Методическая разработка по теме «Системно — деятельностный подход на уроке по технологии – как условие реализации ФГОС»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вершино-Биджинская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка
по теме
«Системно - деятельностный подход на уроке по технологии – как условие реализации ФГОС»
Составила учитель технологии Стонт Е.В.
с. В-Биджа2016 г.
АННОТАЦИЯ
Современное образование в условиях введения и реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании Технологии.
Деятельностный подход в образовании способствует реализации главной задачи основного общего образования – «воспитание успешного поколения граждан страны, владеющие знаниями, навыками и компетенциями.
В условиях ФГОС основой урока является практическая направленность изучения теоретических положений. Тип урока нового стандарта - урок решения практических, проектных задач, позволяет реализовать системно-деятельностный подход в образовании.
Основной задачей в данной теме является: поэтапно научить учащихся правильно наносить рельефный рисунок на металл; раскрытие творческих возможностей, умений, подходов в работе с предложенным материалом, используя, в том числе навыки владения инструментами, именно поэтапное изложение материала, от простого к сложному, позволит в конце занятия получить желаемый результат, а именно – знания, умения и первоначальные навыки.Цель методической разработки: дать учащимся общее представление художественной обработки металла, воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, ответственность за результат своей деятельности.
Ожидаемые результаты: создание системной и качественной целевой программы c целью формирования у учащихся ключевых образовательных компетенций:
-ценностно-смысловая;
-общекультурная;
-учебно-познавательная;
-информационная;
-коммуникативная;
-социально-трудовая
-личностного самосовершенствования.
ТИПЫ УРОКА
Тип урока Целевое назначение Результативность обучения
Урок первичного предъявления новых знаний. Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний. Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу.
Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий). Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач.
Урок применения метапредметных и предметных знаний. Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности. Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса.
Урок обобщения и систематизации предметных знаний.
  Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач). Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД.
Урок повторения предметных знаний. Закрепление предметных знаний, формирование УУД. Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь.
Контрольный урок. Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи. Результаты контрольной или самостоятельной работы.
Коррекционный урок.
  Индивидуальная работа над допущенными ошибками. Самостоятельное нахождение и исправление ошибок.
Интегрированный урок. Интеграция знаний об определенном объекте изучения. Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний.
Комбинированный урок. Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока. Запланированный результат.
Нетрадиционные уроки (учебная экскурсия, учебный поход, лабораторный практикум, урок в библиотеке, музее, компьютерном классе, предметном кабинете). Практическая направленность изучения теоретических положений. Применение УУД при изучении данной темы; творческое оформление отчетов; умение использовать рабочие инструменты; умение пользоваться дополнительными информационными источниками.
Урок решения практических, проектных задач. Практическая направленность изучения теоретических положений. Использование средств учебного курса в целях изучения темы.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретическая часть……………………………………………………..2
1.1. Системно – деятельностный подход как условие реализации ФГОС…………………….…………....5
1.2. Художественная обработка металла басма…………………………8
2. Практическая часть…………………………………………...…………9
2.1. План-конспект урока……………………………………………….....12
3. Заключение……………………………………………………………….15
4. Список используемой литературы……………………………………17
1.1 Системно - деятельностный подход как условие реализации в ФГОС
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
1. Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
2. Переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования.
3. Ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД).
4. Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса.
5. Учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения.
6.Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
7. Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов.
8. Гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности ».
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающихся основной образовательной программы основного общего образования: личностным, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Конструирование швейных изделий
Снятие мерок
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) основного общего образования предполагают серьезные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании технологии. Основой урока является практическая направленность изучения теоретических положений.
Тип урока нового стандарта - урок решения практических, проектных задач, позволяет реализовать системно-деятельностный подход в образовании. Результативность обучения – использование средств учебного курса в целях получения знаний.
Открытие новых знаний учащимися напрямую связано с развитием универсальных учебных действий (УУД), которые реализуются через систему практических заданий:
Личностные: способность учащегося видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Регулятивные: самостоятельная познавательная деятельность, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности.Познавательные: умение анализировать, выстраивать логику, включающую установление причинно-следственных связей, практическое применение знаний, умений, навыков в непредвиденных ситуациях.
Коммуникативные: навыки работы в группе, коллективе, владение различными инструментами.
По опыту работы наиболее эффективно проведение урока на тему «Снятие мерок». В рамках перехода к требованиям ФГОС основного общего образования главной целью курса обучения по предмету является формирование метапредметных, предметных, личностных результатов, универсальных учебных действий, духовно-нравственной культуры обучающихся средствами предметной области знаний.
Такие уроки способствует усилению знаний учащихся, активизирует методы обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
Практическая часть
Тема урока: «Снятие мерок». (5 класс).
Методическое обоснование.
Урок по теме «Снятие мерок» относится к разделу «Конструирование швейных изделий» на изучение данной темы отводится 2 часа. Урок соответствует требованиям учебной программы по предмету Технология 5 класс к учебнику О.А.Кожиной.
Содержание учебного материала, форма урока, приемы и способы организации учебного взаимодействия выбирались с учетом, как уровня организации классного коллектива, так и индивидуальных особенностей, способностей и интересов учащихся, а так же их возрастных особенностей.
В рамках перехода к требованиям ФГОС основного общего образования главной целью курса обучения по предмету Технология является - формирование метапредметных, предметных, личностных результатов, универсальных учебных действий, духовно-нравственной культуры обучающихся, знаний.
Используемый метод позволяет школьникам применить накопленный опыт прежде всего путём коллективного взаимодействия в рамках совместной деятельности как со взрослыми, так и с ровесниками. Главная цель научить не знаниям, а работе (самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения), умению учиться.
Ожидаемые результаты обучения:
1.Использование приобретенных ими знаний и умений в максимально различных ситуациях;
2.Формирование умений принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
3.Развитие готовности к самообразованию;
4.Развитие познавательной компетентности;
5.Развитие навыков самостоятельной деятельности.
Данный урок открытия новых знаний напрямую связан с развитием универсальных учебных действий (УУД), которые реализуются через систему практических заданий.
Личностные: способность учащегося видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Регулятивные: самостоятельная познавательная деятельность, включающая элементы логической, обще-учебной деятельности.
Познавательные: ознакомление с новыми методами работы с сантиметровой лентой, выстраивать план работы.
Практическое применение знаний, умений, навыков в непредвиденных ситуациях.
Коммуникативные: умение работы в группе, коллективе, владение различными инструментами.
Особенности проведения урока по теме: «Снятие мерок».
Урок проходит по этапам:
1.Организационный этап.
2. Цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3.Проверка знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
4. Применение знаний и умений на уроке.
5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их устранение.
6. Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, подведение итогов по изученному материалу
Данная тема отвечает возрастным требованиям детей 11-12 лет, ведь для этого возраста характерно мышление, анализ различных ситуаций, целеустремлённость, взаимовыручка, желание учиться творчески, мыслить и созидать своими руками. Средства наглядности выступают как стимуляторы, побуждающие к познанию, развитию интереса, воображения, создающие эмоциональную сферу обучения. Использование различных инструментов, и техник в учебном процессе позволяет:
1. Облегчить работу учащимся во время практических занятий.
2. Применять инструменты на практике.
3. Ознакомить учащихся с экспериментальным методом исследования.
4. Показать применение приобретенных знаний в технике, технологиях и быту.
5. Усилить интерес учащихся к обучению.
6. Формировать у школьников опытно-экспериментаторские навыки.
Для работы в группах разработаны: требования безопасности во время работы, даются рекомендации по выполнению творческого проекта, наставления по работе с различными инструментами.
Учитель определяет и контролирует темп выполнения этапов работы на уроке, а так же обращает внимание на проведении контроля после выполнения заданий.
В ходе работы над практическими заданиями, учитель контролирует ход работы учащихся, темп работы.
На уроке реализуются межпредметные связи – изобразительное искусство, математика, геометрия.
На заключительном этапе урока школьники обобщают полученные знания и умения.
При подведении итогов урока отводится время на оценку работы группы: учащиеся обсуждают свою деятельность на уроке, оценивают приобретенный опыт на уроке.
При проектировании урока особое место отведено показателям здоровья сбережения. На разных этапах урока прослеживается физическая и психологическая составляющая: чередование видов учебной деятельности. Учащиеся самостоятельно проводят физкультминутку, связывая полученные знания с повседневной жизнедеятельностью.
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавание учащихся 5 класса позволит постепенно вовлечь школьников в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, иначе говоря, умению учиться.
Технологическая карта урока
Тема: «Конструирование швейных изделий».
Тема занятия: «Снятие мерок». 90 мин (2 урока).
Цель урока: обучение снятию мерок с фигуры и определению размера швейного изделия.
Задачи деятельности учителя:
Сформировать у учащихся представления о конструировании изделий, о чертеже и выкройке швейного изделия;
Познакомить с материалами, инструментами и приспособлениями для изготовления выкроек;
Научить находить конструктивные линии фигуры, снимать мерки с фигуры, определять размер швейного изделия.
Тип урока: Изучение нового материала и первичного закрепления.
Планируемые результаты.
Предметные – учащиеся овладеют навыками работы с сантиметровой лентой, научатся снимать и записывать мерки с фигуры человека, определять размер швейного изделия.
Метапредметные (УУД):
регулятивные – освоить приёмы работы с сантиметровой лентой, научиться принимать и сохранять учебную задачу урока, составлять алгоритм снятия и записи мерок; принимать инструкцию педагога и четко следовать ей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения алгоритма снятия мерок; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения операций; вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, корректировать навыки и умения снятия мерок.
коммуникативные– научиться слушать собеседника и вести диалог; вступать в речевое общение и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение работать в парах, развитие моторики и координации движения рук при работе с сантиметровой лентой.
познавательные – познакомиться с основными правилами снятия и записи мерок, уметь применять в работе правила снятия мерок, понимать условные обозначения мерок и с их помощью определять размер изделия.
Личностные – развитие мотивов учебной деятельности; навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование личностного смысла учения; формирование основных морально- этических норм; проявление познавательного интереса к изучаемому предмету, самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности, развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности.
Методы и формы обучения: Объяснительно - иллюстративный: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Дидактические средства обучения: учебник Технология О.А.Кожина, РТ, плакаты, ПК, проектор, презентация «Снятие мерок», манекен, сантиметровая лента.Структурный компонент (этапы) урока
Цель Содержание урока Формируемые УУД
Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Организационный момент.
1мин настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний
создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. приветствие
проверка явки учащихся
заполнение учителем классного журнала
проверка готовности учащихся к уроку
Слушают, включаются в работу
эмоциональный настрой на урок положительный
-помощь учителю в проверки явки на урок Самоопределение (Л)
2.Целеполагание и мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2 -3 мин.
Включение в учебную деятельность на уроке:
1. . Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности «надо».
2. Организовать деятельность учащихся по установок тематических рамок «могу».
3. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность «хочу».
Слайд 1. Улыбнись.
Слайд 2.Давайте вспомним пословицы: Семь раз отмерь – один раз отрежь. Кроить – не шить, после не распорешь. Как вы понимаете эти пословицы?
Слайд 3.
1.А что такое шаблон?
2.Для чего нужны шаблоны?
3.ИЗ чего делают шаблоны? Вы уже врезали какие –то детали из ткани по шаблону?
4.Как вы думаете, что надо знать, чтобы изготовить шаблон?
5.А кто из вас знает, как называется шаблон, по которому выкраивают швейные изделия?
6.Что необходимо знать для построения выкройки?
Как вы думаете, какая тема нашего урока? 7.Учитель уточняет ответы детей и формулирует тему урока. Слайд 4.
8. Какова цель нашего урока и по какому плану мы достигнем нашей цели?
Слайд 5. Учитель уточняет ответы детей и формулирует цель и план урока. Слушают, смотрят, вспоминают, делают выводы и обосновывают ответы. Предполагаемые ответы: Сначала хорошо подумай, а потом говори; проверь работу, а потом отрезай. Во время раскроя надо быть очень внимательным, так как после вырезания деталей уже трудно будет исправить ошибки.
1.Шаблон – деталь, образец. 2. По которому вырезают несколько одинаковых деталей.
3..Из бумаги, картона.
4.Надо знать размеры.
Шили игольницу и вырезали детали по шаблонам.
5.Выкройка.
6.Размеры (Мерки)
7. Пытаются формулировать тему, цель и план урока. -самоопределение(Л)
-сопоставление (Л)
-сотрудничество с учителем и сверстником (К),
- способность ставить новые цели и задачи (Р)
3.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
7 -8 мин.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к самостоятельным учебным действиям
1.Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.
2. Мотивация к пробному учебному действию «надо» - «могу»- «хочу».
3.Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.
4. Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия. Слайд 6.С целью актуализации провожу беседу по вопросам:
1.Что такое чертёж.
2. Какие чертёжные инструменты вам известны?
3. Попробуйте дать определение что такое «выкройка»
Какие возникли затруднения? Давайте сравним ваши ответы с ответами, предложенными
Давайте дадим определение, что же такое конструирование швейных изделий
Слайд 7.
Сможем ли мы с вами сразу построить выкройку? Почему? Что нам надо знать? Как видите возникают опять затруднения.
Смотрят. Анализируют
Отвечают. Трансформируют известные знания в новые ситуации.
Предполагаемый ответ:
1.Чертёж – это выполненный на бумаге с помощью чертёжных инструментов изображение предмета или детали с указанием их размеров.
2. Линейка, треугольник, карандаш, циркуль.
Затруднение
Читают на слайде определение.
Слушают других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
общеучебные - извлекают необходимую информацию из беседы с учителем (П);
логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания по изучаемой теме. (П);
осознают свои возможности в учении. (Л);
научатся вступать в речевое общение,
выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; слушать друг друга (Л);
планирование последовательности действий) (Р)
контроль-нахождение отличий своего результата с заданным эталоном; коррекция-внесение необходимых дополнений и корректив в план (Р),
сотрудничество с учителем и сверстниками (К)
4.Первичное усвоение материала.
5 -7 мин
Слайд 8. Мы решим их, если отправимся в мастерскую пчелки-труженицы и научимся у нее как правильно снимать мерки, которые необходимы нам для конструирования швейного изделия.
Слайд 9. Кто мне назовёт инструменты и приспособления для изготовления выкройки?
Слайд 10. Вы сегодня знакомитесь с новым для вас приспособлением – сантиметровой лентой.
Слайд 11. Послушайте, что нам расскажет пчёлка – труженица о снятие мерок.
Ребята, давайте выясним - у Вас одежда одного размера или нет?
Как определить ваш размер?
ПРОБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.
Задание: Измерьте себя и определите свой размер?
У кого какие результаты?
Кому удалось, а кому
нет справиться с заданием?
Подумайте.
В каком месте испытали затруднения и почему? Слушают, отвечают на вопросы, запоминают новые сведения.
Снимают мерки и записывают результат. Испытывая при этом затруднения
1-й шаг я не знаю?
2-й шаг – Сама постараюсь определить сотрудничество с учителем и сверстниками (К)
-постановка и формулирование проблемы (П)
5.Выявление места и причины затруднения.
5 -6 мин.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.
1.Востановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место где возникло затруднение.
2. Соотнести свои действия с используемым способом действия и выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднений, те конкретные знания, которых недостает для выполнения поставленной задачи.
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует участие всех детей в поисковой деятельности.
Формулирует обобщенные вопросы.
В каком месте испытали затруднения и почему?
ЗАТРУДНЕНИЕ
Я не знаю правильного снятия и обозначения мерок.
Я не знаю правила определения линий. Анализ, синтез, обобщение (П)
- обобщение (П)
-постановка и формулирование проблемы (П)
-структурирование знаний(П)
-выражение своих мыслей (К)
6. Построение проекта выхода из затруднения.
10 -12 мин. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий, ставят цель и строят план достижения цели
И определяют средства. Какую цель поставите перед собой на этом этапе урока?
Вот вам подсказка. Слайд 12.
Вспомните сказку А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».Представим себе океан с гладкой поверхностью воды. Из воды на берег выходят 33 богатыря– линия воды находится на пересечения основания шеи и линии плеча.
Как называется данная линия …
Богатырь остановился, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин –эта линия называется…
Потом вода дошла до самого узкого места фигуры и эта линия…
и ниже на 12 – 14 см. ниже линии талии будет располагаться линия …
На уровне середины колена проходит линия …
Мерки снимаемые по линиям записываются знаками.
Слайд 13.
Результат одних мерок записывают полностью, а других в половинном размере. Как вы думаете почему?
Научатся определять линии фигуры человека.
Определяют линии:
Линия плеча
Линия груди
Линия таллии
Линия бедер
Линия колена
Дети думают, высказывают различные мнения, анализируют. -самоопределение(Л)
-самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели(П)
- учет разных мнений (К)
7.Реализация построенного проекта.
10 -12 мин. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта.
1.Выявляление способов действий для решения исходной задачи.
2. Уточнение характера новых знаний
3. Фиксирование раннее возникших затруднений
Как мы будем открывать новые знания?
Слайд 15.
Давайте обобщим сделанные выводы. Запишем основные линии для снятия мерок, указав общепринятые сокращения. Сравните свои выводы с эталоном. Вернемся к пробному действию и узнаем, правильно ли вы определили…
ФИЗМИНУТКА
Рисуй восьмерку вертикально
Ты головою не крути
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям веди
И на бочок ее клади.
теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец
Зарядка окончена. Ты молодец! Учащиеся работают по карточкам
После каждого выполненного действия делают вывод, заполняют таблицу. Смыслообразование (Л);
анализ, синтез,
обобщение (П),
Познавательная инициатива (Р); выдвижение гипотез (П),
формулирование и аргументация своего мнения (К);
учет разных мнений и достижение договоренностей (К)
8.Первичное закрепление учебного материала.
12 -14 мин.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникаций (в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. Пчелка даёт вам задание. Чтобы правильно снять мерки, а от этого будет зависеть точность вашей конструкции, надо соблюдать правила снятии мерок. Попробуйте, работая в парах, выработать эти правила. Можно пользоваться литературой.
Слайд 16. А теперь сравните их с правилами пчёлки.
Работа в парах с опорой на эталон
Слайд 17, 18, 19. Пчелка – труженица предлагает вам сыграть в игру «Ателье», где каждый из вас побывает в роли и заказчика (человек, который хочет, чтобы ему сшили фартук в ателье), и закройщика (человек, который работает в этом ателье, снимает мерки для изготовления будущего изделия и от него не мало зависит, каким будет этот фартук). Работают в парах, используя учебник.
Выполняют практическую работу с основой на эталон и проговаривают каждый шаг во внешней речи
Работают парами: измеряемая (заказчик), измеряющий (закройщик) с поочередной сменой обязанностей.
Записи мерок производятся в рабочей тетради в таблице. Работа с литературой. (Р);
Выражение своих мыслей (К)
Анализ, синтез, обобщение (П)
учет разных мнений и достижение договоренностей(К)
управление поведения партнера(К)
9.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
15 -17 мин. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы:
-учащиеся самостоятельно выполняют задание нового типа,
-осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном,
-организуется исполнительская рефлексия хода реализации проекта.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха каждого ученика. Включение ученика в дальнейшую познавательную деятельность. Слайд 20. Проверка учителем самостоятельной работы учащихся по теме «Снятие мерок» Взаимопроверка Анализ, синтез, обобщение (П)
учет разных мнений и достижение договоренностей(К)
управление поведения партнера(К), выполнение действий по алгоритму(П),
контроль, оценка(Р),
выражение своих мыслей (К)
10.Включение в систему знаний и повторение раннее изученного.
6 – 8 мин.
Организовать выявления типов заданий, где используется новый способ действия . Организовать повторение учебного содержания. Слайд 21.
При помощи чего снимают мерки?
В какой последовательности снимают мерки?
Чем отмечают линию талии? Зачем?
Какой буквой обозначают мерки длин? В каком объеме их записывают?
Какой буквой обозначают мерки полуобхватов? В каком объеме их записывают и почему?
Для чего необходимо снимать мерки?
Что может быть с изделием ,если мерки сняты неправильно?
Скажите, пожалуйста, а для чего мы снимали мерку Сг?
Слайд 22.Определение размера одежды. Дети дают ответы.
Записывают в тетрадь алгоритм определения размера одежды. Нравствен –этическое оценивание содержания(Л),
анализ, синтез, обобщение (П),
выполнение действий по алгоритму (П),
11. Домашнее задание.
1 – 2 мин. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. Слайд 23. Снимите мерки с родственников и определите их размер. Записывают задание в дневник. 12. Рефлексия (итог урока).
2-3 мин Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, организуется ,самооценка учениками собственной учебной деятельности, соотношение цели и результата выполненной работы, фиксируется степень их соответствия.
Слайд 24.А теперь я раздам вам анкеты. Заполните их, пожалуйста. Необходимо ответить на вопросы анкеты, выбрав из предложенных вариантов, обведя их в кружок.
Слайд 25.
Слайд 26.Спасибо.
Работают с анкетами.
Рефлексия способов и условий действия(П),
Контроль и оценка результатов деятельности(П),
самооценка успешности(Л),
адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.
Заключение
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором обучающиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Принципиальным отличием технологии системно-деятельностного метода от традиционной технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Реализация системно-деятельностный метод обеспечивает следующий системно дидактический принцип:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития учащихся.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: необходимо предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессобразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей и развитие диалога.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к рассмотрению вариантов и адекватному принятию решений в разных ситуациях.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Основной задачей учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировалось желание реализовать свои возможности, творческие идеи в учебном процессе.
Для того чтобы знания учащихся были результативными необходимо преподавателю оказывать помощь учащимся, постоянно работать над собой.
Позиция педагога: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом (Что вас удивило? Что интересного вы узнали?).Учебная задача – задача, решая которую учащиеся выполняет цели учителя.
Список используемой литературы
Кожина О.А., учебник Технология 5 класс; издательство Москва, «Дрофа», 2014.
Технология. Обслуживающий труд. 5 класс. Методическое пособие. Вертикаль. ФГОС, авторов О. А. Кожиной, Е. Н. Кулаковой, С. Э. Маркуцкой;
издательство Москва, «Дрофа», 2014.