Выступление на РМО учителей физики на тему Использование информационных технологий при обучении физике (из опыта работы)


Выступление
на районном методическом объединении учителей физики
Использование
информационных технологий
при обучении физике
(из опыта работы)

автор: Палкина
Маргарита Борисовна,
учитель физики
МКОУ Бердюгинской СОШ
Ирбитского МО
Свердловской области
Использование информационных технологий при обучении физике
Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования
В условиях информационно-коммуникационных и мультимедиа технологий результатом обучения является новое качество личности - информационно-коммуникативная компетентность (ИКК), определенная  как  ключевая в Концепции модернизации Российского образования, которая должна стать потребностью, естественным стереотипом поведения современного человека. 
В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение этими навыками еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников. Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования информации, развить познавательные способности школьников
Компьютерные технологии представляют мощный инструмент мотивации, а при умелом использовании – эффективный инструмент развития творческих способностей ученика. Компьютерные технологии способствуют формированию умений работать с информацией, умению принимать оптимальные решения. Использование мультимедиа технологий на уроках физики позволяет сделать процесс обучения интересным, наглядным, развивает творческую деятельность учащихся, их абстрактное и аналитическое мышление; позволяет осуществлять поиск востребованной информации  на электронных носителях и в сети Интернет, проходить on-line тестирование, что является эффективным средством формирования информационно-коммуникативных компетенций обучающихся.
К наиболее эффективным инновационным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации.
Самостоятельная работа учащихся с компьютером, использование материалов различных дисков, ресурсов Internet, некоторых компьютерных программ позволяет им за более короткий срок создавать собственные проекты.
Добавлю сюда возможности в дальнейшем использовать дистанционное обучение, участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах; участие школьников и педагогов в сетевых проектах.
Все выше сказанное указывает на необходимость внедрения в работу учителя информационных технологий.
«Использование информационных технологий при обучении физике» - одна из тем моего самообразования
Цель: Используя современные компьютерные технологии повысить мотивацию у учащихся в изучении физики.
Задачи:
1. Изучить коллекцию существующих цифровых ресурсов для эффективного использования при обучении физики.
2. Пересмотреть тематическое планирование на возможность использования информационно-коммуникационных технологий.
3. Систематизировать свой опыт использования ИКТ.
Направления применения информационных технологий на уроках физики можно разделить на несколько блоков:
- создание мультимедийных сценариев уроков или фрагментов уроков;
- использование компьютерных датчиков для демонстрационных опытов;
- применение компьютерных тренажеров для организации контроля знаний.
В школе работает компьютерный класс, имеется выход в Интернет, есть цифровая видеокамера и фотоаппарат. Но систематическое и эффективное использование информационных технологий невозможно без технического оснащения кабинета физики. Мой кабинет оснащен компьютером, мультимедийным проектором. Имеются сканер, принтер, телевизор, DVD плеер. Идут работы по подключению к Интернет.
С появлением компьютера и мультимедийного проектора у меня появились новые возможности сделать урок интереснее.
Использование информационных технологий на уроках физики позволяет активизировать визуальный канал восприятия учебной информации, разнообразить сам учебный материал, расширить формы и виды контроля учебной деятельности, вести мониторинг предметной обученности.
К наиболее эффективным инновационным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Это дает возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией
Информационные технологии я применяю на уроках различных типов, а также на различных этапах урока.
Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую я ставлю.
При изучении нового материала информационные технологии позволяют иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Особенно это выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
При проведении устных упражнений дают возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.
При проверке фронтальных самостоятельных работ обеспечивают наряду с устным опросом визуальный контроль результатов.
При проверке домашних работ - методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ, сокращают время на проверку, позволяют разнообразить домашнее задание учащихся. Все учащиеся, которые берутся приготовить домашнее задание используют для иллюстрации своего рассказа компьютерные презентации., при этом развиваются общеучебные информационные умения поисковой и словарной работы.
При решении задач обучающего характера помогают выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.
При проведении мультимедийных уроков весь урок не «завязываю» на презентации.
Таким образом, даже при отсутствии специальных учебных программных средств, мы имеем возможность оснастить свой урок самостоятельно подготовленными мультимедийными пособиями.
Я создаю медиатеку уроков – презентаций, физических диктантов, самостоятельных работ по всем классам и разделам физики. Дети и сами охотно составляют презентации, и это дает им возможность проявить творчество и индивидуальность.
Многослайдовые презентации используются для сопровождения выступления и эффективны на любом уроке вследствие значительной экономии времени, возможности демонстрации большого объема информации, опытов, которые невозможно провести в школьных условиях, исполнения проектов, исследования с использованием компьютера, организации повторения изученного, наглядности и эстетичности. Такие уроки способствуют лучшему запоминанию, а также осмысливанию изучаемого материала и пониманию его значимости, вызывают познавательный интерес у учащихся к предмету, что способствует более глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышает творческие способности школьников.
Ученик видит на экране то, о чем говорит учитель, у него есть возможность зафиксировать в тетради необходимую для запоминания информацию.
В процессе преподавания физики не всегда учитель находит возможность непосредственно произвести необходимые эксперименты. Но всегда можно найти множество иллюстраций, фотографий, мультимедийных программ, включающие в себя динамические модели, которые иллюстрируют процессы, протекающие в идеальных условиях и которые невозможно поставить в школьной лаборатории.
Использую ИКТ при выполнении некоторых лабораторных работ.
Более интенсивная работа с использованием ИКТ происходит при тестировании, ее игровой характер достаточно сильно повышает заинтересованность учащихся в хорошем результате. Даже при неважном результате тестирования у школьников не возникает обиды ни на кого, кроме как на самого себя.
Для текущего контроля знаний применяю также компьютерные тренажеры.
В своей работе я большое внимание уделяю учебно-исследовательской деятельности учащихся, где для представления результатов уже невозможно обойтись без компьютерных технологий. Участвуем результативно в районных научно-практических конференциях.
Использую ИКТ и при организации внеклассной работы. Ежегодно провожу неделю физики. В рамках недели провожу 1-2 мероприятия в каждом классе, а также общешкольные конкурсы, игры, праздники . При составлении заданий к конкурсам продумываю, как его провести наглядно, быстро, доступно для понимания. И в этом помогают мультимедийные средства.
Ученические конференции провожу в 8-11 классах несколько раз в год. Участие в конференции обязательно для всего класса. Поощряется применение мультимедийных средств для иллюстрации доклада. Во время выступления одного из учеников, остальные ведут записи в тетради, где кратко формулируют содержание доклада. Эти записи концентрируют внимание учеников на прослушиваемых сообщениях, способствуют возникновению доброжелательной и заинтересованной дискуссии, а также учащиеся используют их при выполнении творческих заданий при отчете о конференции, в т.ч. с использованием мультимедийных средств.
Ученики принимали успешное участие в Интернет-олимпиадах и конкурсах.
Наиболее удачные презентации, созданные учащимися, использую в дальнейшей работе. Например, при изучении ядерной физики использую презентацию «Курение – источник радиации».
Учащиеся приносят и устанавливают на мой компьютер имеющиеся у них программы, обсуждают вопросы по физике и астрономии, возникающие при работе в сети Интернет
Существует много готовых программных продуктов, которые могут быть использованы учителем при проведении современного урока физики с применением новых информационных технологий.
В своей работе использую следующие цифровые образовательные ресурсы:
электронные издания (Электронные энциклопедии, подготовка к ЕГЭ, репетиторы, электронные учебные издания, виртуальные лабораторные работы);
ресурсы сети Internet(научные сайты, методические сайты);
ресурсы, созданные другими педагогами и мной, моими учениками (учебные задания по предмету, практикумы, лабораторные работы, исследования учащихся, контрольные работы, тестирование, олимпиады, конкурсы, дидактические материалы и наглядные пособия, задания для самостоятельной работы, презентации и слайд – лекции).В моей медиатеке имеются диски
«Физика. Библиотека наглядных пособий» совместный диск «Образование» фирм 1С и «Дрофа», фирмы « Физикон »,
«Уроки физики 7-11 классы» с методическим пособием  издательства «Глобус»  
«Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 классы»
«Электронное приложение к учебнику Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, Н.Н. Сотского» издательства «Просвещение»
CD диски мультимедийных курсов физики (фирмы «Кирилл и Мефодий »)
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
«Открытая физика» фирмы «Физикон»
«Физика. 7-11 классы. Практикум» фирмы «Физикон»
«Физика. Мультимедийное сопровождение уроков» издательства «Учитель»
7 класс
8 класс
«Физика. Дидактический и раздаточный материал» издательства «Учитель»
7-8 классы
9 класс
«Мониторинг качества знаний. Контрольно-измерительные материалы» издательства «Учитель»
«Портфолио учителя» издательства «Учитель»
С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. С использованием компьютера и Интернета у меня появились новые способы самореализации:
Разработка комплекта электронных уроков
Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
Разработка пакета стандартного поурочного планирования по темам.
Комплект дидактических материалов по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы)
Коллекция цифровых образовательных ресурсов
Проекты учащихся
Сборник предметных кроссвордов.
Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)
Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.
Пакет административной документации классного руководителя.
Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.)
Диагностика результативности (данные контрольных работ, тестирования, анкетирования, конкурса проектов, презентаций, исследовательских работ);
Результативность использования информационных технологий
№ Направление Результативность
1 Методическая работа по предмету Разработка комплекта электронных уроков
Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
Разработка пакета стандартного поурочного планирования по темам.
Комплект дидактических материалов по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы)
Коллекция цифровых образовательных ресурсов
Проекты учащихся.
Сборник предметных кроссвордов.
Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний и внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)
Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащихся.
Пакет административной документации классного руководителя.
Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.)
Диагностика результативности (данные контрольных работ, тестирования, анкетирования, конкурса проектов, презентаций, исследовательских работ)
2
Организация деятельности учащихся по формированию информационно-коммуникативной компетентности
1.Районная НПК младших школьников:
– проект «Почему небо голубое?», 3-е место
– проект «Эта необычная обычная вода», 3 –е место
2. Районная научно-практическая конференция учащихся
– проект «Мощность человека»,3-е место по сумме баллов
– проект «Плотность, ты что? Плотность, ты где?», 1 место
3. Создание мультимедийных презентаций
4. Участие в Интернет-олимпиадах и конкурсах
5. Использование Интернет-ресурсов для подготовки домашних заданий
3 Использование метода «Портфолио учителя физики» для повышения профессионального уровня педагога.
Конкурс «Портфолио учителя физики»:
Создание портфолио - печатный вариант;
Отчет по теме самообразования в период аттестации

4. Диагностика уровня обученности учащихся
Входная диагностика
Итоговый контроль
Муниципальные контрольные работы
Систематическое и планомерное использование информационных технологий даёт положительный результат.
повысилась мотивация обучения,
все учащиеся усваивают учебный материал на базовом уровне;
растет количество и качество исследовательских работ;
растет количество участников олимпиад, турниров
возросла активность учащихся в подготовке домашних заданий, связанных с информационными технологиями
у учащихся проявляется тяга к творчеству и познанию, активность восприятия,
ученики самостоятельно делают глубокие выводы на уроках, что свидетельствует о развитии творческого мышления.
повышается профессиональная направленность
Использование современных информационно-компьютерных технологий в вопросах самообразования дает преимущества перед традиционными способами:
Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации
Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире.
Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести учительскую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой
Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых учителю в работе
Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе самообразования
Возможность дистанционного обучения
Возможность разместить свой материал в Интернете.
В заключении хотелось бы высказать своё мнение по применению ИКТ:
Компьютер обладает большими возможностями в реализации принципа наглядности на уроках физики, помогает спланировать работу учителя более рационально. Это большие удобства: быстрый темп проведения урока, быстрота размножения раздаточного материала, наглядность, удобство редактирования слайдов, заданий, подготовка к ЕГЭ, тестирование.
Сегодня основой организации самостоятельной работы учащихся является не только традиционная учебная литература, но все возможные виды электронных баз знаний: обучающие и тестирующие программные комплексы, разработанные учеными-специалистами, учителями-предметниками.
ИКТ выступают здесь как инструмент исследования, как источник дополнительной информации, как способ самообразования.
Информационная технология обучения – не просто передаточное звено между учителем и учеником. Смена средств и методов обучения приводит к изменению содержания учебной деятельности, которая становится все более самостоятельной и творческой, способствует реализации индивидуального подхода в обучении.
Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда учителем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.