Рабочая программа по биологии 5 класс (1 ч) Самкова В.А., Рокотова Д.И.


Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для обучения учащихся биологии в МБОУ «Суземская СОШ №2» в 5 классе и разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 18 мая 2015 г.);
Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
На основе:
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 № 1/15);
Примерной рабочей программы по учебному предмету. 5–9 кл.: учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М.: Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с.
Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников В.А. Самковой, Д.И. Рокотовой, В.И. Лапшиной: Биология 5 класс. В.А. Самкова, Д.И. Рокотова. М.: Академкнига/Учебник, 2015. – 176 с.: ил. Учебник рекомендован Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2015/2016 учебный год, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 (с изменениями от 08.06.2015 года; № 576)
Цели:
социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Задачи:
обеспечить ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;
обеспечить развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
обеспечить овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетенциями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;
обеспечить формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к живой природе и человеку;
обеспечить формирование экологического сознания.
Общая характеристика учебного предмета
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу и пути ее познания человеком. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения представления о живой природе формируют фундаментальную основу для поддержания здоровья человека, обеспечения его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования — повышение качества и эффективности получения и практического использования знаний. В настоящее время биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой, создать фундамент для практической деятельности учащихся и формирования их научного мировоззрения.
Рабочая программа по биологии создана на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно дает представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В данном курсе соблюдается преемственность с курсами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и т.д. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, учатся полно и точно выражать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, участвовать в дискуссиях, вступать в диалог и т.д.

Место учебного предмета в учебном плане
Предлагаемая примерная рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов (Д.И.Рокотова, В.А.Самкова, В.И. Лапшина, А.М. Шереметьева, В.А.Дубынин).
Учебное содержание курса биологии включает:
Биология. 34/68 ч, 1/2 ч в неделю (5 класс);
Биология. 34/68 ч, 1/2 ч в неделю (6 класс);
Биология. 68 ч, 2 ч в неделю (7 класс);
Биология. 68 ч, 2 ч в неделю (8 класс);
Биология. 68 ч, 2 ч в неделю (9 класс).
Общее число учебных часов за период обучения с 5 по 9 класс составляет 272/340 ч.
По учебному плану МБОУ «Суземская СОШ №2» на изучение биологии в 5 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю). Рабочая программа создана на основе примерной рабочей программы по учебному предмету. 5–9 кл.: учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М.: Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с. В рабочую программу внесены изменения: увеличено по 1 часу на каждый раздел из резервного времени.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы. 
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании: 
ценности научного знания, его практической значимости, достоверности; 
ценности биологических методов исследования живой и неживой природы; 
понимании сложности и противоречивости самого процесса познания. 
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:
уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; 
понимание необходимости здорового образа жизни; 
осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы; 
сознательный выбор будущей профессиональной деятельности. 
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь.
Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют: 
правильному использованию биологической терминологии и символики; 
развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии; 
развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения. 
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека. 
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы. 
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно - оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
В данной рабочей программе результаты изучения предмета в основной школе в соответствии с требованиями стандарта также разделены на предметные, метапредметные и личностные. Предметные результаты указаны в конце тем, а метапредметные и личностные — в конце классов.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.
Содержание учебного предмета, реализуемое с помощью учебника «БИОЛОГИЯ. 5 класс»
(35 ч, 1ч в неделю)
Введение (1 ч)
Самое удивительное на планете — это жизнь. Земля — живая планета. Что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.
Тема 1. Человек изучает живую природу (8 ч)
Познание — процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека — постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие — процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде.
Естествознание — система знаний о природе. Биология — дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека.
Научные методы познания. Наука — один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. Значение описания, сравнения, измерения для получения информации.
Наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез. Моделирование в науке — важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии.
Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка.
Демонстрация
Наглядные пособия, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Изображения научных приборов и инструментов. Микроскоп. Биологические иллюстрации.
Лабораторные и практические работы
Опыт с элодеей (работа в группе).
Измеряем рост (работа в группе).
Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (14 ч)
Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами.
Биологические системы — живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления — изменения в биологических системах.
«Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.
Биосфера — живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ.
Вид — единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.
Популяция — совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции.
Организм — неделимая единица живого мира. Единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды. Воздействие экологических факторов. Продолжительность жизни — существенный признак каждого вида. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья.
Клетка — наименьшая единица живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др. Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека.
Вирусы — особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского. Значение вирусов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Наглядные пособия, иллюстрирующие основные уровни организации жизни, структуру экосистем и популяций. Строение клетки. Примеры тканей человеческого организма. Многообразие вирусов.
Лабораторные и практические работы
Изучаем кожу (индивидуальная работа).
Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (6 ч)
Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений.
Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора — о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих — точка зрения большинства современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. «Космическая» гипотеза.
Человек разумный — один из миллионов видов организмов. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. Человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия.
Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические.
Демонстрация
Репродукции картин З. Буриана, изображающих фауну и флору различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Изображения человекообразных обезьян и предков современного человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение мела (известняка) под микроскопом (работа в группах).
Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (6 ч)
Биологическое разнообразие (биоразнообразие) — разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая — Международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия.
Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные. Взаимовлияние природы и человека.
Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов.
Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры.
Демонстрация
Изображения животных, вымерших за последние 200 – 300 лет. Негативные последствия влияния человечества на живую природу.
Практическая работа
Паспорт моего дерева.
Темы проектных и исследовательских работ для 5 класса
Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью».
Наблюдение за птицами (индивидуальная работа).
Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография (выставка, групповой проект).
Составление паспорта дерева.
Периодические явления в живой природе (групповой проект).
Практико-ориентированные проекты по охране окружающей среды: «Экологические проблемы моей малой Родины», «Азбука экологической культуры» и др.
Учебно-тематический план
№ п/пНаименование разделов и тем Всего часов В том числе на:
уроки лабораторно-практические или творческие работы контрольные работы
Введение 1 1 - -
1 Человек изучает живую природу 8 7 2 1
2 По ступеням «лестницы жизни» 14 13 2 1
3 Жизнь на Земле — явление космическое 6 5 1 1
4 Человек и разнообразие жизни на Земле 6 5 1 1
Итого: 35 31 6 (этап комбинированного урока) 4

Тематическое планирование
№ п/пТема урока Основные виды деятельности обучающихсяДата
по плану факти-ческиВведение (1час)
1 Величайшее чудо на планете. Приводят доводы, подтверждающие справедливость высказывания «жизнь на земле — величайшее чудо». Объясняют, с помощью какого опыта Ф. Реди доказал невозможность самозарождения живых организмов. Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом. 1.09 Тема 1. Человек изучает живую природу (8 часов)
2 В поисках ответов на вопросы: как человек познаёт мир природы. Объясняют роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. 8.09 3 Биология наука для всех. Дают характеристику науки биологии и объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Приводят примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом 15.09 4 Какие научные методы используют биологи?
Практическая работа №1 «Измеряем рост» Определяют основные методы биологических исследований. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют творческие задания.
Выполняют практическую работу (работают в группах). 22.09 5 Наблюдение и эксперимент в биологии. Описывают условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. 29.09 6 С какой целью в биологии используется моделирование? Объясняют, в чем заключается метод научного моделирования. Приводят пример модели из окружающей жизни. Знакомятся с дополнительным материалом. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом 6.10 7 Какое оборудование необходимо биологу?
Практическая работа №2 «Опыт с элодеей» Определяют значение микроскопа для биологических исследований.
Выполняют практическую работу (работают в группах). 13.10 8 Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Дифференцируют иллюстрации учебника.
Работают с текстом и иллюстрациями учебника.
20.10 9 Контрольная работа №1 по теме: «Человек изучает живую природу» Выполняют задания контрольной работы. 27.10 Тема 2. По ступеням «лестницы жизни» (14 часов)
10 «Невозмутимый строй во всём», или Что такое система? Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Приводят примеры природных и искусственных систем. 10.11 11 Живое и неживое: каковы особенности биологических систем? Доказывают, что объекты живой природы представляют собой системы. 17.11 12 Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке. Описывают особенности биологических систем. Называют уровни организации жизни. Приводят примеры биологических систем, относящихся к каждому уровню. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. 24.11 13 Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты. Разбирают, от чего зависит устойчивость биосферы. Выполняют творческое задание. 1.12 14 Экосистема – живая мозаика планеты. Знакомятся с тем, как устроены и как функционируют экосистемы. 8.12 15 Вид – единица живого мира.
Практическая работа №3 «Наблюдаем за птицами» Обсуждают, почему возникло множество различных видов. Используя иллюстрации учебника, объясняют, что такое вид.
Выполняют практическую работу (работают в группах). 15.12 16 Популяция - это «население». Используя иллюстрации учебника, характеризуют структуру популяции. 22.12 17 Контрольная работа №2 по теме: «По ступеням «лестницы жизни». Выполняют задания контрольной работы. 24.12 18 Организм, особь, индивид Описывают, как происходит обмен информацией между организмом и внешней средой. Работают с текстом и иллюстрациями учебника. 12.01
19 «Нити жизни»: организм в окружающей среде. Различают факторы живой и неживой природы. Приводят примеры благоприятного и неблагоприятного воздействия человека на живую природу. Знакомятся с дополнительным материалом. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом 19.01 20 Как растут и развиваются организмы? называют основные возрастные периоды в жизни человека. Определяют возрастную группу, к которой относятся сами. 26.01 21 Путешествие в мир клетки, или Что общего между клеткой и космическим кораблём? Описывают строение клетки. Называют ткани, образующие тело человека.
Работают с текстом и иллюстрациями учебника. 2.02 22 Из каких тканей «сотканы» живые организмы?
Практическая работа №4 «Изучаем кожу» Используя иллюстрации учебника, описывают особенности клеток, образующих различные ткани. Называют функции, которые выполняют различные ткани.
Выполняют практическую работу (работают в группах). 9.02 23 На границе живого и неживого: вирусы. Объясняют, почему о вирусах говорят, что они находятся на границе живого и неживого. Знакомятся с дополнительным материалом. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом 16.02 Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (6 часов)
24 По страницам истории жизни.
Практическая работа №5 «Изучение мела (известня-ка) под микроскопом» Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Рассказывают, как был установлен примерный возраст земли. Описывают наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете. Находят и рассматривают под микроскопом известняк.
Выполняют практическую работу (работают в группах). 23.02 25 Следы былых биосфер: как ученые узнают о прошлом Земли. Узнают, как ученые восстанавливают облик древних животных и растений. Обсуждают, можно ли точно восстановить внешний вид древнего животного или растения по ископаемым останкам.
Работают с текстом и иллюстрациями учебника. 1.03 26 Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Обсуждают точку зрения о происхождении человека, которой придерживается большинство современных ученых. Приводят доводы в защиту этой точки зрения.
Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом 8.03 27 Человек разумный – один из миллионов видов организмов. Определяют место человека в системе живой природы. называют признаки строения человека, которые роднят его с человекообразными обезьянами.
Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом 15.03 28 Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы. Приводят примеры ритмов в природе. Называют основные космические ритмы; объясняют, в чем они проявляются. Приводят примеры биологических ритмов.
Работают с текстом и иллюстрациями учебника. 5.04 29 Контрольная работа №3 по теме: «Жизнь на Земле — явление космическое» Выполняют задания контрольной работы. 12.04 Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (6 часов)
30 Что такое «биологическое разнообразие»?
Практическая работа №6 «Паспорт моего дерева» Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Называют основные виды биоразнообразия и приводят примеры. Объясняют, почему необходимо сохранять биологическое разнообразие. Обсуждают, какие меры предпринимаются для сохранения биоразнообразия.
Выполняют практическую работу (работают в группах). 19.04 31 Какая среда необходима человеку? Определяют, в чем проявляется взаимное влияние человека и окружающей его среды. Сравнивают природную и социальную среду человека. Приводят примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды. Сравнивают и характеризуют биологические и социальные, материальные и духовные потребности человека. Называют потребности, присущие только человеку.
Знакомятся с дополнительным материалом.
Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом 26.04 32 Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие? Объясняют, каковы главные причины исчезновения видов. Обосновывают опасность разрушения природных экосистем: лесов, болот, степей и др. Обсуждают, почему экологические проблемы не могут быть решены только за счет достижений науки и техники. Называют отрицательные качества человека, которые приводят к ухудшению экологической ситуации на планете.
Работают с текстом и иллюстрациями учебника.
Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом. 3.05 33 Кто отвечает за Землю? Объясняют значение основных положений азбуки экологической культуры.
Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом. 10.05 34 Контрольная работа №4 по теме: «Человек и разнообразие жизни на Земле» Выполняют задания контрольной работы. 17.05 35 Резервное время 24.05 Учебно–методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает использование линии УМК (учебно-методических комплексов) по биологии с 5 по 9 класс.
Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 5 класс: учебник.
Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 5 класс: рабочая тетрадь
Лапшина В.И. Биология. 5 класс: методическое пособие.
Лапшина В.И., Рокотова Д.И., Самкова В.А., Шереметьева А.М. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 класс.
Дополнительная литература.
Биология. Энциклопедия / гл. редактор М.С. Гиляров. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003
Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – М.: Дрофа, 2005.
Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов. – М.: ГЕНЖЕР, 2001.
Материально - техническое обеспечение кабинета
Опись мебели и оборудования кабинета биологии. Опись мебели и оборудования лаборантской.
№ п/пНаименование имущества Количество №
п/пНаименование имущества Количество
1 Учительский стол 1 1 Шкафы 8
2 Учительский стул 1 2 Стол 4
3 Столы ученические 20 3 Сейф 1
4 Стулья ученические 36 4 Стулья 3
5 Доска меловая 1 6 Огнетушитель 1 7 Карнизы 3 8 Стенды 5 Компьютер, проектор, экран.
Электронный микроскоп.
Лабораторное оборудование.
Микроскопы световые, на электрической подсветке.