Использование информационных технологий в обучении математике


Филиппова Ольга Юрьевна
МКОУ Аннинская СОШ №3 с УИОП (Воронежская область)
Использование информационных технологий в обучении математике
Информационные технологии стали неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Сегодня нет учителя, который не использует при объяснении нового учебного материала презентации, наглядно иллюстрирующие математические действия, или чертежи, позволяющие увидеть последовательность геометрических построений. Электронные образовательные ресурсы, ставшие доступными каждому учителю, позволяют активизировать проведение устного счёта. Их использование облегчает формирование учебной мотивации, вызывает интерес к математике, иллюстрирует межпредметные связи. Один из методов контроля знаний обучающихся – тестирование при помощи компьютера также является составляющей информационных технологий.
В течение двух последних лет обучающиеся четвёртых, пятых, шестых и восьмых классов Воронежской области получили возможность два раза в год (в сентябре и в апреле) почувствовать себя в роли тестируемых, пройдя независимую процедуру оценки знаний по математике по стобальной системе. Ограниченность учебного времени на изучение отдельных тем программного материала, загруженность учащихся во внеурочное время не позволяют выработать навык работы с компьютерными программами тестирования и, как результат, не все учащиеся способны показать максимальный результат, соответствующий реальному уровню подготовки. Чтобы решить проблему подготовки к независимым испытаниям, проводимым ИКИНСО с помощью информационных технологий в режимах он-лайн и оф-лайн, необходимо использовать не только ресурс учителя (имеется в виду система устных упражнений, подготовленных в интерактивном режиме), но и ресурс учеников, заложенный в возможностях домашней работы обучающихся. Чтобы ученики легко освоили специфику тестовых заданий, нужно привлекать их к созданию отдельных тестовых упражнений. Например, предлагая в качестве домашнего задания разработку теста на: установку правильной последовательности предъявления примеров на формирование математических умений; выбор правильного ответа из четырёх возможных, причём три неправильных должны быть следствием различного рода ошибок, наиболее типичных для такого рода заданий; составление упражнений на усвоение понятий, суждений, правил, формулирование теорем и др.
Многолетние наблюдения показывают, что ученики многие типы задач решают «автоматически» не задумываясь о том, какие шаги они производят для получения результата. Умение «раскладывать» каждую задачу «по полочкам» в соответствии со схемой решения формируется в процессе разработки тестовых заданий самими учащимися. Добывая самостоятельно знания, ученики учатся рассуждать, анализировать, сопоставлять. Как результат, повышается умственная деятельность, вместо «автоматического» решения включаются функции логического мышления, обдумывания. Правильно составленные задания и умелое их применение на занятиях, а именно в сочетании тестового контроля с традиционными методами, приучают учащихся к логике мышления, активной творческой работе, вырабатывают внимательность.
Конечно, составлять тесты должны специалисты владеющие методикой разработки тестовых заданий, хотя и они могут допускать ошибки. Это могут быть нарушения правил подбора ответа; введение избыточной информации; повторы в ответах; предъявление заданий в форме отрицания; намек в условии заданий на правильный ответ; замена научного понятия синонимом повседневного обихода; использование двух и более условий; многословие в тексте заданий. Принимая участие в составлении тестовых заданий, ученики в первую очередь приобретают определённые навыки владения информационными технологиями, что способствует творческому росту обучающихся, развивает память, внимание, сосредоточенность и другие виды индивидуальных характеристик учебной деятельности детей. Следовательно, такая работа поможет учителю изучать и учитывать личностные особенности каждого ребёнка и продуктивнее индивидуализировать учебный процесс.