Методическая разработка урока литературного чтения в свете требований ФГОС НОО


Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Н.А. Тимофеева" города Бронницы.
Методическая разработка урока литературного чтения в свете требований ФГОС НОО
Учитель Афошина Л.В.
2016 г.
Тема урока: «Как Алёшке учиться надоело» С. Баруздин2 класс
Цели урока :Обучающие : познакомить с произведением С. Баруздина.
развивающие: отрабатывать навык выразительного и осмысленного чтения вслух , развивать воображение и мышление;
воспитательные : способствовать их нравственному воспитанию.
Планируемые результаты:
- предметные: находить фамилию автора и заголовок, правильно читать автора и название произведения, читать по частям, озаглавливать части, прогнозировать развитие событий, раскрывать нравственное значение поступков героя рассказов, выявлять позицию автора и выражать свое отношение к герою, различать главных и второстепенных героев, вырабатывать читательскую зоркость.
- метапредметные: формирование регулятивных УУД (постановка и решение учебных задач).
Ход урока
Организационый момент.
Проверка домашнего задания. Пересказ рассказа А. Рубинова «Ступенька»
Систематизация учебного материала. Вспомним о произведении С. Баруздина «Стихи о человеке и его словах».
3. Целеполагание. Учитель не называет фамилию автора, не говорит о заголовке произведения,. (Кто догадался ,какое произведение мы сегодня будем читать? Автор ?Название?) Несколько человек ответили на вопросы.
4. Изучение нового материала. Работа с рассказом С. Баруздина «Как Алёшке учиться надоело».
Читаем первую часть рассказа.
- Озаглавьте эту часть рассказа (Алешка устал, учиться надоело)
- Выскажите предположение: что сделает Алешка, когда придет домой из школы (пойдет гулять; скажет, что раньше отпустили; скажет, что больше учиться не пойдет)?
Чтение второй части.
- Почему Алешка не смог написать рецепт? (Не знал латинских букв, не умел писать рецепт, не знал какое лекарство нужно).
- Как мама отнеслась к поступку сына? (Согласилась с сыном).
- Попробуй придумать заглавие ко второй части. (Выбор профессии)
Чтение заключительной части.
- Почему Алешка решил вернуться в школу? (Подумал, что родители получили профессию, потому что много учились).
- Автор относится к Алешке с юмором. А вы знаете, что такое юмор? (Это когда смешно).
- Найдите в рассказе, где нам было смешно? (Затруднение, дети не смогли найти).
- У нас не получилось, так как не автор писал смешно, а Алешино поведение было смешным.
- А как по вашему автор относится к Алешке? (Он его любит и Алеша не глупый, потому что он сам понял, что сначала нужно много учиться).
- Кого можно назвать главным героем рассказа. (Алешу, маму, папу).
- В этом рассказе говорится о мальчике Алеше. Он – главный герой рассказа. Кроме главных героев в произведениях могут быть и второстепенные. Назовите их? (Мама, папа и учительница).
На доске написана пословица
Не говори - не умею, а говори - научусь!
Подумай, подходит ли эта пословица к рассказу С. А. Баруздина? (Да, подходит, всегда надо сначала научиться).
5. Работа в тетрадях на печатной основе.
- Почему Алешка ушел из школы? Найдите ответ в тексте и запишите.
- Допиши пословицу:
Не говори - ________, а говори - ___________
- Подумай, какая семья была у Алешки? Выбери и отметь правильный ответ или запиши свой.
дружная добрая надежная строгая _________________
- Собери и запиши пословицу
маленькое дело безделья большого лучше
Как вы относитесь к герою ? (Сначала он удивил своим решением больше не ходить в школу, потом было смешно ,так как он решил работать, но он же еще маленький ,в конце рассказа обрадовались решению вернуться в школу)
6.Домашнее задание. Пересказ любой части рассказа.
7. Рефлексия.
Анализ урока литературного чтения во 2 классе
1.Организационный момент.
2. Систематизация изученного материала на предыдущих уроках.
На этапе систематизации изученного материала на предыдущих уроках использовала эффективный прием – пересказ с целью заинтересовать ребят, сконцентрировать их внимание.
3. Целеполагание.
На этапе целеполагания были созданы условия для мотивации (самоопределения) к учебной деятельности, попросила ребят выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.
Цели урока сформулированы совместно с учениками. Во время фронтального опроса осуществлялась коммуникативная деятельность учащихся, формировались такие УУД, как умение слушать собеседника, строить понятные для него высказывания, умение выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать цели урока.
4. Изучение нового материала. (Работа над текстом. Чтение по частям. Ответы на вопросы учителя.)Формирование умений преобразовывать нужную информацию . развитие познавательных УУД учеников (способность извлекать информацию, анализировать и перерабатывать ее, выделять главное).
Учащиеся показали умение строить речевое высказывание в устной форме, выражать свои чувства, мысли, точку зрения.
Концептуальная беседа по содержанию рассказа строилась с помощью использования технологий деятельностного типа: постановки проблемного вопроса к тексту, организации коллективной дискуссии. Беседа по содержанию рассказа показала умение ребят отвечать на вопросы учителя с опорой на текст .Ребята показали владение методикой медленного «вдумчивого» чтения, продемонстрировали качество чтения -технику и осмысленность.
5. Работа в тетрадях.( развитие лидерских качеств, системного мышления, приобретение детьми коммуникативных умений.
6. Домашнее задание.
Домашнее задание носит дифференцированный характер: ученикам предлагается выполнить задание, требующее определенную степень самостоятельности (пересказать наиболее понравившуюся часть рассказа).
7. Этап рефлексии.
Учащиеся анализируют свою деятельность (свои знания, умения, навыки), осознают причины затруднений в анализе произведения, в выразительном чтении, в умении работать с учебником и рабочей тетрадью.