Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности


Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно. Экспериментальная деятельность помогает развивать все психические процессы: восприятие, воображение, мышление, память, речь, позволяет наглядно показать взаимосвязи в природе.
Дети любого возраста активно познают окружающий мир. Особенно это ярко проявляется в возрасте 3- 4 лет (возраст «почемучек», они экспериментируют, исследуют, задают множество вопросов. Наша задача – естественное любопытство детей перевести в сферу познавательной деятельности, т. е. помочь детям в проведении этих исследований, экспериментов, сделав их полезными при выборе объекта исследования, при поиске метода его изучения. Дети должны научиться делать выводы и выводы должны опираться на собственный практический опыт, а не на слова педагога или воспитателя.
Изучив литературу, опыт других образовательных учреждений я составила картотеку занятий по экспериментальной деятельности в младшей группе. Занятия проводятся 2 раза в месяц, на улице и в группе. Использование игрушек, игровых элементов делают занятия эмоциональными, более яркими и запоминающимся.
1.«Песочные картины»
Цель: Формировать представление о песке, его свойствах (сыпучий, состоит из песчинок, рыхлый). Познакомить с новым видом нетрадиционного рисования песком. Развивать наблюдательность, сообразительность, фантазию, творческую активность. Активизировать в речи детей слова: сухой, сыпучий, сыпется, песчинки, рыхлый. Воспитывать аккуратность при работе с песком.
Оборудование: непрозрачный мешок с песком, емкость для песка; на каждого ребенка лотки, пластиковые бутылочки, воронки, совочки, листы белой бумаги и клей- карандаш.
Ход:
Воспитатель приносит в группу песок в непрозрачном мешке, предлагает отпустить туда руку и отгадать что там. Дети предполагают, что там песок.
Воспитатель приглашает детей в уголок экспериментирования, где они будут исследовать песок, напоминает правила при работе с песком: не бросаться песком, грязными руками не трогать глаза, не брать песок в рот, если просыпал -подмести, после занятий убрать все на место.
Воспитатель высыпает песок из мешка в большую емкость, спрашивает, что делает песок? (сыпется). Предлагает детям насыпать песок в пластиковые бутылочки? В ходе работы замечают, что много песка просыпается из кулачка тоненькими струйками. Воспитатель предлагает воспользоваться воронками и совочками. Вывод: песок сыпучий, его можно засыпать в бутылочку.
Воспитатель спрашивает, почему песок сыпучий? Предлагает высыпать немного песка на лоток и внимательно его рассмотреть.
Вывод: песок состоит из песчинок и они рассыпаются.
Воспитатель предлагает потрогать песок, спрятать в нем руку, какой он?
Вывод: песок сухой, теплый, рыхлый.
Рисование песком. Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они рисовать? Что необходимо для этого? (Листы бумаги, карандаши, краски). Объясняет, что у них нет карандашей и красок, но есть бумага, клей и песок. Предложить клеящим карандашом нарисовать мяч, тучку, солнышко с лучиками, а потом на клей насыпать сухой песок. Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.
Вывод: Сухим песком можно рисовать.
2. «Кафе» (игры с песком)
Цель: развивать познавательную активность детей, умение сравнивать и делать выводы, выдвигать гипотезы, способствовать расширению знаний о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать в речи детей слова: сухой, сыпучий, рассыпается; сырой, слиплись, лепить. Формировать умение безопасно играть песком.
Ход:
Воспитатель на прогулке предлагает детям поиграть в кафе, где продают торты, пироженое, пирожки, куличики. Но где их взять? Дети предлагают:
- в магазине купить,
- слепить из пластилина,
- нарисовать,
-слепить из песка.
Обсуждают подходящий вариант, приходят к выводу, что слепить можно из песка. Воспитатель спрашивает, что им необходимо для этого? Различные формочки для куличиков и песок. Все отправляются в песочницу. Перед тем как начать работу, вспоминают правила игры в песочнице: не бросаться песком, грязными руками не трогать глаза, не брать песок в рот.
Дети приступают к работе, но куличики у них не получаются, они рассыпаются. Почему?
Вывод: песок сухой и куличики из него слепить невозможно.
Что делать? Добавить воды в песок. Воспитатель предлагает сравнить сухой и сырой песок. В сухом песке песчинки отдельно, а в сыром они слиплись.
Дети лепят пирожки, куличики, торты (предложить украсить их камешками, листочками, веточками, обсыпать поделки сухим песком).
Вывод: сухой песок рассыпается, он сыпучий. Лепить можно только из сырого песка, для этого в сухой песок надо добавить воду.
Затем воспитатель организует ролевую игру «Кафе», распределяются роли посетителей, кондитеров, официантов.
3. «Тарелочка для Маши»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами глины (сырая глина- мягкая, пластичная, мнется, а сухая- твердая, крошится и состоит из комочков). Развивать память, наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы. Обогащать словарь детей словами: размять, мягкая, пластичная, глиняная. Воспитывать желание привести в порядок свое рабочее место и центр экспериментирования после занятий.
Оборудование: кукла Маша, презентация «Изготовление посуды и игрушек из глины» глина, пластилин; на каждого ребенка доску для лепки, емкости для воды и замачивания глины, толкушки.
Ход:
В гости к детям приходит кукла Маша, дети знакомятся с ней. Маша рассказывает, что мыла она посуду и разбила нечаянно свою любимую тарелку и не знает, как ей быть. Воспитатель спрашивает у детей, как помочь Маше:
- склеить чашку,
- купить в магазине,
- слепить из пластилина
Воспитатель с детьми обсуждают все варианты. Воспитатель подводит детей к мысли о том, что слепить можно, но пластилиновая тарелка будет мягкой и быстро придет в негодность. И предлагает слепить тарелку из глины, для этого все отправляются в центр экспериментирования.
Воспитатель спрашивает у детей, что необходимо для лепки из глины. Дети готовят глину, доски для лепки, емкости.
- Ребята, помните глину пальчиками, какая глина? (Сухая, твердая, рассыпается)
- Как вы думаете, можно ли из сухой и твердой глины вылепить тарелку? (Нет)
- А почему? (Глина рассыпается).
- Ребята возьмите пластилин, помните его в руках, какой он? (мягкий, мнется, пластичный).
- Правильно, поэтому из пластилина легко лепить. Ребята, а можно сделать глину такой же мягкой, пластичной? (Если дети не догадываются, можно подсказать)
- Может в нее необходимо что-то добавить? (Воду).
Дети с воспитателем вместе набирают воду, каждый замачивает немного глины в своей посуде. Пока глина размокает, дети смотрят презентацию «Изготовление посуды и игрушек из глины»
После просмотра презентации дети приступают к работе. Воспитатель обращает внимание детей, что воды стало меньше, а комочки глины стали больше, она разбухла, потому что впитала в себя воду. Дети с воспитателем сливают лишнюю воду, разминают глину, соединяя все комочки в один (можно предложить детям размять глину с помощью толкушки).
- Какой стала глина? (Мягкой, пластичной)
- На что похожа? (На пластилин)
- Теперь можно из нее вылепить тарелочки для Маши? (Можно)
Дети лепят тарелочки.
Вывод: лепить можно только из мягкой и пластичной глины, для этого надо в сухую глину добавить воду и размять ее.
В конце занятия Маша говорит детям спасибо за то, что они научили ее делать посуду из глины, теперь она знает, какая для этого должна быть глина: лепить можно только из мягкой и пластичной глины, для этого надо в сухую глину добавить воду и размять ее.
Можно детям предложить высушить поделки на солнышке или батарее, а затем раскрасить.
4. «Вода- водичка»
Цель: способствовать расширению знаний о свойствах воды (журчит, льётся). Развивать речь детей, активизировать их словарь: журчит, льется, быстро, медленно. Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Оборудование: кукла Катя, таз с водой, лейка, ковшик, магнитофон с записью журчания воды, полотенца.
Ход:
В гости к детям пришла Катя и принесла ковшик, лейку и диск. Она предлагает детям включить диск и послушать, что там записано. Воспитатель включает запись с журчанием воды.
-Ребята, что так красиво журчит? (Вода)
-Правильно, это льётся вода. Послушайте, как шумит водичка.
-А где живёт у нас водичка? Правильно, в кране. Пойдёмте, покажем нашей кукле Кате, где живёт водичка. Что надо сделать, чтобы полилась водичка из крана? (надо его открыть). Давайте посмотрим и послушаем, как водичка льётся и журчит.
Вывод: вода льется, течет, журчит.
- Наша Катя приглашает вас поиграть с водичкой в группе. Где же у нас в группе водичка? Вот она – в тазике. Катя принесла ковшик и лейку и предлагает посмотреть, как льётся вода из ковшика и лейки. (Зачерпнуть воду ковшиком, вылить из него воду, дети слушают)
-Как водичка льется из ковшика? (громко, быстро)
-Возьмите в руки ковшики, зачерпните сами и вылейте воду.
-А сейчас возьмём лейку и польём из неё. Как водичка льется из лейки? (тихо, медленно).
Вывод: из ковшика вода льется быстро и громко, а из лейки тихо и медленно.
Давайте кукле Кате скажем спасибо за такую интересную игру. Посмотрите на свои ручки, какие они у вас? Мокрые. Как мы можем сделать ручки сухими, что нам в этом поможет? (Полотенце).
5. «Угадай, что добавили в воду?»
Цель: познакомить с одним из основных свойств воды, безвкусная, растворяет некоторые вещества, которые передают ей свой вкус, развивать интерес к экспериментированию, умение делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Оборудование: четыре одинаковые стакана с кипячёной водой, разноцветные кружки с сахарным песком, солью, лимонным соком, чайная ложка.
Ход:
Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную игру «Угадай, что добавили в водичку?» Воспитатель вместе с детьми добавляет поочередно в три стакана вещества соль, сахар, лимонный сок, четвертую кружку ничего не добавляют.
- Куда исчезло то, что мы добавили в стаканы? (растворилось)
Вывод: в воде растворяются, некоторые вещества.
Затем воспитатель с детьми по чуть- чуть пробуют водичку из каждого стакана, определяют, что растворили в них. Пробуют воду в четвертом стакане, в ней ничего не добавили, она безвкусная.
Вывод: вода безвкусная, но если в воду добавить соль, то она становиться соленой, если сахар- сладкой, если лимонный сок- кислой.
6. «Теплая- холодная»
Цель: Закрепить первоначальные свойства воды: течет, льется, холодная, теплая; развивать любознательность, память, аналитически способности. Воспитывать умение аккуратно работать с водой.
Оборудование: Иллюстрация к потешке «Водичка-водичка», резиновая кукла, тазики с холодной и тёплой водой, лейка, графин с кипяченой водой, стаканчики.
Ход:
Рассмотреть картинку, на которой изображена умывающая девочка.
- Кто изображён на картинке? Что она делает? Прочитать потешку «Водичка-водичка», имитируя текст показом действий.
- Давайте и мы умоем нашу куклу. Посмотрите, у нас стоит два тазика на столе. Что налито в тазиках?
- Какого цвета этот тазик? (Синего)
- Потрогай, какая вода на ощупь в синем тазике? (Холодная)
- А какого цвета этот тазик? (Красный)
- Потрогайте, какая вода на ощупь в красном тазике? (Тёплая)
- В какой водичке мы будем купать нашу куклу: в тёплой или холодной? (В тёплой водичке, в холодной она замёрзнет и заболеет). Медленно поливать куклу водичкой, давая малышам, возможность почувствовать значение слов «вода течёт, журчит, булькает.»
Вывод: вода льется, течет, булькает; вода может быть теплой и холодной.
7. «Какая бывает бумага?»
Цель: помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага бывает разных цветов, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая. Развивать тактильное восприятие, умение делать выводы. Воспитывать интерес к исследованиям.
Оборудование: листы бумаги разного цвета, гладкая и шероховатая бумага, а также тонкая и толстая бумага, ножницы.
Ход:
Воспитатель сообщает детям, что она получила по почте какой-то конверт, предлагает его открыть. Что там? (Бумага)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть листы бумаги и спрашивает детей, какого цвета бумага. Дети по очереди называют цвет бумаги.
Затем воспитатель предлагает погладить ладошкой бумагу и сказать, какая бумага - гладкая или шероховатая.
Далее воспитатель предлагает детям пощупать бумагу разной толщины и сказать, чем одна отличаются от другой - один лист бумаги тонкий, а другой толстый.
Вывод: бумага бывает разного цвета, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая.
Сгибание листов бумаги.
Воспитатель предлагает рассмотреть листы тонкой и толстой бумаги, определить на ощупь какая тонкая, а какая толстая. Предложить детям согнуть тонкую бумагу в любом направлении, расправить и посмотреть, что осталось на бумаге.
Затем предложить детям согнуть толстую бумагу.
Вывод: тонкую бумагу можно согнуть и на месте сгиба остается линия, толстую бумагу не согнуть.
Легко ли рвется бумага?
Воспитатель предлагает детям взять лист тонкой бумаги и порвать его.
Воспитатель предлагает детям взять лист толстой бумаги и порвать его.
Вывод: тонкая бумага легко рвется, толстая бумага не рвется.
8. «Снеговик»
Цель: расширять представления детей о свойствах бумаги: сминается, можно скатать шарик. Развивать речь, активизировать словарь: мягкая, тонная, толстая, жесткая, мнется, скатывается. Воспитывать стремление помочь.
Оборудование: белые бумажные салфетки, разделенные четыре части, листы белой бумаги тонкие и толстые, голубой картон, клей, фломастеры синий, красный.
Ход:
В гости к детям пришел снеговик, рассказал, что ему скучно, ребят много и им весело играть, а у него друзей- снеговиков нет. Как помочь снеговику?
- слепить из снега
- слепить из пластилина
- нарисовать
Воспитатель с детьми обсуждают варианты, приходят к выводу, что можно слепить. Воспитатель предлагает слепить не из пластилина, а из бумаги. Для этого им надо пойти в центр экспериментирования, где есть все необходимое. Перед работой напоминает правило работы в центре: работать аккуратно, после занятия все убрать на место.
Воспитатель детям предлагает приготовить разную бумагу, голубой картон, клей.
«Скатаем шарики»
Дети с воспитателем скатывают шарики из разной по толщине бумаги, приходят к выводу, что лучше шарики получаются из салфеток. Почему? (Она тонкая, мягкая)
Вывод: тонкая и мягкая бумага легко сминается в шарик.
Затем скатывают еще два шарика, приклеивают на картон, начиная от большого, заканчивая самым маленьким. Фломастером рисуют глазки, нос, рот.
Снеговик говорит детям, спасибо, теперь ему не будет скучно.
9. «Бумажный самолет» (Конспект открытого занятия)
Цель: Создание условий для обобщения и систематизации материала по теме бумага.
Задачи:
Образовательные: Обобщить и систематизировать знание основных качеств и свойств бумаги и познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: оттиск мятой бумагой.
Развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, доброжелательные отношения.
Оборудование: большая емкость с водой (таз, пластиковые контейнеры с поролоновыми штемпелями, пропитанными гуашью, салфетки.
Д/материал: бумажный самолеты на один больше, чем детей, схематические карточки, книга «Аппликация. Простые поделки» автор Екатерина Румянцева
Р/материал: на каждого ребенка 2 листа белой бумаги размером 15см на 15см и разноцветные листы бумаги размером 15см на 15 см.
Ход НОД:
I.1. Организационный момент:
Воспитатель заводит детей в группу и читает стихотворение «Доброе утро!»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро, солнцу и птицам,
Доброе утро, улыбчивым лицам.
Воспитатель: «Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте мы им скажем: «Доброе утро». (Дети здороваются)
2. Сюрпризный момент:
В группу залетает бумажный самолет.
Воспитатель задает вопросы:
Ребята, что это? (самолет)
Потрогайте его, как вы думаете, из чего он сделан (из бумаги)
Если самолет сделан из бумаги, то он какой (бумажный)
Д/И «Найди предмет из бумаги»
Воспитатель: «А в нашей группе есть предметы, сделанные из бумаги? Посмотрите и назовите эти предметы» (Дети называют предметы, например: книга, сделана из бумаги, она бумажная; маска сделана из бумаги, она бумажная)
Воспитатель: «Самолет не просто так прилетел к нам в гости, он хочет, чтобы мы полетели за ним в нашу мастерскую и узнали много интересного о бумаге. Хотите узнать?» (да)
Воспитатель: «Покружились,в самолетик превратились
Левое крыло, правое крыло
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет»
Дети «прилетают» к столам с раздаточным материалом, садятся на стульчики
II. Основная часть.
1.«Разноцветная бумага»
На столе перед каждым ребенком лежат разноцветные листы бумаги.
Воспитатель: «Что это?» (бумага)
Воспитатель: «Какого цвета бумага? (красная, синяя, зеленая, желтая) Как можно сказать одним словом?» (разноцветная)
Вывод: Бумага бывает разноцветная (выставляется схематическая карточка)
2.«Рвется, не прочная»
Воспитатель: «Возьмите лист бумаги и потяните в разные стороны. Что с ней случилось?» (порвалась)
Вывод: Бумага рвётся (схематическая картинка)
Воспитатель: «Поэтому с книгами и со всеми бумажными предметами нужно обращаться очень бережно»
3. «Намокает»
Воспитатель: «Возьмите один лист бумаги и опустите в воду. Что произошло? (бумага намокла)
Вывод: Бумага в воде намокает (схематическая карточка)
Физминутка:
Воспитатель: «Самолет наш устал, хочет полетать, а вы, ребята, хотите полетать? (да)
Покружились,в самолетик превратились
Левое крыло, правое крыло
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет» (Действия выполняются по ходу текста)
Дети «прилетают» к следующему столу.
4. «Мнется»
На столе перед каждым ребенком 2 листа белой бумаги, пластиковые контейнеры с поролоновыми штемпелями, пропитанными гуашью, салфетки.
Воспитатель: «Проведите рукой по бумаге, какая она? (Ровная, гладкая) Возьмите лист бумаги и сомните его. Расправьте, стала бумага, какой была, ровной, гладкой? (нет)
Воспитатель: А какой она стала? (мятой)
Вывод: Бумага мнётся (схематическая карточка)
5. «Украсим самолетик»
Воспитатель: «Ребята, посмотрите на самолетик у него на крыльях звездочки, они нарисованы. Значит, на бумаге можно, что делать? (рисовать) Рисовать можно не только кисточкой, карандашами, фломастерами, но и с помощью бумаги. Сейчас, я вам расскажу и покажу, как это делать. Я беру лист бумаги, сминаю его и раскатываю между ладоней, получился бумажный комочек. Теперь прижимаю его к поролоновой подушкес красой, а затем прижимаю к листу бумаги, получаются красивые узоры. Я приготовила для вас самолетики, предлагаю вам их украсить с помощью мятой бумаги. (Дети выполняют задание, воспитатель помогает)Молодцы, получилось очень красиво, оставим их, пока краска на них сохнет»
Вывод: С помощью бумаги можно рисовать (схематическая карточка)
III.Рефлексия.
1. Воспитатель: «Понравилось вам?»
2. Воспитатель: «Ребята, что мы знаем о бумаге?»(схематические карточки)
* Разноцветная;
* Рвётся;
* Намокает;
* Мнётся;
Что мы узнали нового? (бумагой можно рисовать)
3. Воспитатель: «Чтобы узнать о бумаге больше, я принесла вам вот такую книгу. В ней показано, как сделать необычные предметы из бумаги. Краска на самолетиках высохла, и я предлагаю вам поиграть с ними. (Дети забирают свои самолеты и уходят из группы)
10. «Такая разная ткань»
Цель: Познакомить детей с тканью и ее качествами: толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость и свойствами: мнется, прочная. Дать представление о том, что одежду шьют из различной ткани. Развивать интерес к экспериментированию, воспитывать стремление наводить порядок после занятий.
Оборудование: цветные лоскутки разной ткани, презентация «Пошив одежды»
Ход:
Дети играют с куклами. Взрослый предлагает детям подумать, из чего сшиты платья; какого цвета ткань.
Предлагает узнать о ткани больше, для этого они будут проводить с ней опыты в центре экспериментирования.
Каждый ребенок берет понравившийся лоскуток, ощупывает его, выявляет структуру поверхности и толщину.
Вывод: ткань, бывает разноцветная, мягкая, жесткая, тонкая, толстая, гладкая, прозрачная, непрозрачная.
Воспитатель предлагает помять ткань, что с ней произошло? (Она мнется)
Воспитатель гладит утюгом ткань, что с ней случилось? (Она разгладилась)
Порвать ткань, для этого надо ее сильно потянуть, порвалась? (ткань прочная, не рвется)
Вывод: ткань мнется, ее можно погладить, не рвется, она прочная.
- Поэтому из ткани шьют одежду, хотите посмотреть, как это делают? (Просмотр презентации «Пошив одежды»
11. «Постирушки»
Цель: продолжать знакомить детей с свойствами ткани: намокает, сохнет, можно погладить утюгом. Развивать познавательную активность. Воспитывать трудолюбие.
Оборудование: носовые платочки, мыло, два тазика с водой, утюг.
Ход:
Воспитатель предлагает детям, проверить свои носовые платочки, какие они чистые или грязные? Почему они стали грязными? (Вытирали носик, руки) Что надо сделать, чтобы они стали чистыми? (Постирать).
Дети набирают воду, для стирки и полоскания, берут мыло и приступают к стирке.
- Из чего сшит носовой платок? (Из ткани)
- Отпустите платочек в воду, какой он стал? (Мокрый)
- Теперь натрите его мылом, какой он стал? (Мыльный, скользкий)
Вывод: ткань намокает, мылится.
Дети стирают платки, затем воспитатель предлагает прополоскать платочки, отжать их и посмотреть, какими они стали? (Чистыми)
Вывод: ткань можно стирать, она становится чистой.
-Теперь их надо высушить, где они быстрее высохнут, на батарее или развесить на веревочке? Давайте, кто- то повесит на веревочку, а другие на теплую батарею и проверим, какие платочки высохнут быстрее. А пока нам надо вылить воду из тазиков, все убрать на место.
Воспитатель предлагает проверить платочки, какие высохли?
Вывод: платочки на теплой батарее высохли, а на веревочке еще влажные.
- Ребята, посмотрите, платочки сильно помялись, что надо сделать, чтобы они стали гладкими? (Погладить утюгом)
Воспитатель сам утюжит платочки, напоминает, что к утюгу подходить нельзя, какими стали платочки? (гладкими)
Вывод: мятую ткань, можно разгладить утюгом.
Воспитатель всем говорит, что они молодцы, теперь сами смогут стирать свои носовые платочки.
Использованная литература:
1. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» А. И. Иванова
2. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Л. Н. Прохорова
3. «Экологические проекты в детском саду» О. А. Масленникова, А. А. Филиппенко.
4. «Методика детского экспериментирования» Л. В. Рыжова
5. «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников» Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов1. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина