РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экологии для обучающихся 5 -х классов по авторской программе по курсу экология. Авторы: В.А.Самкова, Л.И.Шурхал изд. « Академкнига» 2011 год

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новоусманского муниципального района Воронежской области
«Новоусманская средняя общеобразовательная школа № 3»

«Рассмотрено»
на заседании ШМО «Согласовано» Утверждаю
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР И.о. директора
__________ Н.В. Пономарева ____________В.А.Кульбака _______И. В. Царёв


Пр. № ___от «___»______2016г. «___»______2016 г. «____»________2016 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по экологии
для обучающихся 5 -х классов
на 2016 2017 учебный год






Учитель: Мешалкина О. А.





















Пояснительная записка
Рабочая программа основного общего образования по курсу «Экология» разработана на основе следующих документов:
- Закона Российской Федерации « Об образовании»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта ООО");
- авторской программы по курсу экология. Авторы: В.А.Самкова, Л.И.Шурхал изд. « Академкнига» 2011 год;
- Положения о рабочей программе отдельных предметов, курсов, дисциплин (модулей) педагога, реализующего ФГОС ООО МКОУ «Новоуманская СОШ № 3» 2016 г.
Согласно учебного плана МКОУ «Новоусманская СОШ № 3» на 2016-2017 учебный год, в 5-х классах на изучение курса «Экология» учебным планом школы отводится 0,5 часа в неделю, что при продолжительности учебного года в 35 учебных недель составляет 18 часов в год.
Планируемые предметные результаты
Учащиеся должны научиться:
ОПИСЫВАТЬ:
грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;
определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, люксметр; дозиметр, рН-метр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы); бинокулярная лупа, микроскоп.
ОБЪЯСНЯТЬ:
экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;
изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;
необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;
зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.
ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:
анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;
сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;
планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;
оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.






3. Содержание предмета.
№ п/п
Название раздела, темы.
Кол-во часов.
Вид учебной деятельности обучающегося.


Введение в курс экологии
Человек и природа в далеком прошлом: присваивающие хозяйство.
1
Осуществляют наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом . Обосновывают основные занятия древних людей: собирательство и охота. Объясняют, что такое присваивающее хозяйство, локальный характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу. работают с учебником и дополнительной литературой; осуществляют наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом.


Переход человека к производящему хозяйству
1
.Обосновывают, что такое производящее хозяйство, стихийное природопользование, опустынивание, как возникли земледелие и скотоводство. Объясняют воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов, гибель цивилизаций, выделяют главное; сравнивают факты по заданным критериям; обобщают, подытоживают информацию.


От колесницы до самолета.
1
Обосновывают, как шло изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества.
Объясняют необходимость бережного отношения к окружающей среде, участвуют в учебном диалоге; организовывают работу в группе.


Человек и природа в настоящем.
1
Обобщают прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу, что такое интродукция, «экологический рюкзак». Объясняют необходимость бережного отношения к окружающей среде, оценивают свою деятельность и деятельность других; правильно оформл ведут тетрадь; работают с учебником и дополнительной литературой.
литерату


Экология: что это такое?

1
Обосновывают, что такое экология наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме», направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Объясняют значение экологических знаний в жизни современных людей.


Что такое экосистема?
1



Обосновывают понятие «экосистема», характеризуют основные компоненты экосистемы, распределяют работу при совместной деятельности; участвуют в учебном диалоге; организовывают работу в группе.


Что такое биосфера Земли?
Распространение живых организмов на Земле.
1







Обосновывают , что такое биосфера Земли самая
крупная природная экосистема. Характеризуют
биологическое разнообразие биосферы.
Обосновывают последовательность действий; сравнивают полученные результаты с учебной задачей; правильно оформляют и ведут тетрадь.
Обосновывают повсеместность распространения жизни на Земле, роль растений в биосфере, влияние живых организмов на неживую природу, учение о биосфере В. И. Вернадского.
Работают с учебником; составляют на основании текста схемы; осуществляют наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом.


Среда обитания живых организмов: из чего она состоит.

1



Обосновывают понятие « среда обитания», понятие об экологическом факторе как элементе среды,
оказывающем воздействие на живой организм,
характеризуют факторы живой и неживой природы.
выделяют главное; составляют простой план; сравнивают факты, явления, события по заданным критериям.


Сообщества живых организмов.
1


Обосновывают понятие « сообщество живых организмов», «специфичность видового состава сообществ различных экосистем» (на примере экосистем луга и леса).выделяют главное; сравнивают факты, явления, события по заданным критериям.


Группы организмов в природном сообществе.
1



Обосновывают взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Характеризуют природные и искусственные сообщества живых организмов, дают определение по существенным признакам; обобщают, подытоживают информацию; задают уточняющие вопросы; слушают друг друга.


Цепи и сети питания: кто кого и что ест.
1
Характеризуют группы организмов в природном сообществе, составляют пищевые цепи и сети. Обосновывают понятие « производители» (продуценты) , «потребители» (консументы) , «разрушители» (редуценты) распределяют работу при совместной деятельности; участвовуют в учебном диалоге; организовывают работу в группе.


Естественные и искусственные экосистемы. Луг.
1



Дают характеристику природным и искусственным
экосистемам, их сравнивают (на примере поля и луга), понимают последовательность действий; сравнивают полученные результаты с учебной задачей.


Городские экосистемы.
1

Обосновывают понятие « городские экосистемы», дают общую характеристику, характеризуют деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные,
крупнейшие, миллионеры, работают с учебником; составляют на основании текста схемы; осуществляют наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом.


Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы.
1


Объясняют экологическое взаимодействие в экосистемах своей местности.


"Русь деревянная".
1


Обосновывают влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение, выделяют главное; составляют простой план; сравнивают факты, явления, события по заданным критериям.


Край, где ты живёшь. Правила поведения в природе.
1



Обосновывают особенности географического положения, виды полезных ископаемых, погодные условия, состояния водных ресурсов Воронежской области, составляют простой план; сравнивают факты, явления, события по заданным критериям. Обосновывают правила поведения в природе.













4. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п
Название раздела, темы
Кол-во часов
Дата проведения




5 А
5 Б
5 В
5 Г
5 Д
5 Е




по плану
факт.
по плану
факт.
по плану
факт.
по плану
факт.
по плану
факт.
по плану
факт.


Введение в курс экологии.
Человек и природа в далеком прошлом: присваивающие хозяйство.
1
05.09.

02.09

02.09

02.09

07.09.

05.09.



Переход человека к производящему хозяйству.
1
12.09.

09.09

09.09

09.09

14.09.

12.09.



От колесницы до самолета.
1
19.09.

16.09

16.09

16.09

21.09.

19.09.



Человек и природа в настоящем.
1
26.09.

23.09

23.09

23.09

28.09.

26.09.



Экология: что это такое?
1
03.10.

30.09

30.09

30.09

05.10.

03.10.



Что такое экосистема?
1
10.10.

07.10

07.10

07.10

12.10.

10.10.



Что такое биосфера Земли?
Распространение живых организмов на Земле.
1


17.10.

14.10

14.10

14.10

19.10.

17.10.



Среда обитания живых организмов: из чего она состоит.

1
24.10.

21.10

21.10

21.10

26.10.

24.10.



Сообщества живых организмов.
1
31.11.

28.10

28.10

28.10

02.11.

31.11.



Группы организмов в природном сообществе.
1
14.11.

18.11

18.11

18.11

16.11.

14.11.



Цепи и сети питания: кто кого и что ест.
1
21.11.

25.11

25.11

25.11

23.11.

21.11.



Естественные и искусственные экосистемы. Луг.
1

28.11.

02.12

02.12

02.12

30.11.

28.11.



Городские экосистемы.
1
05.12.

09.12

09.12

09.12

07.12.

05.12.



Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы.
1

12.12.

16.12

16.12

16.12

14.12.

12.12.



"Русь деревянная".
1
19.12.

23.12

23.12

23.12

21.12.

19.12.



Край, где ты живёшь. Правила поведения в природе.
1



26.12.

30.12

30.12

30.12

28.12.

26.12.