Практическое занятие с элементами тренинга с выпускниками школы, сдающих ЕНТ. Стресс. Встретим его достойно!


Практическое занятие с элементами тренинга с выпускниками школы, сдающих ЕНТ.
«Стресс. Встретим его достойно!»
Цель мероприятия: способствовать снижению стресса в экзаменационный период у выпускников через осознание своего поведения, и научить старшеклассников справляться со стрессовыми ситуациями.
Задачи: знакомство с понятием «стресс» и его проявлением; осознание собственного состояния в стрессовых ситуациях; научить справляться с психологическими трудностями при подготовке и сдаче экзаменов.
Оборудование: мультимедийная доска; презентация; музыка для релаксации; видеоролики; раздаточный материал; фломастеры; пластмассовый стаканчик; брошюры; бумага А4; масла ароматические; анкеты- отзывы.
Ход мероприятия.
1. Приветствие «Ребята, в конце учебного года вам предстоит серьезное испытание. Вы будете участвовать в Едином Национальном Тестировании. Для этого вам придется сильно потрудиться. Именно в это время, как никогда, понадобится хорошо натренированная память, способность мгновенно ориентироваться и очень быстро собраться с мыслями, а главное, самостоятельно приводить себя в состояние внутреннего равновесия, без которого невозможно успешно сдать экзамен. На сегодняшнем занятии мы попытаемся вместе продумать несколько шагов. Как эффективно и успешно справиться с напряженной ситуацией на экзамене и как подготовиться к препятствию именуемому грозным словом «ЕНТ !»
2.Тест. «Умеете ли вы справляться со стрессом?»
Утверждение. Часто. Редко. Никогда.
Я чувствую себя счастливым. 0 1 2
2.Я сам могу сделать себя счастливым. 0 1 2
3.Меня охватывает чувство безнадежности. 2 1 0
4.Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам . 0 1 2
5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощью к специалистам. 0 1 2
6.Я склонен к грусти. 2 1 0
7.Мне хотелось бы стать кем- нибудь другим. 2 1 0
8.Мне хотелось бы оказаться где- нибудь в другом месте. 2 1 0
9.Я легко расстраиваюсь. 2 1 0
Инструкция: в левой части бланка предлагаются некоторые утверждения. Необходимо выбрать в правой части бланка наиболее характерные для вас реакции и ответить их.
Ключ к тесту: 0-3 балла – вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы.
4-7 баллов – ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом.
8 и более баллов- вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.
Как часто одноклассники завидуют отличникам: «Вам, конечно, незачем волноваться, уж вы то совсем все знаете!» Психологи провели эксперимент, замеряя у школьников различные физиологические параметры, и обнаружили, что двоечники и отличники волнуются одинаково сильно!
3.Упражнение «Стаканчик».
Цель: вызвать эмоциональную реакцию у всех учащихся. Позволить каждому высказаться. Важно обсудить, что почувствовали учащиеся. И то , что им захотелось сделать. Психолог ставит на ладонь пластмассовый стаканчик и говорит ученикам тренинга следующее: «Представьте, что этот стаканчик- сосуд для ваших самых сокровенных желаний и мыслей (пауза). В него вы можете мысленно положить то, что для вас действительно важно и ценно (пауза), это есть то, что вы любите и чем дорожите». На протяжении несколько минут в комнате царит молчание, и в неожиданный момент сминает этот стаканчик. Вопросы учащимся: Что вы почувствовали в тот момент, когда сминала стаканчик? Какие обстоятельства или события чаще всего вызывают у вас стресс? Заключительная фраза этого упражнения: то, что вы сейчас пережили –это реальный стресс, реальное напряжение. И то, как вы пережили, и есть ваша настоящая реакция на стресс. На проблемы, которые возникают у вас.
4. Беседа с учащимися.*А всем ли понятно значение слова «стресс»? Стресс- (англ.-напряжение), это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование (ввел врач и биолог Силье, в 1936 году).Это своего рода сигнал бедствия, который заставляет тело приготовиться «либо к бою, либо к бегству». Стресс мобилизует нас на борьбу с неожиданным препятствием. *Как вы думаете, а у стресса есть положительные стороны? В малых дозах он необходим, так как сигнализирует о возникновении проблем и отвечает за нашу « настройку» на адекватное поведение в опасности. В случае с экзаменами стресс обеспечивает организм дополнительным адреналином, поддерживает нас в нужной форме.
5. Мозговой штурм. «Способы саморегуляции в ситуации стресса» . Предлагается выпускникам найти решение и способы борьбы со стрессом. ( полученный список корректируется и дополняется психологом).
6.Погружение в тему. Презентация методов снятия стресса.
1. Ароматерапия против стресса (масла).2. Аффирамации. 3. Медитация против стресса (голосовая релаксация). 4.Музыка против стресса (видеоролики). 5.Питание. 6. Сон. 7.Спорт.Танцы ( видеоролики с танцами).
7. Упражнение «Пожелания». Вы 11 лет учились вместе. Знаете, друг друга, возьмите листок и по кругу, учитывая способности и качества друг друга, напишите, кем вы видите своих одноклассников в будущем, каким специалистом. Или какую профессию вы ему рекомендуете выбрать. Можете написать пожелания в момент ЕНТ, или просто пожелания этому человеку.
(Учащиеся просматривают, выбирают одно самое лучшее, по их мнению, и зачитывают вслух)
8. Обобщение. Сегодня мы с вами познакомились со стрессом и рассмотрели методы борьбы с ним. Эти умения вам пригодятся на протяжении всей жизни для того, чтобы сохранить свое здоровье и не поддаваться пагубным пристрастиям.
9. Рефлексия. Анкета- отзыв учащихся тренинга (Психолог благодарит учащихся за участие в тренинге и заполняется анкета- отзыв).
10. Раздача психологических памяток с рекомендациями в конце тренинга под названием « Психологическая подготовка к ЕНТ».
11.Психолог желает учащимся: «Удачи на ЕНТ».