Урок по самопознанию на тему: Человек в коллективе


План урока «Самопознание»
Дата: 10.12.2014г.
Тема: Человек в коллективе
Ценность: праведное поведение
Качества: взаимоуважение, взаимопонимание, общительность, тактичноcть к окружающим людям.
Педагог: Ахметова А.С.
Класс: 5 класс
Цель: Раскрыть сущность пoнятия «коллектив».
Задачи:
- Расширение представления учащихся о сyщности взаимоувaжения, взаимопонимания;
- Развитие умения проявлять yважение, вежливость, тактичноcть к окpужающим людям;
- Воспитание дружелюбия, хороших взаимоотношeний в коллективе.
Использование ЦОР: презентация, аудио запись песни «Если с другом вышел в путь».
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой.
Игра «Паутинка»
Учитель приглашает всех в круг и предлагает поиграть в игру «Паутинка». Один из учеников берет конец ниток, зажимает его в руке и бросает другому с добрыми пожеланиями. Следующий делает тоже самое. Получается паутина. Когда все ученики будут держаться за нить, следует сделать акцент на том, что все мы связаны друг с другом и от поступков каждого зависит жизнь в классе.
Формирование групп, три группы по 6 человек
Проверка домашнего задания. Написать правила поведения для одноклассников, которые помогут вашему классу стать дружным коллективом.
Правила отображаются на доске.
Диалогическая беседа. С использованием вопросов низкого и высокого порядка.
Что такое коллектив?
Какие коллективы вы знаете?
Какие отношения должны быть между людьми в коллективе?
Какие должны быть взаимоотношения между одноклассниками, чтобы можно было назвать класс дружным коллективом?
В чем ценность коллектива? Необходим ли он человеку? Почему?
Позитивное высказывание (цитата)
Сплоченность людей — нерушимая крепость.
В.СкоттВопросы к цитате:
Как вы понимаете смысл данного высказывания?
Подарок от учителя
Сила единства
Притча
Бежал по лесу ручеек, сам собою любовался: ловкий, проворный, быстрый, чистый и прозрачный!
Ни с каким другим ручейком не хотел сливаться, считал себя сильным и сам хотел бежать по лесу. Вдруг выбежал в поле, а там ослабел, силенок не хватило, растекся и пропал.
Кое-как, по каким-то подземным ходам, весь грязный, добрался он до реки и начал ей жаловаться:
- Если бы не это противное поле, то я бы и сам давно стал рекой! Услышав это, река всплеснула волнами:
- Эх, ты, глупый ручеек! Поле совсем не виновато в том, что ты растекся, ушел в землю и стал таким грязным! У того, кто отталкивает других, стать рекой - сил не хватит.
Рассказ
«Я существую, потому что мы существуем».
Однажды один ученый предложил детям из африканского племени поиграть в одну игру.
Он поставил возле дерева корзину с фруктами и объявил, обратившись к детям:
«Тот из вас, кто первым добежит до дерева, удостоится всех сладких фруктов».
Когда он сделал знак детям начать забег, они накрепко сцепились руками и побежали все вместе, а потом все вместе сидели и наслаждались вкусными фруктами. Поражённый антрополог спросил у детей, почему они побежали все вместе, ведь каждый из них мог насладиться фруктами лично для себя.
На что дети ответили: «Обонато». Разве возможно, чтобы один был счастлив, если все остальные грустные? «Обонато» на их языке означает: «я существую, потому что мы существуем».
Вопросы:
В чем вы видите различие этих двух рассказов?
Творческая деятельность.
Составить групповой портрет своего класса, используя различные изображения (кактус, хмурое облако, звезда, солнышко), подписав свое имя на картинке и поместить его на сигмент от общего круга, который будет символизировать весь классный коллектив. Обсудить полученный портрет.
Групповое пение. Песня «Если с другом вышел в путь» (слова песни на слайде)
Домашнее задание
Найти и записать пословицы и поговорки про коллектив.
Рефлексия - «Дерево дружбы»
Зеленый цвет – мне было интересно на уроке
Розовый цвет – мне было все равно на уроке
Желтый цвет – мне было скучно на уроке