Групповое занятие в форме психологического тренинга «Психологическая подготовка выпускников к ГИА» с использованием метафорических ассоциативных карт

Групповое занятие в форме психологического тренинга
«Психологическая подготовка выпускников к ГИА»
с использованием метафорических ассоциативных карт
Цель: коррекция предэкзаменационного состояния, настрой на положительное отношение к прохождению ГИА.
Блоки:
- наиболее значимые психологические качества, которые требуются в процессе сдачи ГИА;
- стратегии подготовки к экзамену и деятельности во время экзамена;
- секреты эмоционального благополучия.
Оборудование, наглядный и раздаточный материал: проектор/интерактивная доска, листы ватмана 3 шт., маркеры, магниты, портрет А3, рисунок «Эмоции» А3, листы чистой бумаги, листы с заданиями к упр. «Портрет», анкеты обратной связи, карты «Она» 12 шт.
Время: 90 мин.
Возраст участников: от 14 лет.

Ход занятия.
Приветствие. Разогрев. Упр. «Стук камней» (выстукиваем заданный ритм) или «Здравствуйте!» (одновременно поздороваться всем классом)
Упр. «Портрет».
1) К нам сегодня в гости пришел человек (показываем портрет). Опишите его: какой он, чем занимается, о чем думает, что чувствует, какие события в ее жизни происходят сейчас (на чистых листочках ставим цифру 1) и описываем то, что приходит в голову по поводу человека с портрета) Далее желающие зачитывают свое описание. Находим сходства и различия. 2) Представьте себе, что эта девушка/юноша вашего возраста, выпускница/выпускник. Скоро ей/ему, как и вам, предстоит сдавать экзамены. - Что она/он чувствует сейчас? (можно использовать рисунок «Эмоции», см. приложение). Поставьте на своих листочках цифру 2) и напишите ответ на вопрос Давайте прочитаем, что у вас получилось, сравним ответы
(Какие в основном чувства описываются? Обсуждаем, насколько они полезны/вредны?)
3) Давайте ей поможем. Вместе поможем справиться с волнением, посоветуем, как лучше подготовиться к экзаменам, расскажем, как лучше вести себя на самом экзамене. Начнем с ответа на такой вопрос: «Какие психологические качества потребуются ей/ему в процессе подготовки и сдачи ГИА?» (под цифрой 3) записать несколько качеств). Зачитываем варианты ответов. Ведущий предлагает свой. (см. презентацию и приложение)
- Как сделать так, чтобы этими качествами обладать? Для этого разделимся на 3 группы, у каждой из которых будет свое задание. За 5-7 мин. на листе ватмана необходимо составить рекомендации для нашей гостьи /гостя по следующим темам:
1 гр. «Стратегия подготовки к экзаменам»;
2 гр. «Стратегия деятельности, поведения на экзамене»;
3 гр. «Способы саморегуляции при стрессе» (способы управления своим психоэмоциональным состоянием при подготовке к экзамену и на экзамене)
(По истечении времени, каждая группа презентует свои рекомендации. Остальные учащиеся слушают, записывают в свой листочек, добавляют свои предложения. Ведущий дополняет ответы учащихся (см. презентацию и приложение))
4) – Как вы думаете, что сейчас чувствует девушка/юноша, когда узнала/узнал много нового, услышала/услышал наши рекомендации? Напишите на своих листочках Прочитайте, что получилось.
3. Упр. «Источник моего эмоционального благополучия» с использованием метафорических ассоциативных карт «Она» К. Крюгер Инструкция: загадайте любое число от 1 до 12. (12 карточек перемешиваются, потом вытягиваются по порядку от 1 до 12). На каждой из карточек представлен один из способов саморегуляции, самоподдержки в ситуации стресса, который подходит именно вам больше всего. Карточка подскажет, на что обратить внимание, то есть, что следует делать, что бы успокоиться и настроиться на хороший результат, где взять сил или чего стоит опасаться, если этого в вашей жизни чрезмерно и оно отвлекает от подготовки к экзаменам.
4. Анкета обратной связи. (см. приложение)
5. Завершение. Приглашение на индивидуальные и групповые встречи с психологом.

Составила педагог-психолог
МБОУ Школа № 12 г. Саров
Т.В. Пронина

15