Конспект урока на тему экологии Все в твоих руках (7-8 классы)



Внеклассное мероприятие по экологии с обучающимися 6-8 классов
Тема: «Все в твоих руках»
Разработала:
учитель географии и биологии,
социальный педагог
МБОУ «СОШ №17» г. Новочебоксарска
Чувашской Республики
Кривенчук Светлана Петровна
Внеклассное мероприятие по экологии с обучающимися 6-8 классов
Тема: «Все в твоих руках»
Цель: формирование положительной нравственной оценки таких качеств личности, как экологическая культура, экологическая грамотность.
Задачи:
- углубить и расширить знания по экологическому равновесию в природе;
- расширить представление детей о взаимосвязях в природе, о способах сохранения и оказания помощи природе;
- ознакомить с фактами уничтожения природы в России, в родном городе;
- пробуждать у детей стремление к здоровому образу жизни, желание участвовать в природоохранных мероприятиях.
Форма проведения: тренинг, беседа, работа в группах.
Оборудование:
- компьютер или диапроектор для демонстрации слайдов;
- четыре ватмана форматом А-3, фломастеры, листочки из цветной бумаги, ручки;
- презентация;
- видео «Природа взывает о помощи», «Экологический след».
Музыкальное оформление: классическая музыка для сопровождения упражнения «Броуновское движение» (Л. Бетховен «Лунная соната», А. Вивальди «Времена года», И. Бах «Токатта и фуга ре-минор» и т. п.).
Ходурока
Урок начинается с просмотра видеоролика
ВОСТОЧНАЯ ПРИТЧА
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках
Учитель:
- 2017 год в России – год ЭКОЛОГИИ
- Ребята, кто знает, что такое ЭКОЛОГИЯ?
- Как слова мудреца из притчи можно соотнести к науке «Экология»?
Вывод: МЫ СОЗИДАТЕЛИ БУДУЩЕГО НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ.
Учитель обращает внимание детей на тему урока «Все в твоих руках»
Ребята, как вы думаете, о чем сегодня у нас пойдет разговор?
Время: 5 минут.
Тема урока раскрывается с помощью упражнений в виде тренинга
1. Упражнение «Разрешите представиться».
Цель: позволяет лучше узнать друг друга, идентификация себя с природными объектами или явлениями, развитие воображения, эмпатии.
Время: 5 минут.
Материалы и подготовка: бейджики, фломастеры.
Процедура: Соотнести себя (свой характер, личностные качества) с одним из явлений природы или природным объектом. Придумать себе имя, написать его на бейджике. Подумать, как лучше изобразить его жестами и движениями. Пример: Елена – журчащий ручей, Сергей – ураганный ветер, Алена – огненная лава и т.д.
Сидя в кругу, участники по очереди представляются.
Анализ: Легко или трудно было идентифицировать себя с каким-либо объектом? Почему?
2. Упражнение: «Природа в моей жизни».
Основные цели: Позволяет участникам составить представления друг о друге, приучает к самоанализу, который предстоит использовать каждому участнику на протяжении всего тренинга.
Время: 10 минут.
Материалы и подготовка: бумага, ручки.
Процедура: Каждому участнику предлагается написать в столбик цифры от 1-10 и десять раз письменно закончить высказывание «Природа для меня…» (или «Природа в моей жизни…»). После того как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу. Строго придерживаться своих записей не обязательно.
Закончить упражнение высказываниями в кругу – насколько легко или трудно было каждому участнику справиться с этим заданием.
В качестве примера:
«Природа в моей жизни – это:
1) источник вдохновения;
2) способ наслаждения;
3) погружение в гармонию;
4) проведение досуга;
5) способ самореализации;
6) сфера моего познавательного интереса;
7) стимул для расширения моего кругозора;
8) возможность восстановления душевного равновесия;
9) предмет моей заботы;
10) осознание моей ответственности перед ней».
3.Упражнение «Три аргумента».
Цель: Развитие умения работать в группах. Отработка правил работы в группе. Сближение участников между собой. Осознание учащимися важности активной деятельности на всех уровнях по охране окружающей среды.
Время: 10 минут.
Инструкция: «Есть люди, которые не понимают важности бережного отношения к природе. Я предлагаю вам в адрес таких людей (сначала поработать индивидуально, а затем разделиться на малые группы) подумать и сформулировать три на ваш взгляд, самые веские аргументы в защиту природы. Подумайте, что вы можете указать как самые важные причины, по которым человечество должно обратить пристальное внимание на охрану окружающей среды. Постарайтесь, чтобы ваши аргументы звучали убедительно».
Затем можно предложить подросткам объединить все аргументы в один список.
Анализ:
1. Чем понравилась, а чем не понравилась работа в группах?
2. Как вы думаете, почему у многих аргументы совпадали?
3. О чем заставило задуматься это упражнение?
4. Что нового узнали для себя?
2. Как будете применять эти знания в жизни?
4. Видеоролик «Природа взывает о помощи» (время 4 минуты)
5. Беседа об экологических проблемах родного города(время 5 минут)
Вопросы:
- Какая экологическая ситуация в нашем городе?
- Какие предприятия нарушают чистоту нашего города? Источники загрязнения?
- Что страдает в первую очередь?
- Что делается для улучшения состояния природы в городе?
Ребята, очень важно понимать, как необходимо помогать природе!
6. Видеоролик «Экологический след» (время 2 минуты)
7. Упражнение «Броуновское движение» (физкультминутка)
Цель: невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом.
Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.
Время: 5 минут.
Процедура: Все члены группы располагаются в комнате, стоя на некотором расстоянии друг от друга. Стулья отодвигаются в сторону. Участникам предлагается закрыть глаза и представить себя атомами. По команде тренера атомы начинают хаотично двигаться по комнате с закрытыми глазами. Через некоторое время тренер дает команду остановиться и объединиться в молекулы по два, или по три, или по четыре атома. Все участники должны объединиться в молекулы, открыв глаза, с теми, кто оказался поблизости. Так делают несколько раз, меняя количество атомов в молекуле. Выполнение упражнения обычно не обсуждается.
8. Выполнение итогового задания
«МЫ СОЗИДАТЕЛИ БУДУЩЕГО НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ».
По итогам «Броуновского движения», ребята разделились на группы. Каждая группа получает ватман формата А-3 и фломастеры. Необходимо схематично изобразить «Способы защиты природы». Цель: Развивать умение сотрудничать, работая в малой группе. Развитие навыков бесконфликтно отстаивать свою точку зрения. Повышение самооценки участников. Формирование позитивного отношения учащихся к окружающей среде. Осознание целостности природной среды.
Время:5 минут
Техника проведения: Каждая команда должна нарисовать рисунок-схему «Способы, как помочь природе». Представить его окружающим. Аргументировать то, что изображено на рисунке.
1. Что удалось в совместной работе, что понравилось?
2. Что не понравилось? Что будете учитывать в дальнейшем?
3. Что чувствовали, когда подводили итоги? 4. Что еще можете сделать лично вы, чтобы убедить окружающих в необходимости защищать природу?
Заключение
Итак, ребята, наш урок подошел к концу. Я надеюсь, что сегодняшняя беседа заставит вас задуматься о том, что мы должны беречь и охранять нашу планету, ведь она у нас одна, а богатства её небезграничны.
И закончить наш урок мне бы хотелось словами Анастасии Нистратовой, ученицы 9 класса из города Новочеркасска Ростовской области. Будучи четвероклассницей, девочка написала следующие стихи:
Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь!
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а речкам течь.
Ты на свете самый главный.
Значит должен всех беречь!
- Ребята, какие слова из стихотворения можно соотнести к словам мудреца из восточной притчи? (Можешь ты помочь живому, иль на гибель всех обречь)
Спасибо за урок!