Методическая разработка по русскому языку на тему: Контрольный диктант за I полугодие с грамматическим заданием разного уровня

Тема: Диктант ЗА i ПОЛУГОДИЕ с грамматическим заданием
Цель: выявить умения проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости–звонкости согласные, непроизносимые согласные), написание большой буквы в начале предложения и в именах; проверить знания о правилах переноса слов .
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно применять правила орфографии в письменной речи.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Пальчиковая гимнастика.
II. Знакомство с текстом диктанта. (Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические – осуществляют анализ текста диктанта.)
Друзья
Зима. Мороз. Толя и Тимур идут в лес. Кругом пушистый снег. На снегу следы птиц и зверей. Мальчики положили на пень кусочки соли. Скоро из кустов вышли лоси. Они стали есть соль. Лоси были рады гостинцу. (36 слов)
Слова для справок: положили, гостинец, соли. 
Нормы оценок за диктант:
«2» - более пяти орфографических ошибок
«3» - 3-5 орфографических ошибок
«4» - 1-2 орфографических ошибки

Нормы оценок за грамматическое задание:
«2» - выполнено  верно менее 3-х заданий основной части
«3» - выполнено  верно 3-4 задания основной части
«4» -выполнены  верно  все задания основной части
«5» - выполнены  верно  все задания основной части и 1 задание из дополнительной части
За выполнение задания максимального уровня ставится дополнительная отметка
III. Написание диктанта.
IV.Грамматические задания. (Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
Грамматическое задание
1 вариант
Базовый уровень
Укажите в словах количество букв и звуков:
Олень, елка, зонт, поездка
Вставьте пропущенные буквы в словах, подберите проверочное слово:
стрла - _________                 шка_______________
дерво - ___________              сугро - ______________
Запишите все буквы из данного слова в алфавитном порядке.
Раздели слова для переноса.
Лейка, яблонька, ученик___________________________________
  5. Укажи, в каком столбике даны однокоренные слова.
   1) роза     2) медок   3) ягода    4) тропинка
       розы        медный     ягодка        дорожка
  6.Составь из слов предложение.
Первый, выпал, снег, утром.
Повышенный уровень
7.Укажите какими звуками различаются слова.
Воз – вез   [],[];   лодка – ложка [],[]; жил – шил [],[]
8.Укажите ряды слов, где все слова имеют орфограмму на одно правило   письма.
1.Дуб, крот, глаз, шубка, шкаф
2.Вода, роса, стрела, страна
3.Точка, ночка, чашка, почка
4.Заяц, ветер, трава, лопата
Максимальный уровень
9.Составьте из слов предложение, дополнив предлогами. Запишите.   Надпишите над словами части речи.
Кедровые, положил, Кирилл, орешки, кормушка.
10.Укажите пары слов, которые являются синонимами:
1.быстро-скоро
2.мокрый-влажный
3.вечер-утро
4.дорога-путь
5.крупный-мелкий
6.буря-ураган
2 вариант
Базовый уровень
1.Укажите в словах количество букв и звуков:
Дождь, ель, кран, поезд
2.Вставьте пропущенные буквы в словах, подберите проверочное слово:
стрна - _________                 голуь_______________
змля - ___________               дроз - ______________
3.Запишите все буквы из данного слова в алфавитном порядке.
            4.Раздели слова для переноса.
Чайка, сосулька, ученица___________________________________
            5. Укажи, в каком столбике даны однокоренные слова.
   1) лиса     2) медок    3) друг          4) тропинка
       лисы        медный     товарищ       тропка
            6.Составь из слов предложение и запишите.
Катался, Митя, на, санках.
Повышенный уровень
7.Укажите какими звуками различаются слова.
Воз – вез   [],[];   лодка – ложка [],[]; жил – шил [],[]
8.Укажите ряды слов, где все слова имеют орфограмму на одно правило     письма.
Дуб, крот, глаз, шубка, шкаф
Вода, роса, стрела, страна
Точка, ночка, чашка, почка
Заяц, ветер, трава, лопата
Максимальный уровень
9. Составьте из слов предложение, дополнив предлогами. Запишите.   Надпишите над словами части речи.
Частом, растут, ельнике, грузди, душистые.
10.Укажите пары слов, которые являются синонимами:
             быстро-скоро
мокрый-влажный
вечер-утро
дорога-путь
крупный-мелкий
буря-ураган
 


V.Анализ текста диктанта.
(объем – 40 слов)
В тексте:
1) словарные слова – 1 (скоро);
2) слова с безударными гласными в корне – 13;
3) слова с парными согласными в конце слова – 2;
4) слова с ь, обозначающий мягкость предыдущего согласного – 4;
5) слова с непроизносимым согласным звуком – 1.
6) правописание жи-ши – 2; чк-чн - 1.
VI. Итог урока. (Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют ответы на вопросы.)
– Написание каких слов вызвало затруднение?
– Какие грамматические задания вы не смогли выполнить?
– Кто уверен, что работа выполнена отлично?









13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15