Статья на тему: Анализ понятие «страх», «тревожность» в научно-методической литературе


Новикова Татьяна Юрьевна
Кафедра социальной педагогики
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В. И. Вернадского,
Гуманитарно-Педагогическая Академия»
г. Ялта
Анализ понятие «страх», «тревожность» в научно-методической литературе
Введение. Каждому человеку свойственно испытывать страх, который является адекватной реакцией на внешние раздражители, несущие угрозу для него, человека. Именно глубинные детские страхи зачатую приводят к деформации развивающейся личности, и это просто необходимо корректировать, так как подсознательные страхи деформируют личность. Развитая база коррекции страхов в младшем школьном возрасте очень востребована в наше время, особенно в школах, т.к. в основном большой частью причиной возникновения страхов у детей является не совсем здоровая атмосфера в школе.
Формулировка цели статьи. Целью статьи является анализ понятия «страх», «тревога» и «тревожность» в научно-методической литературе.
Изложение основного материала статьи. Анализ, проведённый среди литературных и электронных ресурсов дал представление о современном определении понятия страх. Так же были рассмотрены понятия «тревога» и «тревожности», определена разница этих понятий и их место в жизни ребенка.
По мнению А.С. Ситниковой, эмоциональным фоном любого страха является инстинкт самосохранения, в большей части случаев страх выступает как защитный механизм и обуславливается изменениями в психофизическом изменении высшей нервной деятельности, что заметно в увеличении частоты пульса и ускорению дыхания, значении артериального давления, а так же выделению желудочного сока[4].
С точки зрения Л.С. Выготского: «Страх – очень сильная эмоция, оказывающая весьма значительное влияние на поведение индивида и перцептивно-когнитивные процессы (восприятие и познание мира). Наше внимание резко снижается, когда мы испытываем страх, заостряясь на предмете или ситуации, сигнализирующей нам об опасности. Интенсивный страх существенно ограничивает мышление, восприятие и свободу выбора индивида, создавая эффект «туннельного восприятия» (восприятие основанное на малой доле реальности, и потому неадекватное или неполное). Кроме того, страх резко ограничивает человека в свободе поведения. Можно сказать, что в страхе личность перестает принадлежать себе, она движима одним-единственным стремлением – избежать опасности или устранить угрозу» [2].
В.В. Лебединский утверждал, что каждый страх или вид страхов должен появляться в определенном возрасте. Он определяет страх, как необходимое условия функционирования психики ребенка [3].
Физиолог И.П. Павлов, в своих работах указывал на то, что страх это естественных рефлекс, он основан на инстинктах высшей нервной деятельности. В самом чистом виде эта эмоция возникает на угрожающие явление [4].  
Психологический словарь же дает такую трактовку: детский страх – это чувство беспокойства или тревожности, вызванное у детей в качестве ответной реакции на реальные или мнимую (созданную в воображении ребенка) угрозу их благополучия [1].
Определений самого понятия «страх» огромное множество. Однако все определения сводятся к одному, что детский страх зачастую оказывается мнимым и вызывается воображением ребёнка.
Очень часто в научной литературе исследователи используют слово синоним по отношению к «страху» – «тревога», «тревожность».
Тревожность – специфическое переживание эмоционального неудобства, связанное с предугадыванием неблагополучия, с ожиданием возможной опасности. Тревожность делят на два вида: первый, – эмоциональное состояние (настроение, аффекты, стрессы и др.) и второй, – особенность личности, свойство темперамента (устойчивая совокупность психофизиологических особенностей свойственных конкретной личности, связанными с динамическими сторонами деятельности), как утверждает. В отечественной психологии их разделяют на «тревогу» и «тревожность» [5].
В самом узком смысле тревога – это эмоциональное переживание, вызванное предчувствием угрозы.
Взаимосвязь страха и тревоги можно рассмотреть на примере. Попадая в ситуацию, где на человека влияет раздражитель страха, он (человек пугается) испытывает эмоцию страха, постепенно это эмоция перерастает, при постоянном воздействии раздражителя в состояние страха – тревогу. Долгое нахождение в данном состоянии приводит к неврозам.
Вывод: не смотря на идентичность понятий «страх» и «тревога», между этими определениями есть существенные различия. Большинство авторов считают, что страх – это реакция на конкретно существующую опасность; тревога – это состояние предчувствия опасности без видимой на то причины (причина объективна только в сознании личности испытывающей тревогу). Проще говоря, тревожность – это состояние, носящее длительный характер. Страх, в свою очередь, – это эмоция, которая моментально проходит и возникает в момент опасности (реальной или мнительной) и имеет свойство переходить из эмоции в состояние тревожности.
Аннотация: в статье рассмотрен анализ понятия «страх» и «тревога» их различие и взаимосвязь.
Ключевые слова: страх, тревога.
Annotation: the article the analysis of the concept of "fear" and" anxiety" the difference between them and the linkage.
Keywords: fear, anxiety.
Литература:
Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст] / В. М. Астапов: Уч. Пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 224с.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч. – М.: Педагогика, 4-е издание, 2001. – 345с.
Психология здоровья дошкольника: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2010. – 413 с.
Ситникова, А. С. Детские страхи [Электронный ресурс] / А. С. Ситникова – Режим доступа: http://www.psytren.ru/list/110 – Загл. с экрана.
Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с. // Электронный ресурс / Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/pri/PRI-001-.HTM – Загл. с экрана.