Рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику Биология. 5 класс. Учебник. ФГОС Самкова, Рокотова


Пояснительная записка
Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана Рабочая программа
1. Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования, утв. приказом по СОШ № 4 г.БРЯНСКА с углубленным изучением отдельных предметов и № _от_________.
2. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 кл. : учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с.
3. Учебник для 5 класса В.А. Самковой, Д.И. Рокотовой, В.И. Лапшиной, А.М. Шереметьевой, В.А. Дубынина - 2015 год, учебник рекомендован (допущен) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2015/2016 учебный год, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 (с изменениями от 08.06.2015 года; № 576)
4. Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»
5. Базисный план для общеобразовательных учреждений Брянской области, утвержденный приказом Департамента образования и науки Брянской области № 586 от 04.04.2014 года;
6. Учебный план общеобразовательного учреждения на 2015 -2016 учебный год;
7. Календарный учебный график образовательного учреждения на 2015 – 2016 учебный год.

Учебно–методическое обеспечение образовательного процесса:
1. Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 5 класс: учебник.
2. Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 5 класс: рабочая тетрадь
3. Лапшина В.И. Биология. 5 класс: методическое пособие.
4. Лапшина В.И., Рокотова Д.И., Самкова В.А., Шереметьева А.М. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 классы.
Изучение биологии в 5 классе направленно на достижение следующих целей:
социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Изучение биологии в 5 классе направленно на достижение следующих задач:
обеспечить ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;
обеспечить развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
обеспечить овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетенциями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;
обеспечить формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к живой природе и человеку;
обеспечить формирование экологического сознания
Общая характеристика учебного предмета
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу и пути ее познания человеком. значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения представления о живой природе формируют фундаментальную основу для поддержания здоровья человека, обеспечения его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования — повышение качества и эффективности получения и практического использования знаний. В настоящее время биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой, создать фундамент для практической деятельности учащихся и формирования их научного мировоззрения.
Рабочая программа по биологии создана на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а так- же в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно дает представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В данном курсе соблюдается преемственность с курсами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и т.д. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, учатся полно и точно выражать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, участвовать в дискуссиях, вступать в диалог и т.д.
Место учебного предмета в учебном плане
Предлагаемая примерная рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов (Д.И.Рокотова, В.А.Самкова, В.И. Лапшина, А.М. Шереметьева, В.А.Дубынин).
Учебное содержание курса биологии включает:
Биология. 35ч, 1 ч в неделю (5 класс);
Количество контрольных, практических, лабораторных работ, предусмотренных при изучении предмета.
Лабораторные Практические Контрольные
Количество 1 5 4
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.  Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания.
Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании: 
ценности научного знания, его практической значимости, достоверности; 
ценности биологических методов исследования живой и неживой природы; 
понимании сложности и противоречивости самого процесса познания. 
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать: 
уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; 
понимание необходимости здорового образа жизни; 
осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы; 
сознательный выбор будущей профессиональной деятельности. 
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют: 
правильному использованию биологической терминологии и символики; 
развитиют потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии; 
развитиют способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения. 
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.  Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.  Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно- научных представлений о картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
В данной рабочей программе результаты изучения предмета в основной школе в соответствии с требованиями стандарта также разделены на предметные, метапредметные и личностные. Предметные результаты указаны в конце тем, а метапредметные и личностные — в конце классов.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.
Содержание учебного предмета «БИОЛОГИЯ. 5 класс» (34 ч, 1ч в неделю)
Введение (1 ч)
Самое удивительное на планете — это жизнь. земля — живая планета. что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.

Тема 1. Человек изучает живую природу (7ч)
Познание — процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека — постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие — процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде.
естествознание — система знаний о природе. Биология — дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека.
научные методы познания. наука — один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. значение описания, сравнения, измерения для получения информации.
наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез. Моделирование в науке — важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии.
Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. научная фотография.
Демонстрация: наглядные пособия, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Изображения научных приборов и инструментов. Микроскоп. Биологические иллюстрации.
Лабораторные и практические работы: знакомство с оборудованием для научных исследований*. Опыт с элодеей (работа в группе). Измеряем рост (работа в группе).
Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (13ч)
Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами.
Биологические системы — живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления — изменения в биологических системах.
«Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.
Биосфера — живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ.
Вид — единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.
Популяция — совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции.
Организм — неделимая единица живого мира. единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды. Воздействие экологических факторов. Продолжительность жизни — существенный признак каждого вида. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья.
Клетка — наименьшая единица живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др. Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека.
Вирусы — особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского. значение вирусов в природе и жизни человека.
Демонстрация: наглядные пособия, иллюстрирующие основные уровни организации жизни, структуру экосистем и популяций. Строение клетки. Примеры тканей человеческого организма. Многообразие вирусов.
Лабораторные и практические работы: изучаем кожу (индивидуальная работа).
Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (5 ч)
Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов.
Восстановление облика вымерших животных и растений.
Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора — о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих — точка зрения большинства современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. «Космическая» гипотеза.
Человек разумный — один из миллионов видов организмов. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. Человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия.
Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические.
Демонстрация: репродукции картин з. Буриана, изображающих фауну и флору различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Изображения человекообразных обезьян и предков современного человека.
Лабораторные и практические работы:
- Изучение мела (известняка) под микроскопом (работа в группах).
- уровни организации жизни;
- от чего зависит устойчивость биосферы;
- структуру экосистем и популяций;
- что такое вид.
Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (4 ч)

Биологическое разнообразие (биоразнообразие) — разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая — Международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия.
Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные. Взаимовлияние природы и человека.
Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов.
Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры.
Демонстрация: Изображения животных, вымерших за последние 200– 300 лет. Негативные последствия влияния человечества на живую природу.
Резервное время — 4 ч.
Темы проектных и исследовательских работ для 5 класса
1. Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью».
2. наблюдение за птицами (индивидуальная работа).
3. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. научная фотография (выставка, групповой проект).
4. Составление паспорта дерева.
5. Периодические явления в живой природе (групповой проект).
6. Практико-ориентированные проекты по охране окружающей среды: «Экологические проблемы моей малой Родины»,«Азбука экологической культуры» и др.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
основные методы биологических исследований;
основные приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы;
значение микроскопа для биологических исследований. Учащиеся должны уметь:
объяснять значение биологических знаний в жизни человека;
объяснять роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой;
приводить примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими науками;
описывать условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента.
что означает понятие «система»;
взаимосвязь явлений в биологических системах и изменений, происходящих в окружающей их среде;
какие явления называют биологическими;
- в чем заключается воздействие экологических факторов на живые организмы;
основные возрастные периоды в жизни человека. наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете;
современные точки зрения о происхождении человека;
место человека в системе живой природы;
сходство и различия человека с человекообразными обезьянами.
что такое биологическое разнообразие;
почему необходимо сохранять биоразнообразие;
какие компоненты окружающей среды относятся к природной среде, а какие к социальной;
главные причины исчезновения видов;
основные положения азбуки экологической культуры;
почему экологические проблемы не могут быть решены только за счет достижений науки и техники.
Учащиеся должны уметь:
объяснять, почему сокращение биоразнообразия нарушает устойчивость биосферы;
различать виды потребностей;
приводить примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды
приводить примеры природных и искусственных систем;
описывать особенности биологических систем;
приводить примеры биологических систем, относящихся к каждому из уровней организации;
доказывать единство организма и окружающей среды;
описывать принципиальное строение клетки;
давать общую характеристику разнообразия клеток и тканей, образующих организм человека;
объяснять, как ученые узнают о прошлом земли;
находить в строении своего тела особенности, общие для всех ипредставителей отряда приматов;
приводить примеры биологических ритмов.
Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
составлять план выполнения учебной задачи;
работать в соответствии с поставленной задачей;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять простой и сложный план текста;
участвовать в совместной деятельности;
работать с текстом параграфа и его компонентами;
узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе.
Личностные результатыОсознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека;
соблюдение правил поведения в природе;
осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;
формирование любви к природе;
развитие эстетического восприятия живой природы;
формирование ответственного отношения к учению, труду;
умение слушать и слышать другое мнение;
формирование основ экологической культуры.
Учебно – тематический план

п№ п/пТема урока Основные виды учебной деятельности учащихся Кол-во часов
Введение (1час)
11Величайшее чудо на планете Приводят доводы, подтверждающие справедливость высказывания «жизнь на земле — величайшее чудо». Объясняют, с помощью какого опыта Ф. Реди доказал невозможность самозарождения живых организмов 1
Тема 1. Человек изучает живую природу 8 часов
22 В поисках ответов на вопросы: как человек познаёт мир природы Объясняют роль органов чувств во взаимодейст-вии человека с окру-жающей средой. Дают характеристику науки биологии и объясняют роль биологических знаний в жизни чело-века. Приводят примеры, иллюстрирую-щие связь биологии с другими науками. Определяют основные методы биологических исследований. Описывают условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента. Объясняют, в чем заключается метод научного моделирования. Приводят пример модели из окружающей жизни. Определяют значение микроскопа для биологических исследований. Дифференцируют иллюстрации учебника.
Работают с текстом и иллюстрациями учебника.
Выполняют практические и исследовательские работы по изучаемой теме.
Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом
1
33 Биология наука для всех 1
44 Какие научные методы используют биологи? 1
55 Наблюдение и эксперимент в биологии. Прак. раб№1 1
66 С какой целью в биологии используется моделирование? 1
67 Какое оборудование необходимо биологу? Прак.раб.№2 1
88 Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. 1
9 Урок обобщения знаний. 1
Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» 14 часов
910 «Невозмутимый строй во всём», или Что такое система? Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Приводят примеры природных и искусственных систем. Доказывают, что объекты живой природы представляют собой системы. Описывают особенности биологических систем. называют уровни организации жизни. Приводят примеры биологических систем, относящихся к каждому уровню. Разбирают, от чего зависит устойчивость биосферы. знакомятся с тем, как устроены и как функционируют экосистемы. Обсуждают, почему возникло множество различных видов. Используя иллюстрации учебника, объясняют, что такое вид. характеризуют структуру популяции. Описывают, как происходит обмен информацией между организмом и внешней средой. Различают факторы живой и неживой природы. Приводят примеры благоприятного и неблагоприятного воздействия человека на живую природу. называют основные возрастные периоды в жизни человека. Определяют возрастную группу, к которой относятся сами. Описывают строение клетки. называют ткани, образующие тело человека. Используя иллюстрации учебника, описывают особенности клеток, образующих различные ткани. называют функции, которые выполняют различные ткани. Объясняют, почему о вирусах говорят, что они находятся на границе живого и неживого.
Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме. Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом 1
111 Живое и неживое: каковы особенности биологических систем? 1
112 Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке 1
113 Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты 1
114 Экосистема – живая мозаика планеты 1
415 Вид – единица живого мира. Практ раб.№3 1
516 Популяция- это «население» 1
617 Организм, особь, индивид. Кон.раб.№2 1
718 «Нити жизни»: организм в окружающей среде 1
19 Как растут и развиваются организмы? 1
20 Путешествие в мир клетки, или Что общего между клеткой и космическим кораблём? 1
21 Из каких тканей «сотканы» живые организмы? Лаб.раб. №1 1
22 На границе живого и неживого: вирусы 1
23 Урок обобщения знаний. 1
Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое 6 часов
24 По страницам истории жизни. Прак. раб.№4 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Рассказывают, как был установлен примерный возраст земли. Описывают наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете. находят и рассматривают под микроскопом известняк. Узнают, как ученые восстанавливают облик древних животных и растений. Обсуждают, можно ли точно восстановить внешний вид древнего животного или растения по ископаемым останкам. Посещают краеведческий музей; рассматривают экспонаты, представляющие собой древние окаменелости. знакомятся с теориями происхождения человека. Обсуждают точку зрения о происхождении человека, которой придерживается большинство современных ученых. Приводят доводы в защиту этой точки зрения. Определяют место человека в системе живой природы. называют признаки строения человека, которые роднят его с человекообразными обезьянами. Приводят примеры ритмов в природе. называют основные космические ритмы; объясняют, в чем они проявляются. Приводят примеры биологических ритмов.
Работают с текстом и иллюстрациями учебника.
Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме.
Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом
1
25 Следы былых биосфер: как ученые узнают о прошлом Земли 1
226 Происхождение человека: три взгляда на одну проблему 1
27 Человек разумный – один из миллионов видов организмов 1
28 Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы. Кон. раб.№3 1
29
Обобщение знаний. 1
Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле 6 часа
30 Что такое «биологическое разнообразие»? прак. раб.№5 Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. называют основные виды биоразнообразия и приводят примеры. Объясняют, почему необходимо сохранять биологическое разнообразие. Обсуждают, какие меры предпринимаются для сохранения биоразнообразия. Определяют, в чем проявляется взаимное влияние человека и окружающей его среды. Сравнивают природную и социальную среду человека. Приводят примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды. Сравнивают и характеризуют биологические и социальные, материальные и духовные потребности человека. называют потребности, присущие только человеку. Объясняют, каковы главные причины исчезновения видов. Обосновывают опасность разрушения природных экосистем: лесов, болот, степей и др. Обсуждают, почему экологические проблемы не могут быть решены только за счет достижений науки и техники. называют отрицательные качества человека, которые при- водят к ухудшению экологической ситуации на планете. Объясняют значение основных положений азбуки экологической культуры.
Работают с текстом и иллюстрациями учебника.
Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме. Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом 1
31 Какая среда необходима человеку? 1
32 Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие? 1
33 Кто отвечает за Землю? Кон. раб.№4 1
34 Контрольная работа. 1
35 Коррекция знаний 1
Календарно – тематическое планирование учебного материала

П№№/пТема Решаемые проблемы; цели деятельности учителя на уроке Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС). Дата проведения
понятия Предметные
результаты универсальные учебные действия (УУД) Личностные
результаты план факт
ВВЕДЕНИЕ – 1 ч.
111. 1. Величайшее чудо на планете. Основные понятия урока: биология, биосфера, экология. знакомство с учебником и его методическим аппаратом, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия «биология», «биосфера», «экология». Познавательные:
умение работать с текстом, выделять в нем главное.
формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать
и оформлять их результаты
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. ГЛАВА 1. Человек изучает живую природу - 8 ч.
2. 2. В поиске ответов на вопросы: Как человек познает мир природы? Основные понятия урока: методы исследования, наблюдения, эксперимент, измерения, фенология. работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. учащиеся знают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности в биологическом кабинете. Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам 3. 3.Биология – наука для всех. Формирова-ние представлений о естествен-ных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются Естественные науки: физика, астрономия химия, география, биология Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы Познавательный интерес к естественным наукам 4. 4. Какие научные методы используют биологи? Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении биологических объектов и явлений Методы исследования: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования Познавательные : умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.
Личностные : умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные . умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные . умение воспринимать информацию на слух Понимание значимости научного исследования природы 5. 5. Наблюдение и эксперимент в биологии. Основные понятия урока: методы исследования, наблюдения, эксперимент, измерения, фенология. работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. учащиеся знают основные методы
изучения биологии, правила техники безопасности
в биологическом кабинете. Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам 6. 6. С какой целью в биологии используется моделирование Основные понятия урока: методы исследования, наблюдения, эксперимент, измерения, фенология. работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. учащиеся знают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности в биологическом кабинете. Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные умение слушать учителя и отвечать на вопросы формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам 7. 7. Какое оборудование необходимо биологу? Основные понятия урока: клетка, лупа, микроскоп знакомство с увеличительными приборами, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении учащиеся знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними; имеют представление об истории создания светового микроскопа и открытии клеточного строения организмов Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам 8. 8. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Основные понятия урока: клетка, лупа, микроскоп знакомство с увеличительными приборами, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении учащиеся знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними; имеют представление об истории создания светового микроскопа и открытии клеточного строения организмов Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам 9. 9. Урок обобщения знаний. Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Мир биологии» Биология. Здоровый образ жизни Понимание основных закономерностей в живой природе. Представление о правилах здорового образа жизни. Понимание роли биологических знаний в хозяйственной деятельности человека Познавательные. умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации.
Личностные . умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные . умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные . умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками Познавательный интерес к естественным наукам ГЛАВА 2. По ступеням «Лестницы жизни»- 14ч.
10. 10.Что такое система. Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения. Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид. Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов. Познавательные . умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.
Личностные умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные . умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные . умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Понимание научного значения классификации живых организмов. 11. 11.Живое и неживое: каковы особенности биологических систем? Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения. Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов Познавательные . умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.
Личностные . умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные . умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные . умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Понимание научного значения классификации живых организмов 12. 12.Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке. Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения. Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов Познавательные . умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.
Личностные . умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные . умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные . умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Понимание научного значения классификации живых организмов 13. 13.Биосфера: Как работает система жизнеобеспечения планеты. Формирование представлений о группах живых организмов в зависимости от их роли в природе Организмы: производители, потребители, разрушители Знание роли организмов разных царств живой природы в круговороте веществ Познавательные : умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные :: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные . умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные . умение слушать учителя, высказывать свое мнение Осознание взаимосвязанности, взаимозависимости всех компонентов природы 14. 14.Экосистемы – живая мозаика планеты. Формирование представлений об экологических факторах и влиянии абиотических факторов на живые организмы. Экологические факторы. Абиотические факторы: температура, влажность, свет. Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов. Познавательные : умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.
Личностные : умение применять полученные на уроке знания на практике.
Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные : умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп. Осознание влияния факторов среды на живые организмы 15. 15.Вид – единица живого мира. Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения. Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов Познавательные . умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.
Личностные . умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные . умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные . умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Понимание научного значения классификации живых организмов 16. 16.Популяция – это «население». Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения. Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов Познавательные . умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.
Личностные . умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные . умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Понимание научного значения классификации живых организмов 17. 17.Организм, особь, индивид. Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения. Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов Познавательные . умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.
Личностные . умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные . умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные . умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Понимание научного значения классификации живых организмов 18. 18.«Нити жизни»: организм в окружающей среде. Основные понятия урока: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания. работа с текстом иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении учащиеся умеют различать среды обитания организмов, знают их особенности Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, воспринимать информацию на слух Понимание научного значения классификации живых организмов 19. 19.Как растут и развиваются организмы? Формирование представлений о размножении как о свойстве живого организма, позволяющем продолжать свой род Размножение, способы размножения Знание основных способов размножения живых организмов Познавательные : освоение элементарных навыков исследовательской деятельности.
Личностные : умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы.
Коммуникативные : умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода 20. 20.Путешествие в мир клетки. Формирование представлений о клетке как единице строения живого организма Клетка. Организмы: одноклеточные и многоклеточные. Микроскоп Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, цитоплазмы, оболочки). Освоение основных правил работы с микроскопом Познавательные : овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Личностные : потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов 21. 21.Из каких тканей «сотканы» живые организмы? Основные понятия урока: органические и неорганические вещества клетки, оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, хромосомы, пластиды, процессы жизнедеятельности в клетке, деление клетки, рост клетки, единство живых организмов.работа с текстом иллюстрациями учебника; формирование представления о единстве живого на основе совместного обсуждения усвоенных знаний у учащихся сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов Познавательные: развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого, умение соблюдать дисциплину на уроке, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников 22. 22.На границе живого и неживого: вирусы Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы. Бактерии — безъядерные одноклеточные организмы. Выделение существенных особенностей строения и функционирования бактериальных клеток. Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями. Познавательные . умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Личностные : потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные : умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий 23. 23.Урок обобщения знаний. Проверить уровень знаний по биологии
у учащихся Личностные . умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные. умение организовать выполнение заданий учителя Понимание научного значения классификации живых организмов ГЛАВА 3. Жизнь на Земле – явление космическое – 6ч.
24. 24.По страницам истории жизни. Основные понятия урока: палеонтология, палеоботаника. работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении учащиеся имеют представления о методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира Познавательные: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции)
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам 25. 25.Следы былых биосфер. Основные понятия урока: палеонтология, палеоботаника работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении
учащиеся имеют представления о методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира Познавательные: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции)
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам 26. 26.Происхождение человека. Основные понятия урока: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении
учащиеся имеют представления о методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира Познавательные: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции)
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений встроении растений в процессе эволюции, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительноотноситься к учителю и одноклассникам 27. 27.Человек разумный – один из миллионов видов организмов. Основные понятия урока: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении организмов учащиеся имеют представления о методах изучения, знают основные этапы развития человека Познавательные: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие миллионов видов организмов е— результат длительного исторического развития (эволюции)
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития в процессе эволюции, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам 28. 28.Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы. Основные понятия урока: разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растении животных. работа в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, сотрудничество с одноклассниками в группе при обсуждении результатов наблюдений и составлении отчета
по экскурсии учащиеся имеют начальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе. Познавательные: развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам 29. 29.Обобщение знаний. Проверить уровень знаний по биологии у учащихся. работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении организмов учащиеся имеют представления о методах изучения, знают основные этапы развития человека Личностные . умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные . умение организовать выполнение заданий учителя. ГЛАВА 4. Человек и разнообразие жизни на Земле- 6 ч.
30. 30.Что такое «биологическое разнообразие»? Систематизировать знания учащихся по теме Природное сообщество. Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах. Знание групп экологических факторов, степени и характера их влияния на живые организмы. Знание природных сообществ и умение различать естественные и искусственные сообщества. Познавательные : умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты.
Личностные : умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками Познавательный интерес к естественным наукам 31. 31.Какая среда необходима человеку? Обобщить и
систематизировать знания учащихся по теме «Организм и среда обитания». Среда обитания: водная, наземно- воздушная, почвенная, организменная.
Производители, потребители, разрушители, круговорот веществ, пищевые цепи, пищевые сети. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Природное сообщество. Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах. Знание групп экологических факто ров, степени и характера их влияния на живые организмы. Знание природных сообществ и умение различать естественные и искусственные сообщества. Знание роли Мирового океана на планете. Умение на карте находить материки и давать краткое описание их животного и растительного мира. Познавательные : умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты.
Личностные : умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные : умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками Познавательный интерес к естественным наукам 32 32.Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие? Формирование представлений о последствиях воздействия человека на природу и способах ее охраны. Охрана природы. Виды (исчезающие, редкие). Охраняемые территории
(заповедники, заказники, национальные парки). Приведение доказательств
необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе. Познавательные : умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.
Личностные . способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Регулятивные . умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные . умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.
Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе. 33. 33.Кто отвечает за Землю? Формирование представлений о последствиях воздействия человека на природу и способах ее охраны. Охрана природы. Виды (исчезающие, редкие). Охраняемые территории
(заповедники, заказники, национальные парки). Приведение доказательств
необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе. Познавательные : умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.
Личностные . способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Регулятивные . умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные . умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение. Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе. 34. 34.Контрольная работа. Проверить уровень знаний по биологии у учащихся Охрана природы. Виды (исчезающие, редкие). Охраняемые территории
(заповедники, заказники, национальные парки). Приведение доказательств
необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе. Личностные . умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные . умение организовать выполнение заданий учителя. 35. 35.Коррекция знаний Проверить уровень знаний по биологии у учащихся Охрана природы. Виды (исчезающие, редкие). Охраняемые территории
(заповедники, заказники, национальные парки). Приведение доказательств
необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе. Личностные . умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные . умение организовать выполнение заданий учителя. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Брянска с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО Заместитель директора Директор
Протокол № отпо УВР МБОУ СОШ № 4 г. Брянска
Руководитель МО Гороховик Е. А. Е. А. ШатковскаяГусакова Г. И. Приказ №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
5 КЛАСС
2015 – 2016 учебный год
Составитель:
Учитель химии и биологии
Кирченко Е. А.
БРЯНСК 2015