Интегрированное занятие внеурочного курса «Краеведение» и федерального компонента учебного плана «Русский язык» в 5 классе как средство формирования патриотических чувств учащихся в условиях поликультурной образовательной среды

Пряничникова Алена Александровна,
учитель географии МБОУ СОШ № 138,
Слобожанина Виктория Леонидовна,
учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ № 138

Интегрированное занятие внеурочного курса «Краеведение» и федерального компонента учебного плана «Русский язык» в 5 классе как средство формирования патриотических чувств учащихся в условиях поликультурной образовательной среды

Каждый из нас является жителем того или иного государства. У большинства из нас в роду были предки из разных мест, часто, разных национальностей, разных социальных и этнических групп. Впитывание в себя мощных культурных пластов ведт к формированию духовно богатой личности.
Семьи мигрантов приезжают в нашу страну и им просто необходимо познакомиться с новым обществом, чтобы жить здесь, стать тагильчанами, россиянинами. Одним из самых серьезных запросов родителей детей-инофонов является ожидание от школы помощи в процессе культурной интеграции, что объясняется количеством родителей-мигрантов, осознающих необходимость социальной адаптации детей к новым для них социокультурным условиям жизни, приобщения к ценностям тагильской культуры, культуры русского народа как коренного населения, культуры россиянина как интегрированной культуры народов России.
Россия, по признанию не только отечественных, но и зарубежных исследователей, всегда отличалась высочайшей духовностью. Духовная культура есть аккумулированная и концентрированная энергия, накопленная многовековым развитием человеческой цивилизации, усилиями всех поколений наших предков. Для каждого человека важное значение имеет близость к духовной культуре человечества. Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов, патриотизм. В основе духовно-нравственного воспитания лежит позитивное восприятие школьниками исторического прошлого своей страны и города, в котором проживают, раскрытия глубинных смыслов общественного бытия через осмысление собственных национальных корней и возрождение лучших народных традиций.
Воспитание национального достоинства, патриотизма всегда составляло фундамент нравственного совершенствования личности. Высокое чувство национального достоинства предполагает осуждение поведения, порочащего нацию, что способствует воспитанию ответственности за доброе имя своего народа.
В контексте данного направления мы предлагаем внеурочное интегрированное занятие по географии и русскому языку в 5 классе на тему «Судьба и Родина едины!».
Цель занятия:
-сформировать в сознании учащихся понятия: «родина», «гражданин», «патриот», «малая родина»;
-показать взаимосвязь судьбы человека и судьбы родины;
-познакомить с памятными местами малой родины (заочная экскурсия).
Демонстрация отрывка занятия.
Учитель:
-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем необычное занятие, интегрированное, оно затрагивает и краеведение, и русский язык.
Давайте запишем в тетради тему «Судьба и Родина едины!».
Давайте ответим на вопрос «Что такое Родина?».
(Ответы детей)
Ученик 1:
- Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду.
Учитель:
-Ребята, перед вами лежит толковый словарь С.И. Ожегова. Давайте разберемся, в чем особенность данного словаря.
Ответы учащихся.
Учитель:
-Найди в словаре слова «Родина», «Отечество» и запишите в тетрадь их лексическое значение.
Ученик 2:
В толковом словаре  С. И. Ожегова даётся такое объяснение слов:
«Родина – это отечество, родная сторона».
«Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит».
Мы живём в России. Это наша Родина. Мы – россияне.
Учитель:
-Но не бывает Родины без Гражданина. Кто же это такой таинственный гражданин?
(Ответы детей)
Ученик 3:
-Гражданин - это человек, который длительное время проживает на территории данного государства и пользуется его защитой, правами и обязанностями.
Учитель:
-Все мы проживаем на территории Российского государства и являемся гражданами России. Но для человека мало просто жить и быть гражданином России, свою Родину нужно любить. А вот человека, который очень любит свою Родину, готов пойти на ее защиту, называют ПАТРИОТОМ.
Учитель:
- Мы живем в России. Это наша большая Родина. Но у каждого из нас есть МАЛАЯ РОДИНА.
Ученик 4:
- Малая Родина – то место, где человек родился и вырос. Нашей малой Родиной является – город Нижний Тагил.
Учитель:
-Все ли ребята согласны? (дети – нет!). Почему?
Ученик:
-Потому что моя Малая родина сейчас в Тагиле, а родился и раньше я жил и в Таджикистане.
Учитель:
-Ребята, знали ли вы, что Родина бывает еще и биологической и исторической.Как вы думаете, что это? (ученики предлагают верную трактовку этих понятий).
На данном этапе занятия учащиеся знакомятся с самыми значимыми понятиями, которые помогают понять, что малая Родина – это то место, где человек не только родился, но и вырос.
Демонстрация отрывка занятия.
Ученик 5:
И начнем нашу экскурсию с центра города.  Нижнетагильский Драматический театр имени Д. Мамина-Сибиряка  драматический театр в городе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], один из четырёх театров, самый большой и старейший театр нашего города. Расположен в Ленинском районе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], на проспекте Ленина, 33 (Театральная площадь), в Центре города. (Ребята с учителем географии ищут и показывают это место на карте). С 1963 года театр носит имя писателя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В разные годы на сцене театра были поставлены его произведения «Золотопромышленники», «Дикое счастье», «Приваловские миллионы», «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»  этот спектакль [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] был снят как многосерийный телевизионный фильм режиссёром Свердловской Государственной телерадиокомпании В. Лаптевым.
Учитель:
-Ребята, а теперь возьмите в руки орфографический словарь, найдите слово «драматический» и запишите его в свой словарик.
Ученик 6:
-Напротив театра находится памятник отцу и сыну Черепановым. Монумент Черепановым был создан по инициативе и на средства городской администрации. В памятнике запечатлен момент обсуждения отцом и сыном совместного технического проекта. Таких изобретений у них было много, но больше всего с Черепановыми связывают создание первого в России парового двигателя на рельсах – паровоза. Железная дорога в нашем государстве до этого времени уже существовала, но работала она на конной тяге. Паровозы были в Англии. Черепановы создали паровоз и железнодорожные пути к ним, которые существенно отличались от уже имевшихся в России.
На данном этапе урока дети-инофоны знакомятся с культурой своей нынешней Малой Родины, приобщаются к ней.
Демонстрация отрывка занятия.
Учитель:
-Перед вами лежат листы бумаги.  На этих листах разбросаны пословицы о Родине. Ваша задача собрать пословицы.
Жить Родине служить.
Родина мать, умей за неё постоять.
Для  Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Где смелость, там и победа.
Кто дрожит, тот и от врага бежит.
На данном этапе учащиеся понимают, что нужно быть патриотами своей страны.
Таким образом, мы видим, что школа - это социально-культурный центр, который обеспечивает знаниями, воспитывает личность, учит свободно мыслить, уважать себя и других, быть патриотом своей страны, своей Малой Родины. С помощью поликультурного образования происходит формирование у подрастающего поколения чувства ответственности за охрану окружающей среды и Отечества в целом, воспитание их активными проводниками знаний.

15