Доклад на тему:Роль инновационных образовательных технологий в формировании личности современного школьника.


Роль инновационных образовательных технологий в формировании личности современного школьника
«...учить с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинным знаниям, добрым нравам и глубокому благочестию.»Я.А. Коменский
Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук – не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем – «Чему учить?». Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенций. К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технопроектного обучения, компьютерные технологии. По ФГОС учителя начальных классов работают 4 год. В своей работе мы применяем различные инновационные технологии обучения. Это критическое мышление, интерактивные технологии, технологии проектного обучения, компьютерные технологии. Это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности в сфере образования и воспитания.Восточная мудрость гласит : «Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться.» Невозможно представить современный процесс обучения без использования интерактивных технологий.ологию По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания Интерактивные экскурсии, использование кейс-технологий, круглый стол, мозговой штурм, дебаты, деловые и ролевые игры, дискуссии, тренинги, работа в группах, имитационные игры (игровое моделирование), «аквариум», «карусель», «дерево решений», интерактивных форм работы При традиционных методах обучения учитель чаще всего работает сразу со всем коллективом класса с преобладанием фронтальных видов деятельности, где сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее «схватывает» новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопросы, соответственно он не может быстро и правильно отвечать и только «тормозит» ритмичное продвижение класса к успеху. У него постепенно развивается по определению психологов «выученная беспомощность» Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея этого метода проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы).Технология работы учебной группы может быть следующей:постановка проблемы, пояснения учителя по сути работы каждой группы;формирование малых групп (по 2-4-6 человек), в группах;представление результатов обсужденияИнтерактивные методы обучения развивают такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентамПрекрасные возможности для поисковой и исследовательской деятельности школьников дает метод проектов. Метод проектов – технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Данная технология дает возможность:не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;развивать умения пользоваться исследовательскими методами.С. А. Шершова использует такую технологию, как « критическое мышление» и применяет её на уроках по развитию речи. Конструктивную основу техники критического мышления составляет базовая модель трёх стадий организации учебного процесса: « Вызов – осмысление- размышление.» В этой технологии применяется такие приёмы: синквейн, кластер. Эти приёмы способствуют эффективному управлению умственной деятельности учащихся. Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из 5 нерифмованных строк. Алгоритм используется в течении 4 лет и действует на определение типа речи, структуры, логических частей. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей. В рамках педсовета по преемственности Соколовой С.И. был проведён мастер-класс по работе с мобильным компьютерным классом для учителей нашей школы. Светлана Ивановна показала методы и приёмы работы. Учителя самостоятельно смогли выполнить различные виды заданий, познакомиться с программами, в которых работают дети.Компьютеризация образовательного процесса открывает новые пути в развитии мышления, предоставляя новые возможности для активного обучения, развития и воспитания школьников. С помощью компьютера проведение уроков, а также всевозможных классных и школьных мероприятий становится более эффективным, а огромный поток информации – легкодоступным. Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения и воспитания.Современный урок с использованием инновационных педагогических технологий должен способствовать личностному росту ученика.