СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО


СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО
«Великая цель образования это не знания, а действия»
Г.Спенсер
В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Понятие ФГОС нового поколения повлекло за собой пересмотр сложившейся системы образования. В основу ФГОС СПО положен системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающегося. В этом процессе ставится и решается основная задача образования – создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально-компетентной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов [1, с. 24].
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача преподавателя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Одной из главных задач педагога является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой технологический элемент технологии системно-деятельностного подхода – ситуация актуального активизирующего затруднения. Учебный материал играет роль образовательной среды, а не результата, который должен быть получен обучающимися. Цель такой среды – обеспечить условия для рождения у учащихся собственного образовательного продукта.
Основной результат учебной деятельности в рамках системно-деятельностного подхода – развитие личности на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира [3, c. 31].
К числу планируемых результатов освоения программы отнесены:
1. Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию. Личностные результаты формируются за счет реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
2. Предметные результаты – результаты, освоенные обучающимися в ходе изучения учебных предметов
3. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Метапредметные результаты формируются за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных дисциплин. В результате их изучения у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия:
в сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы;
в сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;
в сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с преподавателем и сверстниками, воспринимать и передавать информацию [2, c. 17-19].
Таким образом, системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС СПО нового поколения предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
ориентацию на результаты образования (на основе УУД);
учет возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала;
гарантированность достижения планируемых результатов образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Последовательная реализация системно-деятельностного подхода повышает эффективность образования и обеспечивает условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.
Список использованной литературы
1. Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы междун. заоч. конф. СПб.: Реноме, 2012 – с. 23-26.
2. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения // Справочник заместителя директора. – 2011 – №4 – с.13-27.
3. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. Монография / В.П. Сухов. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. – 87 с.