -  пять или шесть. В детском приюте, куда их поместили, они долгое время вели себя как волки: спали днём, в сумерках выходили на четвереньках, подолгу выли. Они лакали молоко из блюдца, а сырое жилистое мясо съедали без помощи рук.
Младшая девочка прожила недолго, а старшая до 14-15 лет. С ней девять лет проводили занятия, учили говорить, ходить в вертикальном положении. К 14 годам в результате больших усилий воспитателей она достигла уровня развития пятилетнего ребёнка, стала довольно чётко произносить отдельные предложения.
Специалисты признали, что обе девочки имели нормальное тело человеческого детёныша, но, оказавшись в волчьей стае, они не стали людьми.
2 задание. Прочитать и ответить на вопросы: Согласны ли вы с выражением? Объясните почему?
«Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, а слушать больше» (Плутарх).

3 задание. Написать синквейн на тему «Коллектив».
Памятка.
Алгоритм написания синквейнаСинквейн – стихотворение- миниатюра, которое выражает эмоциональный итог работы на уроке.
1 строка: Кто? Что? (одно имя существительное)
2 строка: Какой? (два имени прилагательных)
3 строка: Что делает? (три глагола)
4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов)
5 строка: Кто? Что? (одно имя существительное, отражающее новое звучание темы и являющееся выводом)