Повышение эффективности профессиональной направленности при обучении математике с помощью решения прикладных задач


Повышение эффективности профессиональной направленности
при обучении математике с помощью решения прикладных задач
«Сближение теории с практикой даёт самые благотворные результаты, и не одна только практика от этого выигрывает»
П.Л. Чебышев
Аннотация
Проект «Повышение эффективности профессиональной направленности при обучении математике с помощью решения прикладных задач» направлен на решение проблемы реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, которые ориентированы на практическое применение полученных знаний.
Данный проект позволяет реализовать многие личностные потребности обучающихся. Он дает обучающимся возможность применить и нарастить не только свои теоретические знания, но и использовать их в профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Тип проекта – практико-ориентированный.
Срок реализации 5 лет.
Актуальность проекта
Прикладная направленность – одно из традиционных направлений в преподавании математики. При исследовании истории вопроса было обнаружено, что наши обучающиеся, занимая ведущие места среди зарубежных сверстников по качеству и объёму теоретических знаний, в рейтинге резко опускались вниз, если им предлагалось решить задачи, связанные с жизненной ситуацией. И хотя нынешнее поколение более прагматично, чем предыдущее, существующая система образования такова, что большинство детей не понимает, зачем ему это нужно сейчас и пригодится ли в жизни вообще. Поэтому существует объективная необходимость практической ориентации курса математики. На усиление прикладной направленности обучения математики указано и в стандартах образования. Содержание и структура экзаменационных работ ЕГЭ и ГИА по математике содержат задания, которые требуют овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для применения их в практической деятельности и повседневной жизни. Вместе с тем базовый уровень является недостаточным для реализации данного положения, что и определяет актуальность использования прикладных задач в учебном курсе математике.
Педагогические исследования и практика преподавания показывают, что профессиональная направленность является одним из путей совершенствования математической подготовки обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Так, в преподавании математики с учетом профессиональной направленности есть предпосылки для стимулирования и развития самостоятельной деятельности обучающихся, для сознательного усвоения ими содержания курса.
В системе профессионального образования интересы обучающихся в определенной степени уже сформированы, они направлены на избранную профессию. Одним из мотивов, стимулирующих интерес к изучению того или иного вопроса курса математики, является его практическая значимость, связь с будущей профессией.
Поэтому цель данного проекта следующая:
разработка и применение дидактических материалов с профессиональной направленностью на уроках математики, способствующих повышению эффективности математической подготовки обучающихся.
В соответствии с поставленной целью мною будут решаться следующие
задачи:
освоение методических основ организации обучения по теме исследования;
разработка дидактических материалов для учебного процесса и внеклассной работы с применением прикладных задач;
организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеклассной работе;экспериментальная проверка результатов внедрения в курс математики прикладных задач.
В ходе работы над проектом была выдвинута гипотеза:
эффективность обучения математике повысится, если на основе выявленных требований разработать комплекс дидактических материалов с профессиональной направленностью, систематически применяемых в соответствии со структурой современного урока и содержанием его этапов.
Для проверки гипотезы намечены следующие мероприятия:
использование в процессе обучения прикладных задач;
изучение разделов прикладного характера: элементов теории вероятностей, математической логики и др.;
выполнение практических работ;
проведение интегрированных уроков, практикумов, семинаров и т.д.;
использование современных педагогических технологий: ИКТ, метод проектов, проблемное обучение, модельный метод обучения (занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция) и др.;
подготовка сообщений о методах использования математического аппарата в разных науках и в производственной сфере.
Реализация данного проекта будет осуществляться в несколько этапов:
подготовительный этап;
организационно-практический этап;
обобщающе-практический этап.
На подготовительном этапе:
был проведен анализ федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ имеющейся литературы, программно-методической документации, учебных планов, индивидуальных разработок.
разработаны дидактические материалы.
На организационно-практическом этапе:
выявлены и систематизированы педагогические условия для реализации проекта;
разработана программа обучающего эксперимента;
осуществляется проверка гипотезы и намечено обобщение полученных экспери-ментальных данных.
На обобщающе-практическом этапе планируется:
анализ, систематизация и обобщение исследования;
формулировка выводов и завершение оформления педагогического проекта.
По завершению работы ожидаются следующие
результаты:
сформированность у обучающихся устойчивой мотивации к приобрете-нию прочных знаний с целью применения их в практической деятельности;
повышение качественного показателя обучения и эффективности урока;
увеличение обучающихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью;
реализация деятельностно – компетентностного подхода при обучении;
совершенствование собственной профессиональной деятельности с целью повышения уровня профессиональной деятельности обучающихся;
воспитание достойного гражданина РБ, повышения уровня конкуренто-способности выпускника.