Система выявления и учета специфических ошибок на письме.

Система выявления и учета
специфических ошибок на письме.
Основная задача учителя-логопеда – уметь профессионально обследовать/исследовать/ особенности письма у младших школьников, находить и дифференцировать специфические ошибки у детей, имеющих нарушения письменной речи. Это позволит в дальнейшей работе более продуманно и эффективно строить коррекционное обучение. В связи с этим, возникает необходимость разработки целой системы выявления и учета специфических ошибок на письме.
Заключение о нарушениях письма не должно основываться на материале 1-2х работ учащегося /начало и конец года/. Для более точного отслеживания я в течение всей коррекционной работы, регулярно провожу проверочные работы, в конце каждой пройденной темы и в конце учебной четверти. Это позволяет отследить то, как учащийся понял учебный материал и его движение за учебную четверть или коррекционный этап обучения.
Следующий этап – внесение полученных данных, т.е. ошибок каждого ученика в специальную тетрадь, в таблицу. Таблицу я взяла из книги Садовниковой И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». В тетрадь дети записываются по группам и в конце каждой четверти заносятся ошибки каждого ученика по всем скомплектованным группам. Степень частотности ошибок определенного типа передается условными значками, например: ошибка значком «I», часто «+», очень часто «+!». Затем ошибки суммируются по типу и по количеству, у каждого ученика. Полученные данные позволяют сравнить движение каждого ученика и всей группы в целом.
Следующий шаг – внесение полученных данных в сводную таблицу системы учета специфических ошибок по всем скомплектованным группам. /Показ таблицы/.


Такая работа позволяет:
1. В дальнейшем вычленить в таком «речевом профиле» каждой группы общее и индивидуальное и в соответствии с этим строить коррекционное обучение, больше времени отводить на работу по той теме, по которой дети делают больше ошибок.
2. Показать и оценить администрации школы результативность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения письменной речи.
3. Подготовиться к аттестации, по данным таблиц за 3 года можно отследить качество и результативность коррекционного процесса проведенного вами с данной группой учащихся.
Анализ специфических ошибок письма
в группах №________________ /2-4кл./
в _________/_______ уч. г.

классы
2
3
4

№ четверти


Виды ошибок
Начало уч.г.
I
II
III
IV
Начало уч.г.
I
II
III
IV
Начало уч.г.
I
II
III
IV

1.Отграничение речевых ед-ц
- предложения
- слова
2. Ошибки зву- кового анализа
- пропуски
- вставки
- перестановки
- недописывание
- упрощение
структуры слов
3.Мягкость сог- ласных
- гласными 2 р.
- буквой ь знак
4. Смешения
букв
- парные соглас.
- свистящ.шип-е
- соноры Р-Л
- по кинетичес- кому сходству
5.Аграмматизмы
- в словообраз-и
- в согласовании
- в управлении
- в употреблении предлогов

Всего ошибок



















15