Тема самобразования Реализация дифференцированного подхода в обучении как условие создания адаптивной образовательной среды.


Тема самообразования
Реализация дифференцированного подхода в обучении как условие создания адаптивной образовательной среды
 Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций. В начальной школе, а особенно в первом классе, индивидуальные различия наиболее заметны.
Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность, осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что учителю необходимо создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам. Поэтому я и выбрала в этом учебном году данную тему, тем более, что фактически, для меня наиболее остро возникла проблема дифференциации обучения гораздо раньше, при объединении двух третьих классов. В первой четверти 2008 – 2009 учебного года в моём «новом» классе резко снизилось качество знаний (с 69 % до 57%).
Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, Реализуя дифференцированный подход в обучении, учитель должен видеть динамику роста ученика и учитывать его; наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся; представлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп учащихся.
Самый трудный вопрос, который встаёт перед учителем, это вопрос о том, каким образом определять тот стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определенными детьми будут наиболее важны.
На основании наблюдения за учащимися, класс, условно, делится на 3 группы.
Для изучения школьников 3 – х- 4 – х классов можно использовать следующий план наблюдений:
1. Особенности умственного развития: внимание, память, мыслительные процессы;
усвоения учебного материала - самостоятельность, темп работы; речь, начитанность, общий кругозор.
2. Знания ученика и его отношение к учению: качество знаний по предметам; уровень общеучебных умений: умения слушать и слышать, организовать рабочее место, включаться сразу в работу, работать в заданном темпе, проверять правильность выполнения задания, умение довести работу до конца; отношение к своим успехам и неудачам в учебной работе, отношение к оценке, данной учителем и товарищами; прилежание, интерес к учебной работе.
Состав сформированных групп меняется на протяжении обучения.
На всех этапах урока, где применяется дифференцированная работа учащихся, должны быть реализованы следующие задачи:
1.Совершенствование знаний, умений и навыков учащихся и повышение уровня их сформированности у каждого ученика в отдельности, и, таким образом, уменьшение его абсолютного и относительного отставания (т. е. отставания от уровня своих возможностей);
2.Развитие логического мышления.
3.Формирование учебно-познавательной мотивации.
4.Создание условий для развития интересов и специфических способностей каждого ребенка.
Работа с учащимися каждой из трёх групп имеет свою специфику.
Учащимся, входящим в 3-ю группу, предоставлена наибольшая самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний, предлагаемые им работы иногда превосходят по объему задания для остальных учащихся.
Во второй группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям можно поручать задавать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Вместе с учащимися 3-й группы их можно привлекать к объяснению нового материала, предлагать карточки, содержащие задания творческого характера. Однако некоторые задания, обязательные для учеников 3-й группы, предлагаются в качестве добровольных.
Ученики 1-й группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Контроль работы учащихся этой группы проводится особенно тщательно, им предлагаются задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового.
Много возможностей для внутренней дифференциации представляет коллективная работа. Задание дается небольшой группе (от 2-х до 4-х человек), а не отдельному ученику. В малой группе учащийся находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, условиях. В беседе внутри малой группы он может высказать свое мнение, активнее участвовать в решении учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями.
Такой подход дает каждому ребенку возможность почувствовать себя значимым, внести свой вклад в общее дело. Это особенно важно для «слабых» учащихся.
Этап закрепления изученного дает самые широкие возможности для организации дифференцированной работы. На этом этапе основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Например, учитель готовит два-три варианта заданий. Учащиеся сами выбирают вариант, или каждый вариант учитель заранее предназначает определённой группе учеников. Наиболее удобно применять их в форме индивидуальных карточек.
Домашнее задание - особый вид самостоятельной работы, так как эта работа выполняется без непосредственного контроля учителя. Дифференциация домашних заданий способствует устранению перегрузки учащихся. Это означает и сокращение объёма заданий, и увеличение количества дней на его подготовку, и индивидуальную работу с учащимися по повышению темпа их умственной деятельности.
Наиболее остро вопрос индивидуальных различий школьников стоит на уроках обучения грамоте в 1-м классе. Очень важно организовать работу учащихся таким образом, чтобы ни одна минута 35-минутного урока не пропала даром, чтобы «не потерять» ни самых читающих детей, ни тех, кто начал знакомиться с буквами только в школе. Это позволяет повышать учебную мотивацию всех учащихся: умеющие читать дети не только переживают ситуацию успеха, но и совершенствуют умение читать, (хотя, конечно, стремясь научить нечитающих детей, учителю очень сложно уделить внимание тем, кто уже владеет навыком чтения и нуждается в дальнейшем его развитии и совершенствовании), а дети, только начавшие знакомство с буквами, осознают престижность получаемых знаний и умений, учатся слушать и отвечать на вопросы по услышанному.
Необходимые условия реализации дифференцированного обучения.
Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:
а) систематическое изучение каждого ученика;
б) постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
в) выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
г) фиксация и анализ полученных результатов;
д) постановка новых педагогических задач.
Обязательным элементом обучения является анализ. Он не только отражает результаты совместной деятельности учителя и ученика, но также представляет основу для корректировки и дальнейшего ее совершенствования. Эта работа предполагает проведение диагностических срезов. В результате учитель получает материал, отражающий уровень обученности класса в целом, групп и отдельных учеников. Строгий учет индивидуальных достижений каждого ученика, определение зоны ближайшего развития и дальнейшее составление программы работы с учеником дает возможность планирования дальнейшего обучения, направленного на повышение его уровня.
Учет допущенных ошибок позволяет организовывать своевременную и адресную работу по их исправлению и предупреждению аналогичных.
Дифференцированный подход к школьникам - это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и организационных форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика.
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. Развитие учеников должно происходить не за счет усиленной нагрузки тренировочными заданиями, а в результате предоставления им возможности принимать посильное участие в коллективном поиске нового на уроке, включаться в активную познавательную деятельность, следовательно, необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности и стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Данный подход позволяет ученику почувствовать себя таким как все, возможность к самосовершенствованию, которая определяется не учителем, а самим учащимся. Основной задачей преподавателя становится стимуляция учащихся, чтобы учащиеся не останавливались на достигнутом, а делали постоянные попытки продвижения вперёд. Таковы достоинства дифференцированного подхода. Главное - не абсолютизировать подходы, а применять их в разумных сочетаниях.
Тема реализации дифференцированного подхода в обучении не нова, но остаётся актуальной. В современных условиях, иногда просто физически учитель не в состоянии ко всем ученикам, если в классе их более 25, найти индивидуальный подход, а тем более построить работу с учётом дифференциации. Но мне интересна работа в этом направлении. Считаю, что постепенно изучая этот вопрос и применяя все эти методы и приёмы, смогу добиться нужных результатов в своей педагогической деятельности.