ВИТАГЕННЫЙ ОПЫТ КАК МЕХАНИЗМ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ


Давыдова Анастасия 02021203 группы
Науч. рук. к.п.н.,доц. Головко Е.В.
ВИТАГЕННЫЙ ОПЫТ КАК МЕХАНИЗМ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Теория витагенного обучения признаёт ведущую роль витагенного опыта ученика в реализации образовательных задач. Витагенное обучение видоизменяет образовательный процесс и позволяет осмысливать жизненный опыт личности в качестве самостоятельного источника нового знания. Витагенное обучение – это обучение, основанное на актуализации жизненного опыта ученика. А.С. Белкин различает «опыт жизни» и «жизненный опыт» личности. Опыт жизни – витагенная информация, не прожитая человеком, а связанная с его осведомлённостью и не имеющая для него достаточной ценности. Жизненный опыт – витагенная информация, ставшая достоянием личности и отложенная в резервах долговременной памяти в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных условиях [2, с 139]
Индивидуализация образовательного процесса предусматривает выстраивание индивидуальных образовательных линий и индивидуальных образовательных стратегий, это обучение, при котором его способы, приемы и темпы взаимодействуют с индивидуальными возможностями ребенка, с уровнем развития его способностей. Если учитель на уроке использует витагенный опыт учащихся, то они активно вовлекаются в образовательный процесс, превращаются из пассивных получателей знаний в субъектов познавательной деятельности, которые под руководством учителя сознательно ищут в личном опыте необходимые знания. Индивидуализация – это деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрёл в витагенном опыте.
Педагог О.С. Газман считает, что индивидуализация ученика в образовательном пространстве предполагает:
– во-первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства;
во-вторых, создание условий для максимальной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида;
– в-третьих, поддержка человека в автономном, духовном саморазвитии, в развитии способности к самоопределению [1, с.221].
«Витагенный опыт» в системе педагогического знания означает процесс самопознания, самосозидания человеком своей личности. Необходимость его включения в систему педагогических понятий вызвана потребностями личностно ориентированного образования, создающего условия для саморазвития ребенка. В витагенном опыте выделяют такие компоненты, как: знания и понимание сущности своего «Я»; эмоционально-ценностное отношение к своей личности; способы и приемы личностной рефлексии; понимание и олицетворение о смысле жизни как проект и стратегия саморазвития; система духовно-нравственных ценностей; знаковые и вербальные формы общения.
Витагенный опыт – это, прекрасный инструмент для организации образовательного процесса, который А.С. Белкин обозначил как голографический подход. Этот подход сочетает в себе как минимум три проекции:
Витагенная проекция – это витагенная информация, востребованная учителем в процессе обучения для подготовки к изложению нового знания.
Стереопроекция – информация, идущая от учителя, использующего витагенную информацию учащихся.
Голографическая проекция – информация, идущая от любого дополнительного источника: витагенный опыт других, книга, средства массовой информации, научные данные, встречи со специалистами различных отраслей науки, произведения искусства и др.
Индивидуализация младшего школьника в образовательном процессе на основе использования его витагенного опыта может осуществляться с помощью различных приёмов. Наиболее ярко индивидуальность ученика проявляется при использовании приёмов стартовой актуализации жизненного опыта и конструирования незаконченной образовательной модели. Приём стартовой актуализации жизненного опыта учащихся заключается в том, что необходимо выяснить, каким запасом знаний на уровне обыденного сознания обладают учащиеся, прежде чем они получат необходимый запас образовательных (научных) знаний. Это типичный вопрос в начале урока: «Что вы знаете о...?». Диагностика дает возможность создать психологическую установку на получение новой информации, использовать полученную информацию для создания проблемной ситуации. Другой приём – дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели – эффективен, особенно в тех случаях, когда необходимо актуализировать не столько витагенные знания, сколько творческий потенциал личности, ее потребность в самореализации. Его формула: «Я предлагаю вам идею, незаконченное произведение, а ваша задача – дополнить, насытить содержанием, опираясь на свой жизненный опыт» [3, с.97].
Таким образом, опора на жизненный опыт ученика – главный путь превращения знаний в ценность. Жизненный опыт дает личности возможность реализовать потенциальные индивидуальные возможности в образовательном процессе. Витагенный опыт может быть рассмотрен преимущественно в контексте процесса становления личности. В отличие от жизненного и практического, он отражает опыт развития в человеке своей духовной сущности, опыт самостроительства, постоянного самосовершенствования и духовного облагораживания.
Литература
Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / О.С. Газман – М.: Академия, 1989, – 250 с.
Белкин А.С. Витагенное образование: многомерно-голографический подход / Белкин. А. С. – Екатеринбург: Союз, 2001 – 189 с.
Белкин А.С. Витагенное образование в системе педагогического знания / А.С. Белкин – Екатеринбург: Союз, 2007 – 135 с.