Занятие по этике 2 От учтивых слов язык не отсохнет


Муниципальное образование город-курорт Анапа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
Разработка по внеурочной деятельности на основе УМК «Перспективная начальная школа» по теме:
«От учтивых слов язык не отсохнет»

Подготовила: учитель начальных классов Лебединцева Надежда Ивановна
Анапа, 2012 год
.
ФИО учителя: Лебединцева Надежда Ивановна
Класс: 1 «Б»
Тема занятия кружка: «От учтивых слов язык не отсохнет»
Место и роль занятия в изучаемой теме: 2 занятие кружка «Этика» в разделе «Этика общения»
Цель: Воспитывать вежливость, доброту, деликатное отношение к окружающим.
Задачи: Обучать детей использовать разнообразные средства выражения извинений (в том числе, интонационных).
Развивать коммуникативные умения и навыки.
Развивать кругозор, словарный запас и познавательный интерес учеников.
Работа обучающихся на занятии: коллективный опрос, групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа.Диффференциация и индивидуализация обучения (нужное подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала
Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный/ продуктивный.
Цель деятельности педагога Обучать использованию детьми разнообразных средств выражения извинений (в том числе, интонационных).
Воспитывать вежливость, доброту, деликатное отношение к окружающим.
Развивать коммуникативные умения и навыки.
Развивать кругозор, словарный запас и познавательный интерес учеников.
Тип, вид занятия Уроки отработки умений и рефлексии;
Планируемые образовательные результаты Предметные: учить слушать и вступать в диалог; слушать и высказывать своё аргументированное мнение. Учить оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей (нравственных, гражданско-патриотических, эстетических); объяснять свою точку зрения, свою оценку, свои позиции.
Действовать и поступать в соответствии с этой системой ценностей и отвечать за свои поступки и действия.
Личностные: формирование положительного отношения к школе, одноклассникам, учебному процессу в целом.Самомотивация и самоорганизация на достижение поставленной цели и задач занятия, развитие интереса к получению знаний; воспитание желания и умения взаимодействовать в коллективе сверстников и педагогов.
Метапредметные: развитие речи, умение добывать информацию из других источников.
Регулятивные: научиться принимать и сохранять учебную задачу; организовывать своё рабочее место, учиться адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами.
Познавательные: научиться задавать вопросы и отвечать на них. Проводить аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке, научиться использовать в речи вежливые слова.
Формы и методы обучения Фронтальный, индивидуальный, словесный, работа в парах, наглядный, практический.
Образовательные ресурсы Табличка «КЕТИЭТ», толковые словари, СD, картинки с изображением сцен из сказки «Гуси - лебеди»
Характеристика этапов урока (таблица)
Этап Время/мин Цель УУД Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный 2 мин Проверка готовности обучающихся, создание настроя на работу Организовать учебную деятельность - Давайте возьмём друг-друга за руки и вместе произнесём:
Дружно за руки возьмёмся,
И друг-другу улыбнёмся.
- Почувствуйте поддержку друзей, ощутите тепло их рук, готовность в любой момент придти к вам на помощь. Дети становятся в круг и хором повторяют слова:
Дружно за руки возьмёмся,
И друг-другу улыбнёмся.
Постановка темы, цели. 3 мин Подведение детей к формулировке темы и постановка цели и задач урока. Обучать приёмам монологической речи, умению слушать задавать вопрос к тексту. Целеполагание,
Планирование.
- Сейчас, представим слово первому оратору. Ваша задача: очень внимательно его выслушать и подумать над вопросом:
Что он нам хотел сказать?
- А теперь оратор ответит на вопросы:
- Как слушали ребята?
-Как ты это понял?
- Кто догадался о чем пойдёт речь на занятии сегодня?
- Сегодня мы продолжим разговор о речевом этикете. Его соблюдение и знание поможет нам приобрести новых друзей и не растерять старых. (Дети слушают выступление 1 оратора)
- Товарищи! Твердите!
С утра по словарю:
-Спасибо, извините
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.
- Оратор хотел сказать о том, что вежливые слова надо говорить каждый день. Не забывать про них. Ему это удалось. Он говорил выразительно, громко.
- Ребята сидели тихо, слушали внимательно.
Я это понял по их серьёзным лицам.
- Об этикете.
Физминутка2 мин Снять напряжение, отдохнуть. Ритмичные движения под музыку «Мы маленькие дети»… Открытие новых знаний 12 мин Выявление признаков, развитие умений, подведение к самостоятельному выводу, проверка способа действия. Умение слушать, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и получать информацию из других источников. Я предлагаю вам разгадать анаграмму. Здесь зашифровано слово, которое обозначает совокупность правил, касающихся отношения к людям. Сюда входят манеры, одежда, речь.
- Правильно!
–Что означает это слово? Где об этом можно узнать? (При необходимости находят определение в толковом словаре)
- Простые русские люди много лет назад не были знакомы с этикетом, но они точно знали ,что вежливые слова важны. Давайте прочтём русскую пословицу из темы нашего урока.
Это пословица, значит в ней заключена мудрость народа. А чтоб она нам стала ясна, надо разобраться со значением некоторых слов. Как вы понимаете слово «учтивый»? Это какой? Подберите синонимы.
- В «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова это слово означает «почтительно-вежливый».
- А как вы понимаете выражение «язык не отсохнет»?
Так как вы понимаете смысл пословицы «От учтивых слов язык не отсохнет». - ЭТИКЕТ!
- В словаре.
- От учтивых слов язык не отсохнет.
- Вежливый, внимательный, заботливый
-Не будет плохо, не станет хуже
- От почтительно-вежливых слов человеку не станет плохо.
Первичное закрепление нового материала 5 мин Освоение способа действия Умение слушать, аргументировано высказывать своё мнение. -Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желанье другого-
Одно удовольствие, честное слово!
- Очень часто людей, употребляющих волшебные слова в речи, называют волшебниками.
- С какими группами вежливых слов вы знакомы?
- А какие слова извинения вам знакомы?
- Когда мы произносим эти слова?
Разыгрывание ситуаций:
- Оцените поступки детей согласно правил этикета.
Стихотворение А.Л.Барто(Читает подготовленный ученик)
Попал я в дедушку мячом
И закричал: -А я при чём?
Но досчитал до 30. Сказал:
- Ну, дедушка, прости!
2. (Разыгрывают ученики)
Пошёл я гулять и в саду по привычке,
Я дёрнул девчонку за обе косички.
На крик прибежала девчонкина мать,
Меня изловчилась за ухо поймать.
Попробовать что ли…в сторонку куда то«Простите…» я шепнул виновато…
- Ступай, улыбнулась, прощаю пока…
И ухо моё отпустила рука.
«Простите» Ура!!! Убедился я снова
Какое оно интересное слово.
- Можно ли считать извинения мальчика искренними. Может быть он извинился только потому, что ему стало больно?
- Как надо извиняться? Слова приветствия, слова прощания, просьбы, извинения.
Дети называют:
Извини (те), прости (те), я не хотел тебя (вас) обидеть…
- когда мы провинились, поняли ошибку и хотим, чтоб нас простили, помириться.
-Нет! Мальчик извинился невежливо. Даже если вы случайно причинили неприятность человеку, надо извиниться, чтоб человеку от ваших слов стало легче.
- Нет, мальчик извинился искренне. Автор говорит , что он «шепнул виновато». Мама девочки это тоже поняла, т.к. улыбнулась и простила.
- Прощение просят спокойным извинительным тоном; используют обращение, во время извинения глядят в глаза собеседнику.
Самопроверка 5 мин Осознание учащимися степени овладения способом действия Самопроверка,
саморегуляцияПопробуй определить какой ты знаток вежливости. Для этого сыграем в игру «Вежливо-невежливо». Если вежливо-хлопаем в ладоши, а если нет - не хлопаем.
- Поздороваться при встрече…
- Толкнуть и не извиниться…
- Помочь подняться…
- Поднять упавшую вещь…
- Не встать, обращаясь к учителю…
- Не уступить месть в транспорте…
- Не заметить недовольство мамы…
- Давайте похлопаем тем, кто ни разу не ошибся. Как можно назвать их?
- А что можно сказать об этих детях?
Прогнозирование
- Из-за чего поссорились подруги? Как они могут помириться?
- Послушайте, как эту историю закончил автор.
Дам ей мишку, извинюсь. Дам ей мячик, дам трамвай и скажу: «Играть давай!»
- Кто думал об этом способе примирения? А кто иначе?
Очень часто дети ссорятся между собой. Надо уметь анализировать ситуацию и поступать, как воспитанный человек.
Если вежливо-хлопаем в ладоши, а если нет- не хлопаем.
(кто ошибся - садится)
Сценку разыгрывают подготовленные ученики.
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я её не обижала,
Только мишку подержала…
Только с мишкой убежала и сказала: «Не отдам!»
- Подруги поссорились из-за того, что одна девочка отобрала у другой мишку и убежала с ним. Чтобы помириться, ей надо извиниться и поделиться игрушками.
Подведение итогов 3мин Соотнесение поставленных задач с достигнутыми результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. Рефлексия,
контроль,
самооценка - Так что же говорит пословица – тема нашего урока?
(На доске иллюстрация дерева без листьев)
- Ваша задача собрать вежливые слова (слова - листочки на партах). Чем больше вежливых слов соберете, тем сильнее, могучее будет дерево.
- Давайте закончим наше занятие весёлой песенкой «О вежливых словах» из передачи «Радионяня» - Надо чаще говорить добрые слова, соблюдать правила речевого этикета, и тогда люди будут к тебе относиться по-доброму.
(Ребята прикрепляют листочки, читают вежливые слова)
Но чтобы волшебные «оживили» дерево, надо помнить: слово не должно расходиться с делом. Не только слова должны быть у нас добрыми, надо чтобы и поступки были разумными, ясными такими, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться их. Надо стараться всегда и во всем быть полезными людям.
Дети подпевают.
Литература для подготовки к занятию:
Весёлый этикет. Богуславская Н.Е., Купина Н.А.;
Словарь русского языка. Ожегов С.И.;
Речь и этикет. Гольдин В.Е.
Детская риторика. Методические рекомендации. 1 класс. Ладыженская Н.В., Ладыженская Т.А., Никольская Р.И., Сорокина Г.И..
Этическая грамматика. Для учащихся 1-2 классов. Шемшурина А.И.