Дети — будущее нашей страны.

Ткачук Наталья Олеговна
ГУ «Средняя школа №11 отдела образования акимата города Костаная»
Психолог

Статья на тему:
«Дети – будущее нашей страны»
Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, потому что все жители этой страны в ответе за будущее. В этой стране уживаются только самые стойкие и самые терпеливые, те, кто способен дарить окружающим свою энергию, знания, умения.
С кого начинается школа? Конечно же, с учителя. Учителя, обладающего щедростью души, любознательного, готового понять радость и горе каждого, и прежде всего ребёнка, любящего детей, относящегося к детям как к чему-то особенному и исключительному, с неистощимым интересом к внутреннему миру ребёнка. Важным «кирпичиком» в строительстве современной школы непременно видится учитель - профессионал, человек творческий, способный принимать иногда неожиданные, порой рискованные решения для того, чтобы достичь положительного результата.  Современный учитель должен совершенствоваться, чтобы соответствовать времени.  
Дети - главные жители этой страны. За партами сегодня сидит будущее нашей страны.  И от того, какими станут эти дети, зависит жизнь страны. Задача учителя - воодушевить детей мечтой о будущем, научить их утверждать идеалы будущего.
Профессия учителя – это труд человека, прежде всего над самим собой: своим сознанием, своей волей, своими мыслями. И только научившись работать над собой, можно учить других, осознавая, что делаешь великое дело во имя будущего. От учителя требуется много энергии, мгновенная реакция, создание ощущения, что все идет легко и свободно.
Учитель обязан быть терпеливым и сдержанным, обязан, как актер, перевоплощаться, как машинист вести поезд, какое бы ни было у него настроение.  Только своим примером и своей любовью он может вести детей «через тернии к звездам». А тот, кто имеет желание это сделать, и является  учителем.
Очень точно и метко об учителе написал известный писатель С.Л. Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». Профессия учителя – это и труд, и призвание.
Нужно  уметь видеть в каждом ребёнке хорошее начало, каждый свой урок «пропускать» через сердце ученика, уметь найти заветный ключик к каждому ребёнку. Через радость познания, преодолевая трудности, встречающиеся на пути, вести детей в удивительную страну знаний. При этом быть требовательным: если писать – то красиво, если читать – то выразительно и осознанно. Но умело сочетать требовательность  с добротой, лаской, вниманием к каждому ребёнку. На переменках и после уроков  жить жизнью учеников: их заботами, печалями,  проблемами.
Работая в школе с детьми - я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравиться учиться.
Приходя на урок, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души.
Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способностей ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Каждый учитель огорчается, видя на уроках скучающие лица, когда же ученики работают увлеченно, азартно, то и учитель испытывает удовлетворение. Если после звонка ребята не бегут «сломя голову» в коридор, если после уроков они приходят ко мне с вопросами, значит, все нормально, значит, я смогла их заинтересовать, значит, у меня получилось. Пора расходиться, а спор все продолжается. Значит, есть оно – сотрудничество. Вот это все и дает новые силы творить каждый день, оставив за порогом житейские проблемы, входить в класс и совершать таинство познания. Умение увлечь учеников, как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся.
Очень важно, чтобы на каждом уроке дети переживали радость открытия, познания нового и интересного. Успех ученика, даже самого слабого, я делаю достоянием всего класса. Поддерживая ребёнка, делающего первые робкие шаги по дороге знаний, создаю на уроке ситуацию успеха.
Учитель не должен навязывать ученику единственно верное решение той или иной ситуации, необходимо дать возможность ребенку самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним». При этом дистанция между учителем и учеником, спору нет, должна быть. Но это не стена, не барьер, который нельзя перепрыгнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики – уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руки тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания. Внимание – каждому, ждущему – похвала, мыслящему – радость от общего успеха.
За годы работы в школе я твердо усвоила, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.
Главная цель учителя - это особая любовь и доверие, которое щедро дарит нам детское сердце. Добиться этого можно кропотливым трудом, старанием и терпением. Это получится только у учителя, влюблённого в свою профессию. Если учитель соединит в себе любовь к делу и к ученикам, то он – совершенный учитель.



15