Рабочая программа по биологии, УМК В.А. Самкова, Д.И. Рокотова, Биология 5 класс



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Биология» для учащихся 5 классов разработана на основе Примерной Рабочей Программы по биологии авт. А.М. Шереметьева (сборник Примерные программы по учебным предметам Биология 5-9 классы: - М. Просвещение, 2011. Стандарты второго поколения), в соответствии с ООП ООО МБОУ «СОШ № 1», учебным планом МБОУ «СОШ № 1» 2016-2017 учебного года с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.Рабочая программа обеспечена соответствующим программе УМК:
Учебник – автор Самкова В.А. Биология 5 класс / В.А.Самкова, Д.И. Рокотова. – М.: Академкнига / Учебник, 2014. – 176 с.
Методическое пособие Биология 5 класс, В.И. Лапшина, 2015.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Учебный предмет изучается в 5 классе, рассчитан на 35 часов (из расчета 1 учебного часа в неделю), в том числе на практическую часть отводится 5 лабораторных работ, на контрольные и зачетные уроки 4 часов.
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе основного общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии 5 класс и авторской программой учебного курса.
Изменения, внесенные в программу, взятую за основу при написании Рабочей программы:
№ п/п Изменение Обоснование
1 Количество часов изучения курса сокращено на 1 час (с 35 до 34 часов) В учебном плане школы количество учебных недель в 5 классах – 34 учебные недели
Календарно-тематическое планирование учитывает общеобразовательную направленность 5а,б классов, в которых осуществляется учебный процесс.
На основании примерной программы МОРФ, содержащей требования к минимальному объему содержания образования по биологии и с учетом направленности классов реализуется базовый уровень.
Для реализации данной программы используются современные педагогические технологии на основе личностной ориентации, которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также следующие методы и формы обучения и контроля:
Можно выделить следующие виды контроля:
текущий,
периодический (тематический),
итоговый,
самоконтроль.
Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Важными формами работы учащихся являются:
•Работа в малых группах (2-5 человек);
•Проектная работа;
•Подготовка рефератов;
•Исследовательская деятельность;
•Информационно-поисковая деятельность;
•Выполнение практических и лабораторных работ.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательско-творческий.
Методы контроля усвоения материала:
Текущий контроль: тестовые работы; фронтальный и индивидуальный устный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
Промежуточный контроль: самостоятельные работы, срезовые и итоговые тестовые работы, проверочные работы.
Итоговый контроль: контрольная работа.
Учебный процесс осуществляется в классно-урочной форме в виде комбинированных, контрольно-проверочных и др. типов уроков.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, представления о живой природе формируют фундаментальную основу для поддержания здоровья человека, обеспечения его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования – повышение качества и эффективности получения и практического использования знаний. В настоящее время биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой, создать фундамент для практической деятельности учащихся и формирования их научного мировоззрения.
Рабочая программа по биологии создана на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование – это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно даёт представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В данном курсе соблюдается преемственность с курсами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Построение учебного содержания курса осуществляется с учётом реализации внутрипредметных и межпредметных связей.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и т.д. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, учатся полно и точно выражать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, участвовать в дискуссиях, вступать в диалог и т. д.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МБОУ «СОШ № 1»
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов (Рокотова Д.И., Самкова В.А., В.И. Лапшина, А.М. Шереметьева, В.А. Дубынин).
Учебный предмет «Биология» реализуется через обязательную часть предметной области «Естественно-научные предметы». Изучается с 5 по 9 класс. Учебный предмет на изучение курса биологии в 5 классе отводит 34 часа (1 час в неделю). Рабочая программа по предмету «Биология» для учащихся 5 классов разработана на основе Примерной Рабочей Программы по биологии авт. А.М. Шереметьева (сборник Примерные программы по учебным предметам Биология 5-9 классы: - М. Просвещение, 2011. Стандарты второго поколения), в соответствии с ООП ООО МБОУ «СОШ № 1», учебным планом МБОУ «СОШ № 1» 2016-2017 учебного года. В 5 классе учебный предмет «Биология» изучается 1 час в неделю (34 часа в год).
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценностные ориентиры учебного предмета «Биология» связаны:
- с развитием логического и системного биологического мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с биологией, ориентацией учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим;
- с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в природе;
- с возможностью понимания ценности, значимости биологических знаний в современном мире и их целесообразного использования.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1 ч)
Самое удивительное на планете – это жизнь. Земля – живая планета. Что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Франческо Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.
Тема 1. Человек изучает живую природу (7 ч)
Познание – процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека – постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие – процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде.
Естествознание – система знаний о природе. Биология – дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биология с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека.
Научные методы познания. Наука – один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. Значение описания, сравнения, измерения для получения информации.
Наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез. Моделирование в науке – важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии.
Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъёмка.
Демонстрации
Наглядные пособия, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Изображения научных приборов и инструментов. Микроскоп. Биологические иллюстрации.
Лабораторные и практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований*.
Опыт с элодеей (работа в группе).
Измеряем рост (работа в группе).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
– основные методы биологических исследований;
– основные приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы
– значение микроскопа для биологических исследований.
Учащиеся должны уметь:
– объяснять значение биологических знаний в жизни человека;
– объяснять роль органов чувств в взаимодействии человека с окружающей средой;
– приводить примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими науками;
– описывать условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента.
Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (13 ч)
Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами.
Биологические системы – живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления – изменения в биологических системах
«Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.
Биосфера – живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ.
Вид – единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.
Популяция – совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции.
Организм — неделимая единица живого мира. Единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды. Воздействие экологических факторов. Продолжительность жизни – существенный признак каждого вида. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья.
Клетка – наименьшая единица живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др. Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека.
Вирусы – особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского. Значение вирусов в природе и жизни человека.
Демонстрации
Наглядные пособия, иллюстрирующие основные уровни организации жизни; структуру экосистем и популяций. Строение клетки. Примеры тканей человеческого организма. Многообразие вирусов.
Лабораторные и практические работы
Изучаем кожу (индивидуальная работа).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
– что означает понятие «система»;
– взаимосвязь явлений в биологических системах с изменениями, происходящими в окружающей их среде;
– какие явления называются биологическими;
– уровни организации жизни;
– от чего зависит устойчивость биосферы;
– структуру экосистем и популяций;
– что такое вид;
– в чем заключается воздействие экологических факторов на живые организмы;
– основные возрастные периоды в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
– приводить примеры природных и искусственных систем;
– описывать особенности биологических систем;
– приводить примеры биологических систем, относящихся к каждому из уровней организации;
– доказывать единство организма и окружающей среды;
– описывать принципиальное строение клетки;
– давать общую характеристику разнообразию клеток и тканей, образующих организм человека;
– объяснять уникальные особенности вирусов.
Тема 3. Жизнь на Земле – явление космическое (5 ч)
Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений.
Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на Земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора, – о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих – точка зрения большинства современных учёных. Роль прямохождения в происхождении человека. «Космическая» гипотеза.
Человек разумный – один из миллионов видов организмов. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. Человекообразные обезьяны человек: сходство и различия.
Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические.
Демонстрация
Репродукции картин З. Буриана, изображающих фауну и флору различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Изображения человекообразных обезьян и предков со-временного человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение мела (известняка) под микроскопом (работа в группах).
Экскурсия
Экскурсия в краеведческий музей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
– наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете;
– современные точки зрения о происхождении человека;
– место человека в системе живой природы;
– сходство и различия человека с человекообразными обезьянами.
Учащиеся должны уметь:
– объяснять, как учёные узнают о прошлом Земли;
– находить в строении своего тела особенности, общие для представителей отряда приматов;
– приводить примеры биологических ритмов.
Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (4 ч)
Биологическое разнообразие (биоразнообразие) – разнообразие жизни во всех её проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая – Международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия.
Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные. Взаимовлияние природы и человека.
Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов.
Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры.
Демонстрация
Изображения животных, вымерших за последние 200–300 лет. Негативные последствия влияния человечества на живую природу.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
– что такое биологическое разнообразие;
– почему необходимо сохранять биоразнообразие;
– какие компоненты окружающей среды относятся к природной среде, а какие — к социальной;
– главные причины исчезновения видов;
– основные положения азбуки экологической культуры;
– почему экологические проблемы не могут быть решены только за счет достижений науки и техники.
Учащиеся должны уметь:
– объяснять, почему сокращение биоразнообразия нарушает устойчивость биосферы;
– различать биологические и социальные, материальные и духовные потребности;
– приводить примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается к изменяющимся усло-виям окружающей среды.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
— ставить учебную задачу под руководством учителя;
— составлять план выполнения учебной задачи;
— работать в соответствии с поставленной задачей;
— систематизировать и обобщать разные виды информации;
— составлять простой и сложный план текста;
— участвовать в совместной деятельности;
— работать с текстом параграфа и его компонентами;
— узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе.
Личностные результаты обучения
– Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека;
– соблюдение правил поведения в природе;
– осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;
– формирование любви к природе;
– развитие эстетического восприятия живой природы;
– формирование ответственного отношения к учению, труду;
– умение слушать и слышать другое мнение;
– формирование основ экологической культуры.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(личностные, метапредметные и предметные)
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причин-но-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Личностные результаты обучения
– Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека;
– соблюдение правил поведения в природе;
– осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;
– формирование любви к природе;
– развитие эстетического восприятия живой природы;
– формирование ответственного отношения к учению, труду;
– умение слушать и слышать другое мнение;
– формирование основ экологической культуры.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
Учебник – автор Самкова В.А. Биология 5 класс / В.А.Самкова, Д.И. Рокотова. – М.: Академкнига / Учебник, 2014. – 176 с.
Методическое пособие Биология 5 класс, В.А.СамковаПакулова В.М., Иванова Н.В Природа. Неживая и живая (Учебник). -М.: Дрофа, 2002.
Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая (Рабочая тетрадь). -М.: Дрофа, 2002.
2. Дополнительная литература:
1.Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С. Гиляров. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
2.Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. -М.: Дрофа, 2005.
3.Верзилин Н.М. По следам Робинзона. -М.: Дрофа, 2005.
4.Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. -М.: Дрофа, 2005.
5.Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир –мой дом. Рабочая тетрадь. -М.: Тайдекс Ко, 2002.
6.Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. -М.: Дрофа, 2005.
3.Методическая литература:
1.Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. –М: Дрофа, 2003.
2.Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир –мой дом. Методическое пособие для учителя. -М.: Тайдекс Ко, 2002.
3.Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические карты. -М.: Дрофа, 2005.
4.Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты. -М.: Дрофа, 2005.
5.Иванова Т.В., Калинова С.Г., Сонин Н.И.. Природоведение. Методическое пособие. -М.: Дрофа, 2005.
6.Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Рабочая тетрадь для учителя. -М.: Дрофа, 2005.
7.Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. -М.: Дрофа, 2005.
8.Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. -М.: Дрофа, 2005.
9.Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс. Дидактические карточки-задания. -М.: Дрофа, 2005.
10.Сонин Н.И., Калинова Г.С., Иванова Т.В. Природоведение. Рабочая тетрадь для учителя. -М.: Дрофа, 2005.
4. Технические средства обучения:
1. персональный компьютер для учителя;
2. классная доска с набором магнитов для крепления таблиц, постеров и картинок;
3.телевизор
5. Программные средства обучения:
1. мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по биологии.
6. Оборудование класса:
ученические двухместные столы с комплектом стульев;
стол учительский; шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарные сроки № урока Раздел/Тема урока Планируемые результаты Виды контроля
Предметные результаты Универсальные
учебные действия Введение – 1 ч.
08.09.16 1 Величайшее чудо на планете Учащиеся должны знать:
- о многообразии живой природы;
- царства живой природы:
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия «биология», «жизнь», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах Текущий
Человек изучает живую природу. 7 ч
15.09.16 2 В поиске ответов на вопросы: как человек познает мир природы Учащиеся должны знать: 5 органов чувств человека. Объясняют роль органов чувств в взаимодействии человека с окружающей средой.
Учащиеся должны уметь:
Работать с терминами – восприятие, познание, ощущение Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух Самоконтроль
22.09.16 3 Биология – наука для всех Дают характеристику науке биологии и объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Приводят примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими науками.
Объясняют:
Естествознание — система знаний о природе. Биология – дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биология с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека. Познавательные УУД: умение структуриро-вать учебный материал, выделять в нем главное.
Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД. умение вос-принимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах Текущий
29.09.16 4 Какие научные методы используют биологи Учащиеся должны знать:
- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение»
- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух Текущий
06.10.16 5 Наблюдение и эксперимент в биологии
Л.р. № 1 «Измеряем рост (работа в группе)» Учащиеся должны знать:
- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение»
- уметь работать в группе
Объясняют:
Наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез.
Л.р. № 1 «Измеряем рост (работа в группе)» Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух Самоконтроль
13.10.16 6 С какой целью в биологии используется моделирование Учащиеся должны знать:
- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение»
- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух Текущий
20.10.16 7 Какое оборудование необходимо биологу.
Л.р № 2 «Изучение лабораторного оборудования» Учащиеся должны знать:
- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение»
- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием.
Определяют значение микроскопа для биологических исследований.
Л.р № 2 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно – следственных связей.
Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Эстетическое восприятие природы
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков само-оценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения Самоконтроль
27.10.16 8 Контрольная работа № 1 «Человек изучает живую природу»
Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.
Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя
п – анализ информации;
п – самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности Тематический
(Контрольная работа)
10.11.16 9 Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели
Л.р № 3 «Опыт с элодеей (работа в группе)»
Учащиеся должны знать:
- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение»
- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием
Выполняют лабораторные, практические
и исследовательские работы по изучаемой теме.
Л.р № 3 «Опыт с элодеей (работа в группе)»
Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно – следственных связей.
Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Эстетическое восприятие природы
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения Самоконтроль
По ступеням «Лестницы жизни». 13 ч
17.11.16 10 «Невозмутимый строй во всем», или Что такое система? Учащиеся должны знать:
Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами.
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Приводят примеры природных и искусственных систем. Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.
Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение. Самоконтроль
24.11.16 11 Живое и неживое: каковы особенности биологических систем Учащиеся должны знать:
Биологические системы – живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления – изменения в биологических системах
Доказывают, что объекты живой природы представляют собой системы.
Описывают особенности биологических систем. Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.
Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение Текущий
01.12.16 12 Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке Учащиеся должны знать:
«Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.
Описывают особенности биологических систем. Называют уровни организации
жизни. Приводят примеры биологических систем, относящихся к каждому уровню. Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.
Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение Текущий
08.12.16 13 Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты Учащиеся должны знать:
Биосфера – живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы.
Разбирают, от чего зависит устойчивость биосферы. Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками Текущий
15.12.16 14 Экосистемы – живая мозаика планеты Учащиеся должны знать:
компоненты экосистемы
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия данной темы
Знакомятся с тем, как устроены и как функционируют экосистемы. Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками Текущий
22.12.16 15 Вид – единица живого мира Учащиеся должны знать:
Вид – единица живого мира. Основные
признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.
Обсуждают, почему возникло множество различных видов. Используя иллюстрации учебника, объясняют, что такое вид. Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками Текущий
29.12.16 16 Популяция – это «население» Учащиеся должны знать:
Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции.
Характеризуют структуру популяции. Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками Текущий
12.01.17 17 Организм, особь, индивид Учащиеся должны знать:
основные возрастные периоды в жизни человека. Определяют возрастную группу, к которой относятся сами. Различают факторы живой и неживой природы. Приводят примеры благоприятного и неблагоприятного воздействия человека на живую природу. Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками Текущий
19.01.17 18 «Нити жизни»: организм в окружающей среде Учащиеся должны знать:
Воздействие экологических факторов на живой организм. Изучают единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды. Воздействие экологических факторов. Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками Текущий
26.01.17 19 Как растут и развиваются организмы? Учащиеся должны знать:
Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья. Называют основные возрастные периоды в жизни человека. Определяют возрастную группу, к которой относятся сами.
Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками Текущий
02.02.17 20 Путешествие в мир клетки, или что общего между клеткой и космическим кораблем? Учащиеся должны знать:
Клетка – наименьшая единица организма. Описывают строение клетки. Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в текстеЛичностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение Текущий
09.02.17 21 Из каких тканей сотканы живые организмы
Л.Р. № 4 Изучаем кожу (индивидуальная работа). Учащиеся должны знать:
Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека. Используя иллюстрации
учебника, описывают особенности
клеток, образующих различные ткани.
Называют функции, которые выполняют
различные ткани. Л.Р. № 4 Изучаем кожу (индивидуальная работа).
Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в текстеЛичностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение Самоконтроль
16.02.17 22 На границе живого и неживого: вирусы Учащиеся должны знать:
Вирусы – особая неклеточная форма жизни. Объясняют, почему о вирусах
говорят, что они находятся на границе
живого и неживого.
Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в текстеЛичностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение Текущий
02.03.17 23 Контрольная работа № 2
По ступеням «Лестницы жизни». Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя
п – анализ информации;
п – самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности Тематический
(Контрольная работа)
Жизнь на Земле – явление космическое. 5 ч.
09.03.17 24 По страницам истории жизни Учащиеся должны знать о:
Возникновении и развитии жизни. Определяют понятия, формируемые в хо-де изучения темы. Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в текстеЛичностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение Самоконтроль
30.03.17 25 Следы былых биосфер: как ученые узнают о прошлом Земли.
Л.Р. № 5 «Изучение мела (известняка) под микроскопом» (работа в группах). Узнают, как учёные восстанавливают облик древних животных и растений. Обсуждают, можно ли точно восстановить внешний вид древнего животного или растения по ископаемым останкам. Рассказывают, как был установлен примерный возраст Земли. Описывают наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете.
Л.Р. № 5 «Изучение мела (известняка) под микроскопом» (работа в группах). Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в текстеЛичностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение Текущий
06.04.17 26 Происхождение человека: три взгляда на одну проблему Учащиеся должны знать: Легенды и мифы народов мира о том, как появились на Земле первые люди.
Знакомятся с теориями происхождения человека. Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в текстеЛичностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение Текущий
13.04.17 27 Человек разумный – один из миллионов видов организмов Называют признаки строения человека, которые роднят его с человекообразными обезьянами.
Определяют место человека в системе живой природы Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в текстеЛичностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение Текущий
20.04.17 28 Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы Учащиеся должны знать: Периодические явления в живой природе. Приводят примеры ритмов в природе. Называют основные космические ритмы; объясняют, в чём они проявляются. Приводят примеры биологических ритмов. Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в текстеЛичностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение Самоконтроль
Человек и разнообразие жизни на Земле. 4 ч
27.04.17 29 Что такое «биологическое разнообразие»? Учащиеся должны знать:
Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Называют основные виды биоразнообразия и приводят примеры. Объясняют, почему необходимо сохранять биологическое разнообразие. Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в текстеЛичностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение Самоконтроль
04.05.17 30 Какая среда необходима человеку? Учащиеся должны знать:
Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные. Взаимовлияние природы и человека. Сравнивают природную и социальную среду человека. Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в текстеЛичностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение Текущий
11.05.17 31 Итоговая контрольная работа № 3 Учащиеся должны уметь: применять полученные знания при выполнении контрольной работы. Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности. Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Текущий
18.05.17 32 Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие Учащиеся должны знать:
отрицательные качества человека, которые приводят к ухудшению экологической ситуации на планете. Уметь: Объяснять значение основных положений азбуки экологической культуры. Объясняют,
каковы главные причины исчезновения видов. Обосновывают опасность разрушения природных экосистем: лесов, болот, степей и др. Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в текстеЛичностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение Текущий
25.05.17 33 Кто отвечает за Землю? Учащиеся должны знать:
отрицательные качества человека, которые приводят к ухудшению экологической ситуации на планете. Уметь: Объяснять значение основных положений азбуки экологической культуры. Обсуждают, почему экологические проблемы не могут
быть решены только за счет достижений науки и техники. Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в текстеЛичностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение Текущий
25.05.17 34 Обобщающий урок Учащиеся должны знать:
- о многообразии живой природы;
- царства живой природы:
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия «биология», «жизнь», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
Беседа, работа в группах, биологическая игра Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно от-носиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах Самоконтроль