Коррекция специфических ошибок на письме.


Ерохова Ю.И.
учитель-логопед ГКОУ СКОШИ №73
г. Москва
КОРРЕКЦИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК НА ПИСЬМЕ
Специфические ошибки на письме являются основным симптомом дисграфии. Это такие ошибки, которые не регламентируются применением орфографических правил, носят стойкий характер и возникновение которых не связано ни с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребёнка, ни с нерегулярностью его школьного обучения.
Я в своей работе применяю принцип поуровневого анализа специфических ошибок – три группы специфических ошибок:
- на уровне буквы и слога;
- на уровне слова;
- на уровне предложения (словосочетания).
Ошибки на уровне буквы и слога
Ошибки звукового анализа проявляются на письме в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв и слогов.
Ошибки фонематического восприятия.
В основе таких ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, происходит смешение букв, но не замена.
Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определённый звук, но для его обозначения выбрал не соответствующую букву. Это может иметь место при: нестойкости соотнесения фонемы с графемой, когда не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы; при нечётком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
По акустико-артикуляционное сходству смешиваются обычно следующие фонемы: лабиализованные гласные; парные звонкие и глухие согласные; сонорные; Свистящие и шипящие. Аффрикаты смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов.
Смешение букв по кинетическому сходству – это смешение кинем. Такие смешения носят закономерный и стойкий характер, снижают в целом качество письма и чтения, имеют выраженную тенденцию к росту и при отсутствии профилактических и коррекционных мер тормозят развитие речемыслительной деятельности школьников.
Персеверация (застревание), антиципация (упреждение, предвосхищение) – своеобразное искажение фонетического наполнения слов возникает в устной и письменной речи по типу явлений прогрессивной и регрессивной ассимиляции – согласный, реже гласный, заменяет вытесненную букву в слове. В основе ошибок двух указанных видов лежит слабость дифференцировочного торможения.
Ошибки на уровне слова
Если в устной речи слова в синтагме произносятся слитно, на одном выдохе, то в письменной речи они предстают обособленно. Несовпадение норм устной и письменной речи вносит трудности в обучение письму. Ученики затрудняются уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы. Это ведёт к слитному написанию смежных слов либо к раздельному написанию частей слова.
Раздельное написание частей слова наблюдается чаще всего в следующих случаях:
- когда приставка (а в бесприставочных словах начальная буква или слог) напоминает предлог, союз, местоимение;
- при стечении согласных из-за их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова («поп росил»).
Слитно пишут служебные слова (предлоги, союзы) с последующим или предыдущем словом.
Морфемный аграмматизм становится отражением в письме трудностей анализа и синтеза частей слова. Ошибки ярко обнаруживаются в операции словообразования («лёд – лёдик»). Учащиеся не учитывают чередования согласных в корне. Нарушение функции словообразования особенно явственно проявляется при образовании прилагательных от существительных. Часто ошибочно используют приставку или суффикс.
Затрудняются в выборе соответствующей формы глагола (по времени или виду).
Ошибки на уровне предложения
Основная масса специфических ошибок на уровне словосочетания и предложения выражается в так называемом аграмматизме, т.е. нарушение связи слов: согласования и управления. Изменение слов по категориям числа, рода, падежа, времени образует сложную систему кодов, позволяющую упорядочить обозначаемые явления, выделить признаки и отнести их к определённым категориям.
На уроках русого языка я использую игровые приёмы, которые помогают реализовать коррекцию специфических ошибок.
Вот некоторые из них:
Анализ и синтез слов, полученных путём перестановки слогов.
Цель: привлечь внимание учащихся к последовательности слогов, являющейся смыслоразличительным фактором при чтении и записи ряда слов.
На доске записывают слова:
рады- кабан- качай- навес- насос-
наши- нора- жилы- камыш- какой-
Упражнение нужно выполнять в следующем порядке:
А) Вслух прочесть слова; составить с ними предложения или словосочетания;
Б) Прочитать слово хором, деля на слоги хлопками;
В) Затем первый ряд называет только первый слог, второй ряд – второй;
Г) Для перестановки слогов сначала второй ряд называет свой слог, затем первый ряд – свой;
Д) Ученики сами услышат новое слово при таком проговаривании; устно составить словосочетания, предложения с полученным словом;
Е) Записать слова парами по образцу: рады – дыра;
Ж) Отметить важность учёта последовательности слогов в ходе чтения и письма.
2) Прочитать и записать слова, вставляя пропущенный слог:
А) На: -род, -ходка, тиши-, па-ма, мали-, паути-, -шёл, воро-, за-вески, вес-, гли-.
Б) Ки: нос-, -но, оч-, зам-, конь-, -ты, мар-, -нул.
Аналогично с заменяемыми буквами.
3) Прочитать и записать слова, вставляя недостающий слог:
А) Са или ты: колё-, пар-, -хар, кус-, солда-, -ды, кар-, по-дил, бога-ри, кро-, поло-, хала- ли-, лис-.
Б) Ло или ка: во-сы, по-жу, зо-той, соба-, мо-ко, са-, музы-, весе-, соро-, го-сок, -лина, подуш-, мо-дой, избуш-, мо-ток.
Аналогично с заменяемыми буквами.
4) Записать слова, составленные из данных слогов:
КА, ней, ли мин, ви, та ке, ра, та
Ри, ку, ца то, ав, бус ни, пят, цаЧик, не, куз ла, ку, а бо, ра, та
Боч, ба, ка чок, ви, но та, ну, ми
Аналогично на материале словарных слов.