«Использование психолого-педагогических технологий проектирования универсальных учебных действий в рамках урочной деятельности»


Технологическая карта
Тема. Учимся видеть и говорить на языке искусства (8 часов)
Тема Учимся видеть и говорить на языке искусства.
Цель темы Освоение первоначальных знаний о симметричных фигурах, геометрическом орнаменте, смешивании красок, натюрморте.
Основное содержание темы, термины и понятия 1.Какие бывают фигуры?
Понятия: фигуры, многоугольник, геометрические фигуры.
2. Тренируем наблюдательность. Аппликация.
Понятия: аппликация.
3. «Живое письмо».
Понятия: живопись, живописец.
4. Тренируем наблюдательность. Тепло и холод.
Понятия: Теплые и холодные цвета.
5. Что такое симметрия?
Понятия: симметрия, симметричная фигура, ось симметрии.
6. Геометрический орнамент. Как получаются разные орнаменты?
Понятия: орнамент, геометрический орнамент, узор.
7. Смешиваем краски.
Понятия: основные цвета, составные цвета, родственные цвета, дополнительные цвета.
8. Мир вещей.
Понятия: натюрморт.
Планируемый результат Предметные МетапредметныеЛичностные
- в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; 
- ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
- коммуникативной сфере - умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности. – умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни, 
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, музыка и др.)
– формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
- в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
- познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
 - трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов, стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.
Организация пространства.
Межпредметные связи
Формы работы Ресурсы
Литература, окружающий мир, технология, музыка. Фронтальная, работа в парах, группах, коллективно - творческая деятельность;
индивидуально практическая деятельность;
игровые формы работы.
Учебник «Изобразительное искусство
1 класс «Разноцветный мир». О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская, М «Баласс» 2012.
Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.  Рабочая тетрадь «Изобразительное искусство»  - М.: Баласс, 2011. 1 класс
Методические рекомендации для учителя/ Под ред. Куревиной Е.Д.- М.: «Баласс», 2011 г. 1 класс
Наглядный и раздаточный материал.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
I этап. Мотивация к деятельности.
Цель – мотивировать учащихся на восприятие учебного материала, используя:
-метод художественного уподобления (эмоциональное слияние зрителя с чувствами и позицией автора);
-метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);
-метод диалогичности (позволяет учащимся общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог);
-метод сравнений (для активизации мышления);
-метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);
-метод привлечения жизненного опыта детей;
-метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных);
-визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);
-словесный метод;
-наглядный метод.
Проблемная ситуация.
Как научиться видеть и говорить на языке искусства?
II этап. Учебно-познавательная деятельность.
Интегрированный урок по изобразительному искусству в 1 классе.
Тема. Геометрический орнамент. Как получаются разные орнаменты.
Цели по линиям развития:
1ЛР: Иметь представление о геометрическом орнаменте. Называть элементы таких орнаментов. Уметь создавать из геометрических фигур орнамент. Моделировать различные геометрические орнаменты с использованием одного элемента в разных сочетаниях и положениях.
2ЛР: Выполнять геометрический орнамент из бумаги (аппликация), украшая элементы русской народной одежды.
3ЛР: Эмоционально воспринимать произведения декоративного искусства на примере произведений русских мастеров.

Обязательный минимум содержания:
Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте (Н). Выполнять практическую работу на закрепление знаний (Н).
Понимать, как из геометрических фигур получают разные орнаменты (Н), и уметь их создавать (П).
Оборудование.
Геометрические фигуры разного цвета, размера, формы выстроены в узор.
Проектор. Слайд – шоу «Какие бывают орнаменты».
Заготовки элементов русской народной одежды из бумаги.
Русские народные костюмы, рушники для оформления кабинета.
Ножницы, клей, цветная бумага у учеников.
Интеграция.
Изобразительное искусство, технология, музыка, литература.
Музыкальный ряд.
«Утушка луговая» Л.Зыкина, «Течёт река Волга» Л. Зыкина.

Этапы урока. Содержание Формирование УУД
действия учителя действия учеников Познавательные действия.
1.Анализировать и обобщать, делать выводы.
3. Группировать и сравнивать факты, явления, понятия.
4. Представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде.
Регулятивные действия.
1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.
2. Работать по предложенному плану.
3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Коммуникативные действия.
1. Высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу.
2. Слушать и понимать других, участвовать в диалоге.
3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.
Личностные действия.
1.Формировать уважительное отношение к мнению одноклассников.
2. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
3.Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей.
4.Развивать самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
5. Воспитывать уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.
I. Создание проблемной ситуации.
Организация класса. Проверка готовности к уроку.
– В детском саду, в жизни, вы уже слышали слово «орнамент», учились его рисовать. Давайте вместе попробуем вспомним, что же означает это слово?
На доске 4 бумажные полосы с узорами.
-Ребята, можно ли первое изображение назвать орнаментом?
-Можно ли второй узор отнести к орнаменту?
-Третий узор орнамент?
- Кто хочет сам составить орнамент из предложенных фигур?
-Ребята, можно ли считать этот узор орнаментом?
Обобщение.
-Ребята, из чего мы составляли орнаменты?
-Как бы вы назвали такой орнамент?
-Как вы думаете, где можно найти применение такому орнаменту?
- Да, в народных костюмах очень часто встречаются орнаменты из геометрических фигур. А что означают все эти фигуры и знаки?
Дети отвечают.
-Нет, так как чередование фигур есть, а ритма нет.
-Нет, так как все фигуры разного размера.
-Нет, так как все круги зелёные, но разного оттенка.
У доски работает ученик.
-Да, этот узор можно считать орнаментом, так как в нём есть чередование фигур, есть ритм, все фигуры правильно подобраны по цвету и размеру.
(Учитель помогает ребятам формулировать ответ).
-Из геометрических фигур.
-Геометрический.
Разные варианты ответов. II.
Формулирование проблемы. – Так на какой вопрос мы должны сегодня ответить?
Учитель записывает на доске формулировку проблемы. -О чём нам рассказывают геометрические фигуры и знаки в русском костюме.
III. Выдвижение гипотез. -Может у кого – то есть вариант ответа на этот проблемный вопрос? Выдвигают свои версии. IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1. -Решить эту проблему погрузится в атмосферу глубокой старины нам помогут наши гости. Встречаем!
-Русский народ очень весёлый, гостеприимный, дружный. Все праздники раньше будь то свадьба, Масленица, праздник Урожая отмечали всем селом с песнями, плясками, хороводами, состязаниями, играми,
потешками.
-Вот так же весело, задорно я предлагаю вам немного поиграть.
Встаём в хоровод.
-Поём песню, выполняем задание, со второго куплета «допеваем» задание сами.
Раз, два, три, четыре,
Меня грамоте учили,
Не читать, не писать,
А в ладоши хлопать
И вот эдак и вот так} 2-3 раза

Раз, два, три, четыре,
Меня грамоте учили,
Не читать, не писать,
А ногами топотать,
И вот эдак и вот так} 2-3 раза
Раз, два, три, четыре,
Меня грамоте учили,
Не читать, не писать,
(Продолжают дети)
И вот эдак и вот так} 2-3 раза
2. -Ребята, какая форма у нашего хоровода?
-Как вы думаете, почему именно круглая форма? С чем её можно сравнить в природе?
-Что даёт солнце человеку?
-Ещё солнце раньше изображали в форме ромба.
Встаньте так, чтобы получился ромб.
-Как бы вы показали землю с помощью знаков?
-Что даёт земля людям?
-Как бы вы показали воду с помощью знаков?
-Для чего вода человеку и природе?
-Сегодня на уроке вы не встречали такие фигуры и знаки? Где?
3. Работа с учебником. Тема №7 «Геометрический орнамент».
Стр.20-21
4. Показ слайд –шоу «Геометрический орнамент в народной одежде».
2 мальчика и 2 девочки танцуют под песню Л. Зыкиной «Утушка луговая».
Дети в костюмах рассказывают потешки.
Встают в хоровод.
Выполняют.
-Круг.
-С солнцем (и другие варианты ответов).
Варианты ответов.
Выполняют.
-Прямая линия.
Варианты ответов.
-Волнистая линия.
Варианты ответов.
-В народных костюмах, в рушниках.
Ребята рассматривают орнаменты, отвечают на вопросы на стр. 20 и 21 с помощью учителя. V. Выражение решения проблемы. - Ребята, на какой вопрос мы искали ответ?
-Кто может сейчас на него ответить?
-О чём нам рассказывают геометрические фигуры и знаки в русском костюме?.Варианты ответов.
VI. Применение знаний (продуктивные задания).
VII. Итог урока. Рефлексия.
Все дети поделены на 4 группы.
Задание. Украсить одежду (бумажных кукол) геометрическим орнаментом.
Работа индивидуально- групповая.
Работа по плану.
Пока ребята работают звучит негромкая народная музыка.
Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность.
– Что тебе нужно было сделать?
– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?
– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?
– Как бы ты оценил свою работу?
Занятие окончено, до новых встреч!

(План работы на столе у каждой группы)

План работы.
1. Выбрать главного художника.
2.Распределить обязанности в группе.
3. Украсить одежду геометрическим орнаментом.
4.Сравнить свою работу с образцом.
Отвечают.
Ребята отвечают, обсуждают, доказывают.
Диагностика качества учебно-познавательной деятельности
Цель Самостоятельная работа Предметные результаты УУД
- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний,
- формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда. Урок 1.
Нарисовать дом из известных геометрических фигур.
Урок 2.
Выполнить аппликацию «Любимая игрушка».
Урок 3.
Живопись «Разноцветные узоры».
Урок 4.
Выполнить задание «Орнамент».
Урок 5.
Найти среди окружающих вещей предметы, которые обладают свойством симметрии. Сделать зарисовки этих предметов.
Урок 6.
Украсить народные костюмы геометрическим орнаментом (работа индивидуально-коллективная).
Урок 7.
Выполнить 2 работы: холодными и тёплыми цветами (цветы).
Урок 8.
Живопись. Натюрморт из овощей.
- сформированность первоначальных представлений о симметрии, геометрическом орнаменте, смешивании красок, натюрморте;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями в различных видах художественной деятельности (рисунок, живопись, аппликация)
Познавательные:
-  самостоятельно и в группе выполнять творческие задания.
Коммуникативные:
- учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните ля, критика).
Регулятивные:
-  учиться работать по предложенному учителем плану,
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Личностные:
-овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
-развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель – учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания. Ситуация.
Выяснить в какой цветовой гамме выполнена работа Д. Митрохина «Груши и сливы на тарелке».
Как определить какими цветами работал художник? Что для этого надо знать?
Репродуктивное задание (по образцу). Формируется репродуктивное мышление.
Рассмотрите таблицу учебника стр.25 «Как можно использовать в работе цвет». Какой вариант самый яркий? Какой самый спокойный? Какая из схем подходит к натюрморту Дмитрия Митрохина?
Импровизационное задание.
На столе муляжи овощей и фруктов. Составьте натюрморт по теме «Овощи». Составь натюрморт по теме «Фрукты на столе», используя тёплую гамму цветов. Что для этого необходимо знать? Составь натюрморт из овощей и фруктов, используя цветовую гамму художника Д. Митрохина в картине «Груши и сливы на тарелке».
Эвристическое задание.
Придумай и нарисуй натюрморт из двух предметов по теме «Мои игрушки».
Самоорганизация в деятельности.
Подготовьтесь к выполнению задания, выполните, представьте и оцените свою работу.
План действий.
Определи какие 2 предмета ты нарисуешь в своём натюрморте.
Определи расположение листа.
Нарисуй линию стола.
Нарисуй большой предмет в натюрморте в середине листа.
Нарисуй второй предмет перед большим.
Определи, какими цветами (тёплыми, холодными) ты будешь выполнять работу.
Раскрась натюрморт.
IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности
Формы контроля: контрольные задания
Самооценка учителя/ рефлексия своей деятельности по изучению данной темы
Отчётная выставка творческих работ учащихся.