Занятие с элементами тренинга «Стресс в нашей жизни» для подростков 14-17 лет


Занятие с элементами тренинга «Стресс в нашей жизни»
Маликова О.М., психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД»
Цель: формирование навыков преодоления стрессовых состояний здоровыми способами.
Задачи:
Познакомить участников с понятием «стресс», видами и фазами стресса.
Обсудить наиболее стрессогенные ситуации в жизни человека.
Познакомить подростков с различными способами преодоления стресса.
Способствовать формированию стрессоустойчивости у подростков.
Категория участников: от 14 до 17 лет
Время проведения: 1 час 20 минут
Ход работы
Приветствие
Упражнение-активатор «Здравствуй!»
Ведущий ловит взгляд одного из участников занятия и кидает ему мяч со словами: «Здравствуй (имя)! Как ты себя чувствуешь?» Далее он дает инструкцию: «Выберите любого в группе, кто вам интересен, поймайте его взгляд, перекиньте ему мячик и поздоровайтесь таким же образом как я сейчас».
Упражнение «Ассоциации со стрессом»
Ведущий предлагает участникам назвать свои ассоциации со словом стресс, передавая при этом мяч друг другу. Мяч необходимо перекидывать быстро, называю первую ассоциацию, которая приходит в голову.
После этого ведущий озвучивает наиболее распространенное определение стресса.
Стресс – физиологические и психологические реакции организма, возникающие под воздействием любых существенных для организма факторов.
Стрессор – неблагоприятный фактор внешней или внутренней среды, вызывающий стресс, приводит человеческий организм в состояние возбуждения. В психологии это принято называть реакцией типа «готовность к противоборству или бегству», поскольку в таком состоянии человек может быть готов биться над разрешением возникшей проблемы до конца или отступить и обойти ее. Если у человека наблюдается повышение активности, мобилизации сил, повышение эффективности деятельности, то это так называемый «стресс льва». Опасность как бы подстегивает человека, заставляет действовать смело и решительно.
Если человек в состоянии стресса чувствует оцепенение, испуг, проявляет пассивность, то это так называемый «стресс кролика».
После этого с участниками обсуждаются наиболее стрессогенные ситуации, они приводят примеры из своей жизни или называют те, которые им вспомнятся.
Упражнение «Фазы стресса»
Группу необходимо разделить на 3 команды. Каждая команда вытягивает бумажку с фазой стресса и с помощью невербальной системы коммуникации изображает данную фазу. Задача других команд – отгадать, какое состояние изображает команда.
Информация для ведущего:
Стресс имеет три фазы:
1.Тревоги (активность человека).
2.Сопротивления (противостояние стрессовой ситуации и действие).
3.Истощения (если ситуация не разрешается благополучным исходом, то человек теряет активность, нервная система истощается).
Упражнение «Здоровые и нездоровые способы преодоления стресса»
Необходимо разделить группу на 2 команды. Первая команда обсуждает между собой здоровые способы преодоления стресса, вторая – нездоровые.
Участники указывают способы, которыми пользуются они, а также могут указать и способы, которые используют их знакомые или родственники.
Затем происходит обсуждение, во время которого ведущий корректирует ответы участников и вносит их в таблицу из двух колонок.
Информация для ведущего:
Здоровые способы преодоления стресса Нездоровые способы преодоления стресса
сон, музыка, глубокое дыхание, саморегуляция, позитивные мысли, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями, общение с животными, хобби, юморпереедание, ругань, агрессия, курение, употребление алкоголя, наркотиков
В ходе обсуждения ребята вместе с ведущим выясняют, какие способы более эффективны здоровые или нездоровые и почему.
Необходимо подвести ребят к выводу о том, что необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают стресс и тревожность, но ценой своего собственного здоровья. Употребление ПАВ создает лишь иллюзию снятия стресса, а через некоторое время человек понимает, что все осталось по-прежнему. Ведущий также поясняет, что переедание вредно для здоровья, а ругань, брань и агрессия могут разрушить отношения с другими людьми и самого человека изнутри.
Флеш-тренинг «Способы преодоления стресса»
(Флеш-тренинг содержит основные способы профилактики стрессоустойчивости).
Вопросы для обсуждения:
- Какие способы профилактики стресса вам запомнились, заинтересовали?
- Какие из предложенных рекомендаций вы используете в своей жизни и почему?
- Что бы вы добавили?
Дыхательное упражнение «Спокойствие»
Цель: снятие напряжения тела, создание уравновешенного состояния.
Ведущий: «В ситуации повышенной тревоги, страха, стресса и просто для снятия напряжения, расслабления мы можем помочь себе сами при помощи очень простого дыхательного упражнения. Давайте сделаем это упражнение вместе: сядьте удобнее, закройте глаза, сделайте глубокий вдох через нос, представьте, как воздух наполняет ваш живот, задержите дыхание на 3 секунды, а потом медленно выпускайте воздух через рот ровной струей. С каждым разом дыхание становится все медленнее.
Примечание: Это упражнение пример «брюшного дыхания» или «дыхания животом». Его нужно учиться делать правильно, это не сложно, но с первого раза может не получиться. Для начала можно положить ладонь на живот, и следить таким образом, чтобы на вдохе она поднималась, а при выдохе опускалась, при этом дышать нужно именно «животом», а не «грудью» как это делают многие. Можно выполнять его под музыку для релаксации или представлять себе что-то приятное, какое-то приятное место, где комфортно находиться.
Упражнение «Якорь»
Цель: обучение техникам снятия тревожности.
Участникам предлагается, приняв удобную позу и расслабившись, вспомнить реальную ситуацию, вызвавшую ощущение радости. Затем воспроизвести ее в своем воображении очень подробно, запомнить чувства, которые при этом возникали. Соединить крепко большой и указательный палец. Повторить несколько раз. Психолог объясняет, что в дальнейшем, сжимая пальцы в кольцо, участники смогут произвольно вызвать у себя ощущение радости и подъема.
Упражнение «Даже если…»
Происходит работа по парам. Участникам раздаются заготовки цветков (Приложение), на одном написано: «Даже если…», на втором: «В любом случае…»
Инструкция: Один из участников в паре произносит название первого цветка «Даже если… и указывает проблему: «мне плохо; я невезучий; у меня нет домашнего питомца; я получил двойку и т.д.». Второй участник называет свой цветок «В любом случае…» и заканчивает положительной фразой: «это только на сегодня; потом начнется «белая полоса»; я могу доказать, что способен ухаживать за домашним питомцем; я не буду расстраиваться, и впадать в депрессию, а исправлю двойку». Участники обмениваются цветками. Теперь первый говорит решение проблемы, а второй саму проблему.
Примечание: в самом начале данное упражнение можно выполнить с ведущим, так как у некоторых участников оно вызывает трудность в поиске решения проблемы. Также можно проиграть несколько ситуаций после проработки в парах.
Вопросы для обсуждения:
- Получилось ли выполнить упражнение?
- Трудно ли было его выполнять и почему?
- В какой роли как себя чувствовали, что особенного заметили?
Вывод: В сложных ситуациях необходимы навыки саморегуляции, не только телесно уметь снимать напряжение, но и с помощью позитивных мыслей. Можно пользоваться правилом: «Мысли выбирай, как цветы – и выбирай только красивые (положительные)»
Рефлексия
Список литературы
Андреева А. Д. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной – М., 1994.
Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге / Е. В. Емельянова – СПб: Речь, 2008 – 336 с.
Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости / Е. С. Жариков – М., 1990.
Майорова Н. П. Обучение жизненно - важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей / Н. П. Майорова, Е. Е. Чепурных, С. М. Шурухт – СПб.: Образование-Культура, 2010 – 228 с.
Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Программы формирования здорового жизненного стиля / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский – М.: Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие» им. Л.С. Выготского, 2000 – 84 с.
Приложение