Конспект урока Относительная, абсолютная, смешанная адресация. Формулы в электронных таблицах


БПОУ ВО «Череповецкий лесомеханический техникум имени В.П. Чкалова»
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА
По теме «Относительная, абсолютная, смешанная адресация. Формат данных. Формулы в электронных таблицах. Работа с листами»
Разработчик:
преподаватель информатики Соминина И.А.
Череповец
2015
Модель проектируемого урока
Предмет Информатика
Тема урока Относительная, абсолютная, смешанная адресация. Формулы в электронных таблицах
Цели урока:
Образовательная: Закрепить знания об основных понятиях электронных таблиц (ячейка, данные, форматы данных), усвоить понятия: «Относительная адресация», «Абсолютная адресация», «Смешанная адресация», «Функции» в электронной таблице, научиться выполнять вычисления при помощи электронных таблиц с использованием различных типов адресаций, формул, уметь применять полученные знания при решении предметных задач
Воспитательная Воспитание аккуратности и точности в выполнении задания
Развивающая Развитие логического мышления
Учебные задачи урока:
определить учебную цель (задачи) на урок;
закрепить знания по теме прошлого урока,
выполнить практическое упражнение по созданию и форматированию простейшей электронной таблицы;
на основе анализа выполненной работы закрепить понятия электронной таблицы
Познакомиться и закрепить знания по новой теме
Совместно и самостоятельно выполнить практические упражнения по решению задач
осуществить коммуникативное взаимодействие на уроке с преподавателем, одногруппниками;
выполнить оценку результатов своей работы;
провести рефлексию своей деятельности на уроке.
Этап
урока Учебные
задачи Содержание обучения
(учебные элементы) Методы
(приемы)
обучения Средства
обучения
1 2 3 4 5
Орг.МоментПодготовится к занятию Целеполагание Определить и принять учебную цель (задачи) на урок Повторение пройденного материала – закрепление понятий - Повторить основные понятия электронных таблиц
- Осуществить внешнеречевую деятельность при обсуждении основных понятий электронных таблиц. Основные понятия: электронная таблица, книга, лист, ячейка, рабочее поле, адреса ячеек, формулаПобуждающе-поисковый Оценочные карточки
Систематизация знаний и умений при решении практических задач - Выполнить практическое упражнение по созданию и форматированию простейшей электронной таблицы;
- на основе анализа выполненной работы актуализировать знания и умения в решении практических задач с использованием электронных таблиц Упражнение по созданию и форматированию простейшей электронной таблицы Инструктивно--практический Компьютер, прикладная программа, рекомендации к выполнению практической работы
Изложение нового материала - Ввести основные понятия в электронной таблице на примере решения практических задач
- На основе сравнения всех понятий адресации выявить основные отличия одного типа адресации от другого
- Создать алгоритм действий (Что и в каком порядке делать) при решении задач с помощью функций Понятия:
Относительная адресация», «Абсолютная адресация», «Смешанная адресация», «Функции» Инструктивно--практический Компьютер, прикладная программа
Закрепление нового материала – практическая работа Закрепить знания по новой теме, самостоятельно выполнив практическую работу по решению задач в электронных таблицах с использованием различных типов адресаций, с использованием стандартных функций Инструктивно--практический Компьютер, прикладная программа, рекомендации к выполнению практической работы
Заключительная часть (рефлексия, задание на дом) - выполнить оценку результатов своей работы;
- провести рефлексию своей деятельности на уроке Степень усвоения знаний Побуждающе-поисковый План-конспект урока по теме
Предмет Информатика
Тема урока Относительная, абсолютная, смешанная адресация. Формулы в электронных таблицахЦели урока:
Образовательная: Закрепить знания об основных понятиях электронных таблиц (ячейка, данные, форматы данных), усвоить понятия: «Относительная адресация», «Абсолютная адресация», «Смешанная адресация», «Функции» в электронной таблице, научиться выполнять вычисления при помощи электронных таблиц с использованием различных типов адресаций, формул, уметь применять полученные знания при решении предметных задач
Воспитательная Воспитание аккуратности и точности в выполнении задания
Развивающая Развитие логического мышления
Учебные задачи урока:
Познавательно - регулятивные
определить учебную цель (задачи) на урок;
закрепить знания по теме прошлого урока,
выполнить практическое упражнение по созданию и форматированию простейшей электронной таблицы;
на основе анализа выполненной работы закрепить понятия электронной таблицы
Познакомиться и закрепить знания по новой теме
Совместно и самостоятельно выполнить практические упражнения по решению задач
Коммуникативные
осуществить коммуникативное взаимодействие на уроке с преподавателем, одногруппниками;
Личностные
выполнить оценку результатов своей работы;
провести рефлексию своей деятельности на уроке.
Тип урока: комбинированный
Образовательные технологии: информационные технологии
Методы обучения: побуждающе - поисковый, инструкционно - исполнительский (приемы преподавания и учения: объяснение, демонстрация, показ приемов работы; беседа; проблемный диалог; работа с учебником, рабочей тетрадью; с компьютерным сопровождением урока, практическая работа)Межпредметные связи: математика (применение формул, организация математических вычислений)
Ресурсы и оборудование: учебник, рабочая тетрадь, персональный компьютер
ХОД УРОКА
1. Орг. часть (3 мин.)
Преподаватель проверяет явку учащихся и заполняет классный журнал; проверяет готовность учащихся к уроку.
2. Целеполагание (2 мин.)
Преподаватель: «Тема сегодняшнего занятия «Относительная, абсолютная, смешанная адресация. Формулы в электронных таблицах».
Преподаватель: «Сегодня мы продолжаем знакомиться с электронными таблицами, основными принципами работы в них. Давайте попробует ответить на вопрос, исходя из темы нашего занятия, как вы считаете, чему мы должны научиться сегодня? Давайте определим наши цели на занятие».
Учащиеся формулируют цель.
Повторение пройденного материала – закрепление понятий (10 минут)
Преподаватель: «А сейчас мы с вами повторим основные понятия, проведем так называемый блиц-опрос. Принцип работы будет следующий: я формулирую вопрос, вы поднимаете руку, тот кто первый поднял руку, отвечает, если ответ правильный, то вы получаете карточку «смайлик», накопленные карточки «смайлики» будут плюсоваться к оценке за практическую работу, каждые 5 карточек – плюс 1 балл к практической работе»
Вопросы для блиц-опроса.
Назвать основное назначение электронных таблиц
Назвать основные элементы окна (рабочее поле, ячейка, столбец, строка, блок, табличный курсор, лист, книга)Из чего состоит рабочее поле?
Как обозначаются столбцы?
Как обозначаются строки?
Что такое табличный курсор?
Как задается адрес ячейки, блока ячеек
Как заполнить ячейки цифрами 1, 2, 3….
Как заполнить ячейки с прогрессией, например, 2, 4, 6, 8….
Какие данные вводятся в ячейку таблицы? (текст, числа, формулы).
Отличительные особенности ввода данных текста и формулы?
Как вводятся дробные числа?
Что означает, если введеное число отражается как #######
Как ввести данные в ячейку?
Как вводится формула в ячейку? Расскажите на примере.
Где отражается введенная формула?
Как отредактировать данные в ячейке?
Какие функции вы знаете?
Как правильно ввести функцию?
Что такое поле ввода?
Систематизация знаний и умений при решении практических задач (20 минут).
Преподаватель: «Мы повторили с вами основные определения, теперь приступим к практической работе на отработку основных понятий. Я выдаю вам листочки с практической работой, в которой записано задание и алгоритм выполнения. Приступаем к выполнению. Задание 2 со звездочкой, для тех кто быстро справится с первым. В конце занятия я проверю и оценю вашу работу».
Задание 1.
Создайте таблицу для решения следующей задачи:
Десять спортсменов многоборцев принимают участие в соревнованиях по шести видам спорта. В каждом виде максимально можно набрать 15 балов. Определить сколько баллов набрал каждый спортсмен по всем видам. Определить максимальный, минимальный результаты и разницу между ними.
Выполнение:
Создайте новую книгу и сохраните ее на Рабочий стол под именем Самостоятельная работа Ваша фамилия. Периодически сохраняйте файл, нажимая Файл - Сохранить
Лист 1 переименуйте в Многоборье
На листе 1 создайте шапку таблицы (образец смотри ниже). Используйте автозаполнение для ввода названий 1 вид, 2 вид…. (см.таблицу ниже). Залейте шапку таблицы цветом, последний столбец залейте цветом. Шрифт – полужирный
Введите фамилии как это показано в таблице ниже,
Многоборье
Фамилия 1 вид 2 вид 3 вид 4 вид 5 вид 6 вид Итог
Иванов Петров Сидоров Бобров Савельев Воробьев Лебедев Добров Григорьев Лавров Отсортируйте фамилии по алфавиту по возрастанию (Выделить таблицу - выбрать кнопку Сортировка по возрастанию на Стандартной панели инструментов)
Ниже таблицы создайте еще одну таблицу. Настройте перенос по словам в данной таблице
Максимальный результат Минимальный результат Разность между максимальным и минимальным значением Заполните таблицу, используя автозаполнение и копирование
Фамилия 1 вид 2 вид 3 вид 4 вид 5 вид 6 вид Итог
Бобров 12 12 12 12 12 12 Воробьев 10 11 12 13 14 15 Григорьев 8 9 10 11 12 13 Добров 6 7 8 9 10 11 Иванов 11 11 11 11 11 11 Лавров 11 12 13 11 12 13 Лебедев 10 9 8 7 6 5 Петров 15 14 13 12 11 10 Савельев 2 1 2 1 2 1 Сидоров 8 5 8 5 8 5 Используя автосумму, подведите итоги по первому спортсмену, подведите указатель мыши к правому нижнему углу ячейки с ответом по 1 спортсмену, должен появится +. Удерживая нажатой левую кнопку мыши, скопируйте формулу в остальные ячейки, таким образом подсчитав итог по всем спортсменам.
Определите максимальный и минимальный результат при помощи Вставки функции
Определите разность полученных результатов
Задание 2*
Выставить оценки успеваемости по четвертям и определить среднее значение по каждому предмету и в каждой четверти, средний балл за весь год
Лист 2 открытой книги Самостоятельная работа переименуйте в Успеваемость
На листе Успеваемость создайте таблицу по образцу.
22860016573500
В ячейке F4 наберите формулу: =срзнач(В4:Е4) В этой ячейке будет вычислено среднее из четырех значений. Скопируйте эту формулу в ячейки F5-F8.
Заполните таблицу произвольными оценками и высчитайте средний балл в каждой четверти и средний балл за весь учебный год, добавив соответствующие ячейки
Изложение нового материала (20 мин.)
Преподаватель: «Приступаем к изучению новой темы, запишем ее в тетрадь, далее совместно выполняем практическую работу, основные понятия будем записывать в тетрадь по мере прохождения практической работы.
Итак, основным назначением электронных таблиц является организация всевозможных вычислений.
Вычисление — это процесс расчёта по формулам; формула начинается со знака равенства и может включать в себя знаки операций, числа, ссылки и встроенные функции. Ссылка указывает на ячейку или диапазон ячеек, содержащих данные, которые требуется использовать в формуле.
Ссылки позволяют использовать в одной формуле данные, находящиеся в разных частях электронной таблицы; использовать в нескольких формулах значение одной ячейки.
Все ссылки делятся на 3 типа: относительные, абсолютные и смешанные
Зарисуем себе в тетрадь схему:
Ссылки
Относительные Абсолютные Смешанные
В нашем курсе мы будем рассматривать более подробно 2 типа: относительные и абсолютные.
Приступим к практической части
Откройте электронную таблицу. Сохраните книгу на Рабочий стол под именем Адресация Ваша фамилия. По мере выполнения заданий сохраняйте книгу, выбрав Файл - Сохранить
Вместе с преподавателем постройте таблицу, содержащую сведения о стоимости туристических путевок в разные страны мира следующего вида
9144006858000
Необходимо посчитать стоимость путевки в рублях (стоимость путевки в рублях равна стоимость путевки в долларах умножить на стоимость 1 доллара)
Для этого:
В ячейку D2 поставьте курсор
Начните вводить формулу со знака =, далее сделайте щелчок мыши по ячейке В2, наберите знак *, далее С2, получится формула =В2*С2. Нажмите Enter
Скопируйте формулу вниз в ячейки D3, D4
Посмотрите, что получилось.
При подсчете стоимости путевок в данной таблице мы использовали относительную адресацию.
Запишем в тетрадь ее определение:
Относительные ссылки. Присутствующая в формуле относительная ссылка фиксирует расположение ячейки с данными относительно ячейки, в которой записана формула. При изменении позиции ячейки, содержащей формулу, изменяется и ссылка.
При копировании формулы вдоль столбца и вдоль строки относительная ссылка автоматически корректируется так:
смещение на один столбец приводит к изменению в ссылке одной буквы в имени столбца;
смещение на одну строку приводит к изменению в ссылке на единицу номера строки.
Продолжим практическую работу
Видоизмените таблицу (см.ниже), удалите столбец курс доллара, внесите строку курс доллара ниже таблицы (см.образец)

Посчитайте стоимость путевки в рублях
Для этого:
В ячейку С2 поставьте курсор
Начните вводить формулу со знака =, далее сделайте щелчок мыши по ячейке В2, наберите знак *, далее В7, нажмите Enter
Скопируйте формулу в ячейки С3, С4.
Посмотрите, что получилось. В чем ошибка?
В данном случае мы должны использовать абсолютную адресацию, давай запишем ее определение себе в тетрадь
Абсолютная ссылка в формуле всегда ссылается на ячейку, расположенную в определённом (фиксированном) месте. В абсолютной ссылке перед каждой буквой и цифрой помещается знак $, например $А$1. При изменении позиции ячейки, содержащей формулу, абсолютная ссылка не изменяется. При копировании формулы вдоль строк и вдоль столбцов абсолютная ссылка не корректируется. Чтобы преобразовать ссылку из относительной в абсолютную и наоборот, можно выделить её в строке ввода и нажать клавиши SHIFT+F4 (OpenOffice.org Calc). Если выделить относительную ссылку, такую как А1, то при первом нажатии комбинации клавиш и для строки, и для столбца установятся абсолютные ссылки ($А$1). При втором нажатии абсолютную ссылку получит только строка (А$1). При третьем нажатии абсолютную ссылку получит только столбец ($А1). Если нажать комбинацию клавиш Shift+F4 ещё раз, то для столбца и строки снова установятся относительные ссылки (А1).
Исправьте ошибку в формулах ячейки С2Скопируйте формулу в ячейки С3, С4Установите денежный формат для столбца Цена в рублях
Для этого:
Выделите ячейку С2 – выберите пункт меню Формат – команда Ячейки – в открывшемся диалоговом окне выберите вкладку Числа – Категория Денежный – целый формат в рублях.
Скопируйте формат в ячейки С3, С4Давайте подведем итог: ответьте на вопрос, в чем отличие абсолютной и относительной адресации, как вы поняли?
При копировании или заполнении формулы вдоль строк и вдоль столбцов относительная ссылка автоматически корректируется, а абсолютная ссылка не корректируется.»Закрепление нового материала – практическая работа (25 минут)
Преподаватель: «А теперь приступаем к работе на закрепление данных понятий. Самостоятельно выполняем практическую работу»
Задания для самостоятельной практической работы
Задание 1.
Построить таблицу расчета размера платы за электроэнергию в течение 12 месяцев (с января по декабрь) по значениям показаний счетчика в конце каждого месяца. Стоимость электроэнергии составит 4,2 рубля за кВт∙ч.
Для решения задачи составьте таблицу (см.ниже). Данные в столбце В заполните самостоятельно
175196539433500Формулы в столбцы С и D запишите самостоятельно. Используйте относительную и абсолютную адресацию
Задание 2.
17081547561500Один стакан лимонада содержит 15 калорий, 1 кусок торта – 150 калорий, 1 драже Тик-Так – 2 калории. Во время праздничного обеда Буратино выпил 5 стаканов лимонада, съел 20 драже Тик-так, и 4 куска торта. Мальвина съела 2 драже Тик-Так, 1 кусок торта и 1 стакан лимонада. Пьеро выпил 2 стакана лимонада и съел 2 куска торта. Дуремар съел 3 куска торта и выпил 2 стакана лимонада. Построить электронную таблицу, из которой будет видно: сколько всего стаканов лимонада было выпито, кусков торта и драже Тик-Так съедено, сколько калорий употребил каждый участник праздничного обеда; сколько калорий содержалось во всем выпитом лимонаде, всех съеденных кусках торта и драже Тик-Так. Определите максимальное, минимальное и среднее значение количества употребленных калорий.
Заключительная часть (рефлексия, задание на дом) (10 минут)
Преподаватель проверяет работу, выставляет оценки за выполненные работы в журнал
При проверке и оценивании преподаватель сообщает студенту о плюсах и минусах работы, уточняет что ему было понятно, в чем были затруднения при выполнении работы.
Преподаватель задает домашнее задание: выучит теорию, решить задачу с помощью электронных таблиц
Составьте таблицу для решения следующей задачи: Используя набор данных «Крупнейшие водохранилища России»,
Составить таблицу и выяснить суммарную площадь водохранилищ, средний объем водохранилищ, максимальную глубину и минимальный напор водохранилищ:
1422407048500Средняя глубина Камского водохранилища — 6,5 м. Площадь Горьковского водохранилища — 1400 кв.км. Объем Рыбинского водохранилища — 25 куб.км. Напор Цимлянского водохранилища — 26 м. Площадь Братского водохранилища — 5300 кв.км. Средняя глубина Куйбышевского водохранилища — 10,4 м. Объем Цимлянского водохранилища — 24 куб.км. Площадь Рыбинского водохранилища — 4650 кв.км. Объем Братского водохранилища — 180 куб.км. Площадь Камского водохранилища — 1700 кв.км. Напор Куйбышевского водохранилища — 28 м. Средняя глубина Цимлянского водохранилища — 9,2 м. Напор Камского водохранилища — 21 м. Площадь Куйбышевского водохранилища — 5000 к в. км. Напор Рыбинского водохранилища — 25 м. Средняя глубина Братского водохранилища — 34 м. Объем Куйбышевского водохранилища — 52 куб.км. Напор Горьковского водохранилища — 18 м. Средняя глубина Рыбинского водохранилища — 5,5 м. Объем Камского водохранилища — 11 куб.км. Напор Братского водохранилища — 104 м. Площадь Цимлянского водохранилища — 2600 кв.км.
Добавьте в таблицу строку Горьковское водохранилище.
Для подведения итогов воспользуйтесь функциями: сумма: сумм(Ячейка1:Ячейка2); среднее значение: срзнач (Ячейка1:Ячейка2 ); максимальное значение: макс (Ячейка1:Ячейка2); минимальное значение: мин(Ячейка1:Ячейка2)