РОЛЬ «ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА


Горгома В.Г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 34 пгт.Джубга, Россия
РОЛЬ «ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
Аннотация. В данной статье изложена роль проведения занятий по «Основам православной культуры», т.к. в настоящее время, подавляющее большинство населения Россиян тяготеет к православной вере. Именно православие наиболее полно, ясно и обоснованно выражает религиозное, нравственное, этическое и правовое мироощущение душевно здорового русского человека. Его понятие о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести.
Ключевые слова: христианство, православное образование, православная культура.
Введение. В настоящее время все мы находимся в такой жизненной ситуации, когда уже никоим образом и никакими стенами не можем отделить себя от окружающего мира. Каков он? Мы живем в мире религиозного плюрализма, и оказались перед лицом такого множества проповедников, каждый из которых предлагает нам свои идеалы, свои нормы жизни, свои религиозные воззрения, что предыдущие поколения нам позавидуют. У них было проще, основная проблема, стоящая перед ними это проблема религии и атеизма.
Есть Бог или нет Бога это только первая ступень, хорошо. Если человек убедился, что есть, а дальше? Вер много, кем ему стать? Христианином, а почему не мусульманином, а почему не буддистом. Ну ладно, пройдя сквозь дебри и джунгли этого многорелигиозного древа, человек стал христианином, все понял. Христианство – это лучшая религия, правильная. Но какое христианство? Оно многолико: православие, католицизм, лютеранство, англиканство. Вот в какой ситуации оказалась современная молодежь. При этом представители новых и старых религий, представители не православных конфессий гораздо больше заявляют о себе и имеют значительно больше возможностей пропаганды в средствах массовой информации, чем мы, православные.
Анализ материалов и публикаций. Актуальность изучения основ православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, эта образовательная область традиционно была представлена и в российской школе. В современной России во всех слоях общества возрос интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на изучение православной культуры в системе светского образования. Социальный заказ на образование, сложившийся в обществе, фиксируется в форме соответствующего образовательного стандарта, который определяет содержание образования того или иного типа образовательных учреждений, уровня и направленности образования, условий и форм его получения.
Цель православного образования для нас определена очень ясно-привести ребенка ко Христу. Но когда мы говорим о системе государственного образования, то оторвать государственную школу от самого государства невозможно. Сколько бы мы не спорили, не говорили, мы ничего не сможем сделать, если не осознаем цели нашего образования, цели нашей работы.
Сейчас есть две различные цели – государственная и народная. Одна из них была и в двадцатом веке – воспитать человека новой формации. Коммунисты ставили задачу – жил православный человек тысячу лет, его надо переделать. И весь двадцатый век нас переделывали на коммунистический лад. Сейчас происходит то же самое – надо создать человека, только не коммунистического, а западно-ориентированного, то есть задача, по сути одна: опять нас переделать.
Но кроме государственных и политических, есть еще цели самого народа. Цель народа, наша общественная цель – воспитать ребенка целомудренным, честным, совестливым, патриотом, любящим свою Родину, свою историю, свой народ.Получается что у государства одни цели, а у народа и общества-совсем другие. Спор происходит по одному вопросу: куда нам с вами идти и куда вест наших детей?
Если задать вопрос, куда мы вели наших детей 70 лет, ответ, наверное, никто не найдет. Куда вести детей сейчас? Ответ один к истине, добру, любви, к свету, к родителям. Древо познается по плодам.
Народ всегда формулировал задачи образования очень просто: научить ребенка жить так, как жили его предки много сотен лет. Иными словами задача народного образования: ввести ребенка в жизнь традиции.
Одна из актуальнейших в настоящее время тем – это духовно-нравственное воспитание и введение курса Основ православной культуры (ОПК) в общеобразовательные учреждения. Повышенный интерес к теме преподавания курса ОПК возник неслучайно. Значительно возрос интерес к духовной стороне бытия человека, многие россияне стали на путь православия, и естественно, желают, чтобы их дети обучались в школе основам нашей национальной православной культуры. Размах разного рода негативных явлений (тяжкие пороки, преступность, наркомания, алкоголизм, фактическое разрушение семейных отношений) таков, что если не принять кардинальных мер, в будущем нас ждет печальная участь, население России сокращается. И рано или поздно придет время, когда страна уже не сможет продолжать свое развитие и окажет неспособной защищать свои исторические, государственные территории.
Очевидным становится факт, что причина, провоцирующая все другие негативные явления – это духовно-нравственный кризис самого человека, утрата духовно-нравственных ориентиров.
В настоящее время появляется все более отчетливо понимание того, что единственный реальный путь выхода из сложившийся ситуации – это обращение к богатому духовно-нравственному потенциалу нашей страны, носителем которого с древних времен являлось Православие.Становление и развитие Российского государства происходило под сенью православной веры. Православие было живительным родником, из которого напитывалась наша культура, искусство, ремесла. Если мы преподаем «Основы православной культуры», то рассказываем и о шедеврах нашего зодчества: храме Христа Спасителя, храме Покрова на Нерли, соборе Василия Блаженного; если говорим об иконе и её назначении, то иллюстрируем рассказ о богословии иконы, об иконописных школах России, об Андрее Рублеве, о фресках Дионисия. На уроках мы можем говорить о библейских сюжетах в русской живописи как изображении мира Божьего. Рассказывая о церковном пении, следует поговорить о русской классической музыке, которая вобрала в себя мотивы церковного пения.
Таким образом, преподавая православную культуру, мы обязательно будем говорить о догматической основе, смысле храмов, икон, молитв, богослужении и иллюстрировать конкретными примерами. А конкретный пример-это результат духовной жизни общества, народа, человека.
Православие духовно преобразило народы России, сформировало замечательные черты русского характера: милосердие, жертвенность, верность, мужественность, щедрость. На протяжении тысячи лет оно взращивало несгибаемый дух русского патриотизма.
Вероучительность и культурологичность предмета различаются главным образом в подходе к преподаванию, а не в содержании. Из-за непонимания этого возникают серьезные проблемы. Например, мы хотим преподавать православную культуру, а нам отвечают, что надо преподавать и Ислам. Хорошо, но только не Ислам как вероучение, а исламскую культуру или буддистскую то есть культурологические предметы, для этого введен курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Мы не собираемся преподавать Православие как вероучение, сила Православия в том, что кроме вероучения оно дает человеку вдохновенную жизнь, позволяющую творить великую культуру. Поэтому мы эту культуру созидаем, преподаём, и противопоставить ей что-либо невозможно.
Заключение. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции. Поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком, невозможно любить Россию не зная того, что находится в генетической памяти народа.
Учебный курс «Основы православной культуры» может преподаваться в региональном школьном компоненте, быть факультативным занятием или использоваться во внеурочной деятельности, может быть циклом духовно-нравственных бесед, так же можно использовать материалы курса в других учебных дисциплинах как фрагменты уроков.
Опыт проведения занятий по «Основам православной культуры» показывает, что эти занятия способствуют установлению духовной, творческой атмосферы в классах, собственному духовному совершенствованию учителя, обучающихся и их родителей, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитанию у них благоразумных стремлений к добродетелям и желания с помощью Божий одолеть свои пороки.
ЛИТЕРАТУРА:
Булгаков С. Православие: Очерки учения Православной Церкви.- М., 2009.
Ильин И. Основы христианской культуры.- СПб., 2009.
Кошмина И.В. Основы русской православной культуры: Учебное пособие. – М.: Владос, 2014.
Митрополит Антоний Сурожский. Войду в дом твой. Беседы о вере и Церкви.- СПб., 2 000.
Маслов Н.В. Основы русской педагогики.- М. 2013.
Христианство и религии мира: Учебное пособие/ Авт. док.историч. наук, священник Петр Иванов, канд. богословия священник Олег Давыденков, С.Х. Калымов. – М.:, 2011.