Конструкт урока по информатике на тему Адресация в Электронных таблицах (9 класс)


Правительство Свердловской области
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
МАОУ лицей №100 г.ЕкатеринбургаКонструкт урока информатики в 9 классе при изучении темы «Электронные таблицы. Относительная и абсолютная адресация»
Матвеева Вера Петровна, МАОУ лицей №100 г. Екатеринбург
2016г.
Конструкт урока информатики в 9 классе
Учебный предмет Информатика
Класс 9
Тип урока Урок открытия нового знания
Технология построения урока Элементы технологий: проблемно-диалогической, критического мышления, ИКТ
Тема урока Электронные таблицы. Относительная и абсолютная адресация
Цель урока
Создание условий для формирования навыков использования абсолютных адресов при работе с электронной таблицей; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Задачи урока
Развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать и обобщать, строить гипотезы и делать выводы;
Воспитательные: продолжить формирование трудолюбия, внимательности, активности, аккуратности;
Обучающие: 1) получить представление об использовании относительной и абсолютной адресации; 2) получить практические навыки использования абсолютных ссылок при составлении формул; 3) закрепить навыки использования электронных таблиц при решении вычислительных задач.
Ресурсы:
Ресурсы Интернет: - Л.Л. Босова Информатика: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Л.Л. Босова Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 9 классы. Методическое пособие. [Электронный ресурс]. – //Сайт методической службы издательства БИНОМ. Лаборатория знаний, - Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/metod9-1-68.pdf
- И.А. Волкова, ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования»
Проектирование урока информатики в условиях реализации ФГОС.
ЦОРыЭлектронное приложение к учебнику. Презентация к уроку «Адресация в Excel» см.Предполагаемые результаты
Личностные Метапредметные Предметные
алгоритмическое мышление, умение использовать вычислительные средства, необходимые для профессиональной деятельности в современном обществе. понимание рациональности выбора абсолютной или относительной адресации в зависимости от стоящей задачи; умение формализовать задачу для решения с использованием табличного процессора. знания об относительных и абсолютных адресах в электронных таблицах, умения применять на практике абсолютные ссылки, навыки работы с электронной таблицей.
Структура и ход урока
№ Этап урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1 Организационный момент
1 мин Настроить учащихся на работу на уроке. Приветствие. Проверка присутствия и готовности учащихся к уроку.
Включение учащихся в деловой ритм урока
Личностные:
- формирование навыков самоорганизации.
.
2 Актуализация знаний
и проверки усвоения
изученного материала
3 мин Установление правильности и осознанности усвоения изученного материала.
Эмоциональный настрой на работу
1) Ребусы по пройденной на предыдущем уроке теме «Электронные таблицы» (Карточки для парной работы)
2) Вопросы для повторения на слайдах
Краткий итог: знаем основные понятия и элементы интерфейса электронной таблицы, а также приёмы работы в ней. Отвечают на вопросы, предложенные учителем:
1. Основные элементы рабочей таблицы. 2. Как изменить ширину столбца? высоту строки? 3. Типы данных в Excel. 4. Как ввести текст в ячейку таблицы? 5. Как Excel определяет, что введенные данные являются формулой? текстом? Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой
информации;
- структурирование знаний;
Личностные:
- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
- развитие внимания и памяти
Коммуникативные:
- умение работать в паре.
3. Мотивация к изучению новой темы.
Создание проблемной ситуации
8 мин
Постановка учебной проблемы
Побуждение учащихся кформулированию проблемы и темы урока Предлагает выполнить в MS Excel следующее практическое задание: составить таблицу для решения задачи про Репку. Текст задачи и указания по ее выполнению представлены в Приложении 1.
Интересуется, получилось ли найти искомые величины; почему в результирующих ячейках нули.
Предлагает проверить формулы в последующих ячейках.
Просит сформулировать возникшую проблему.
Предлагает учащимся назвать тему урока.
Поясняет: адрес ячейки, который при копировании формулы не изменяется, называется абсолютным.
Побуждает к уточнению темы урока.
Показывает тему на слайде. Читают текст задания, открывают MS Excel и выполняют задание на компьютерах.
Предполагаемые ответы:
При копировании формулы из ячейки в остальные получаются одни нули.
Формула изменилась, ссылка на цену указывает на пустую ячейку, поэтому получается умножение на ноль.
Как закрепить ячейку на месте, чтобы она не менялась.
Ученики пытаются дать свою формулировку: «Как закрепить ячейки», «Закреплённый адрес» и т.д.
Абсолютный адрес. Записывают тему в тетрадь. Познавательные:
- умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать.
Личностные:
- умение выделять проблему
Регулятивные:
- умение целеполагания – постановки учебной задачи (исходя из того, что ученик уже знает и то, что для него еще не известно);
Коммуникативные:
- умение работать индивидуально и в паре с одноклассником.
4 Объяснение нового материала
5 мин. Открытие учащимися новых знаний через участие в проблемно-диалогической беседе.

Спрашивает, какие есть предположения, как закрепить адрес ячейки, чтобы во всех скопированных ячейках он остался неизменным.
Предлагает вспомнить, с помощью чего закрепляют корабли.
Предлагает открыть Приложение 2, внимательно просмотреть формулы в решённой задаче и попробовать найти такой якорь для ячейки D2.
Просит назвать, что же является якорем для «закрепляемой» ячейки.
Хвалит за правильную догадку.
Просит доделать задачу из Приложения 1, закрепив нужный адрес значком доллара.
Предлагает сверить полученные результаты.
Обращает внимание учащихся, что в первом случае адрес ячейки при копировании изменяется относительно исходной ячейки на величину смещения.
Предоставляет возможность ученикам дать определения.
Предлагает подвести итога этапа и назвать основные типы ссылок в электронных таблицах. Ученики высказывают разные мнения: задать особый формат, выделить каким-либо способом: заливкой, рамкой и т.д.
Предполагаемый ответ: якорем.
Открывают Приложение 2, просматривают формулы, ищут закономерности в записи адресов ячеек, входящих в формулы.
Знак доллара.
Вносят исправления в первую таблицу. Доделывают решение задачи.
Проверяют ответы.
Предполагаемые ответы:
ссылка, меняющаяся относительно исходной ячейки - относительная ссылка; абсолютная ссылка всегда ссылается на ячейку с фиксированным адресом.
Называют и записывают определения. Познавательные:
- формирования навыков обработки информации;
- умение анализировать, объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности;
- актуализация сведений из имеющегося опыта информационной деятельности;
Регулятивные :- применять навыки работы в электронных таблицах на практике
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог
6. Физкульт-минутка1-2 мин Забота о своём здоровье как продолжение формирования ценности здорового образа жизни. Организует физкультминутку.
Гимнастика для снятия зрительного напряжения.
Показ видеопрезентации. Выполняют упражнения. Личностные: формирование ценности здорового образа жизни.
7. Закрепление изученногоЭтап первичного закрепления.
8 мин Выявление качества и уровня овладения новыми знаниями, способами действия. Создание ситуации успеха. Учащимся предлагается несколько простых задач для вычисления значений в электронных таблицах при копировании формул из одних ячеек в другие.
Сверяются результаты.
При необходимости решения разбираются. Выполняют вычисления самостоятельно.
Сверяют ответы с образцом, предоставляемым после выполнения каждой задачи. Выполняют оценку самостоятельной работы по принципу «справились\не справились». Регулятивные: самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Познавательные: умение определять значения после копирования формулы;
Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблем
8 Этап самостоятельной работы.
10 мин Формирование навыков по организации вычислений в электронной таблице. Предлагает учащимся самостоятельно создать и заполнить таблицу, выполнить расчёты.
Практическая работа.
Итоги практической работы. Практическая работа.
Самооценка практической работы.
Познавательные:
- умение применять начальные навыки по организации вычислений в электронной таблице;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
9 Итог урока
5 мин Осмысление полученных знаний
Продолжение формирования умения оценивать свои результаты. Подводим итоги.
С какими видами адресации вы сегодня познакомились? Почему они так называются? В каких случаях какие из них лучше использовать? Как эти виды ссылок вы использовали в практической работе? Узнали об относительной, абсолютной и смешанной адресации.
Научились создавать расчетные таблицы, применяя в формулах различные виды ссылок для организации вычислений. Регулятивные:
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- владение основами самооценки в учебной деятельности;
10 Домашнее задание
1 мин Планирование учебной деятельности учащихся в домашних условиях Задачи по печатной рабочей тетради № 222. Записывают задание в дневник. Регулятивные:
- умение организовывать учебную деятельность самостоятельно; работать индивидуально,
Познавательные: -умение использовать учебную литературу.
11 Рефлексия учебной деятельности
1 мин Осмысление своих действий.
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
Организует самооценку учащихся:
Благодарит за урок. Самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке
Регулятивные:
- рефлексия способов и условий действия,
Личностные:
нравственно–этическая оценка