Современный урок русского языка и литературы в свете требований ФГОС ООО

Современный урок русского языка и литературы в свете требований ФГОС ООО

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 имеет 100-летнюю историю. Среди ее учеников 12 докторов наук, 5 кандидатов медицинских наук, 4 кандидата технических наук, 2 героя Советского Союза, 1 заслуженный учитель школы РСФСР, сотни инженеров и конструкторов.
На сегодняшний день в школе обучается 670 учеников, работают 42 педагога. Из них 3 учителя русского языка и литературы: 1учитель – высшей категории, 1 -1 категории, 1 учитель – молодой (3 года стажа), имеет СЗД. 2 учителя имеют стаж работы более 25 лет.
Педагоги ежегодно делятся опытом своей работы на муниципальном, Республиканском и Всероссийском уровне.
Среди наших учителей:
обладатели гранта «Наш лучший учитель»
обладатель Гранта «Наш новый учитель» - Поварова Ю.Ю., учитель русского языка и литературы;
обладатели гранта Главы Бугульминского муниципального района Республики Татарстан по результатам ЕГЭ
2013 года – Коптелова С.В. – учитель русского языка и литературы.
Также по результатам ЕГЭ 2015 года наша школа вошла в число 100 лучших школ Республики Татарстан. Мы занимаем 19 место среди общеобразовательных школ РТ. 100-балльников у нас нет, но имеются ученики, набравшие 80 и более баллов по русскому языку (10 чел из 18). Имеются у нас ежегодно призеры и в предметной олимпиаде муниципального уровня по русскому языку и по литературе.
В общем, работаем, стараемся, как все, но новое время требует новых подходов к обучению. Говорят, что в артиллерии английской армии до сих пор в команде 5 человек:1 – открывает ствол, 2-ставит снаряд, 3-целится, 4-стреляет. А для чего нужен 5ый? 5-держит лошадь. Но лошадей в артиллерии теперь нет, они не актуальны. Так и мы зачастую сохраняем то, чего уже не нужно. Мы до сих пор рассказываем детям материал урока, хотя в век информационных технологий они могут добывать знания сами (интернет и СМИ перенасыщены информацией), да и вопросов дети не задают, они ни о чем нас не спрашивают, а мы им все равно отвечаем, рассказываем. С.Я.Маршак писал:
Он взрослых изводил вопросом «Почему?», Его прозвали «маленький философ». Но только он подрос, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не досаждал вопросом «Почему?»
Следовательно, задачей учителя является поставить ребенка в такие рамки, чтобы ребенок захотел задавать вопросы, захотел самостоятельно добывать знания, а учитель поможет ребенку разобраться в потоке информации, определить, что верно, а что нет.
Сегодня общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенции. Однако мы должны научить детей в мире, которого не знаем сами. Дети, которые пришли в первый класс в 2000 году, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир во II половине XXI века представить трудно! Поэтому, главная цель образования сегодня – научить детей учиться и применять полученные знания на практике.
Каким же должен быть современный урок в свете требований ФГОС ООО?

СЛАЙД Важным подходом в образовании сейчас служит системно-деятельностный подход. Деятельность – это всегда система, нацеленная на результат.
Результат всегда может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.
Деятельность как система всегда имеет генетически развивающийся план анализа деятельности.
Становление учебной деятельности не может быть ничем иным, как становлением разных сторон духовного развития личности, а именно: самопознания, самооценки как этапов самовоспитания.
Следовательно, на каждом уроке учитель должен вести работу над формированием универсальных действий ребенка.
СЛАЙД УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая
культурную идентичность,
социальную компетентность,
толерантность,
способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности
СЛАЙД УУД обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта
СЛАЙД Основные виды УУД представлены на слайде.

СЛАЙД
Сравним традиционный и современный урок
Как проходил обычный урок? (табл.)
На учителя возлагалось множеству функций, его роль была ведущей
УЧИТЕЛЬ формулирует и сообщает цели и задачи
сообщает, что должны сделать для достижения цели
руководит выполнением практических задач
контролирует практическую деятельность
оценивает работу уч-ся на уроке
выясняет, что запомнили учащиеся
объявляет д/з, чаще одно на всех
Новые подходы к уроку
Тему урока формулируют сами УЧАЩИЕСЯ
Цели и задачи формулируются УЧАЩИМИСЯ
Способы достижения цели планируют УЧАЩИЕСЯ
Практическая деятельность осуществляется по намеченному плану с применением группового и индивидуального метода
Контроль в форме самоконтроля и взаимоконтроля
УЧАЩИЕСЯ формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценка в виде самооценки и взаимооценивании
Итог: реффлексия (осознание своей деятельности, самоосмысление)
УЧАЩИЕСЯ самостоятельно выбирают д/з из предложенных учителем, с учетом индивидуальных возможностей
СЛАЙД
Перед вами таблица критериев, предъявляемых к совр. И трад. урокам
Рассмотрев ее, можно сделать вывод:
Требование к современному уроку не дать сумму определенных ЗУН, а НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ


СЛАЙД
Таким образом, урок становится
личностно-развивающим;
компетентностно-ориентированным;
метапредметным;
и наряду с предметно-ориентированным уроком рождаются интегрированные формы, стирается грань между обучением и воспитанием

СЛАЙД
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования.

СЛАЙД
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения.

СЛАЙД
На уроке открытия новых знаний допускается использовать такие виды работ как лекция. Но оказывается,
Согласно исследовательским данным люди запоминают
на 0-5% - что слышат от лектора,
на 10% то, что читают,
на 20% то, что слышат (аудио и видеопросмотр),
на 30% то, что видят (наглядность),
на 50% то, что видят и слышат одновременно,
на 70% то, что говорят (обсуждают),
на 80% то, что делают (выполнение практических заданий),
на 90% то, что делают и говорят одновременно, обучение других, применение на практике

Ведь еще Конфуций говорил: «Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь»
Следовательно, если лекция, то подготовленная учениками

СЛАЙД
Конечно, для каждого типа и вида урока своя структура.
Но у современного урока может не быть границ между этапами.

СЛАЙД
Базовыми педагогическими технологиями ФГОС ООО являются:
Информационно-коммуникационные (от слова коммуникация – общение)
Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
Технология, основанная на реализации проектной деятельности
Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

Конечно, как все учителя, при внедрении ФГОС ООО мы сталкиваемся с некоторыми проблемами:
Это и
Отсутствие финансирования по укреплению материально-технической базы кабинетов
и
нехватка времени для подготовки к урокам в соответствии с ФГОС (которые требуют серьезной подготовки и дополнительных занятий с учениками)
Но
СЛАЙД
Реализация стандарта должна изменить представление учителя об уроке.

Цени учителя не за потоки слов,
Не за умение говорить, а слушать.
Учитель – выше нет в стране постов.
Учителя, спасите наши души!
известным российским психологом, политиком и учёным Александром Григорьевичем Асмоловым, академиком РАО, доктором психологических наук, профессором, Советником министра образования и науки Российской Федерации, директором Федерального института развития образования, заведующим кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.





 
ђ Заголовок 2ђ Заголовок 315