Алгоритм реализации принципа индивидуализации в образовательном пространстве МБОУ «СОШ №5» при организации проектной и учебно-исследовательской деятельности


Алгоритм реализации принципа индивидуализации в образовательном пространстве МБОУ «СОШ №5»
при организации проектной и учебно-исследовательской деятельности
№ п/п Этап Содержание и деятельность участников
Содержание Деятельность обучающегося Деятельность учителя
1. Актуализация способностей (потребностей) обучающихся Определение способностей и интересов обучающегося Выбор интересов и возможностей, поиск сфер, в изучении которых у обучающегося имеется потребность Проведение психолого-педагогического исследования по выявлению способностей и склонностей обучающегося
2. Мотивация и определение поля исследования Картирование интересов и определение уровня учебной мотивации школьников
Создание план-карты познавательных интересов и карты возможностей Анализ плана-карты возможностей, определение предварительного образовательного маршрута. Формулирование надпроблемы из общего «интересно все». Первое ограничение пространства замысла
3. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования Конкретизация области исследования и определение адекватности и достижимости цели исследования Выявление проблемы и способа ее разрешения. Конкретизирование объекта (что изучаем?), предмета
(какую сторону объекта изучаем?) Организация сотрудничества и взаимопомощи при определении объекта и предмета (возможна работа в малой группе)
4. Выбор и формулировка темы, определение объекта и предмета целей и задач работы Осуществление выбора области исследования, темы, целей и задач Формулирование темы, конкретизация поставленных проблем и способов их решения (формулирование задач-шагов к достижению цели) Корректирование и утверждение темы учителем (при необходимости осуществляется помощь в формулировании темы). Корректирование задач (теоретические и практические) как качественных составляющих исследуемой проблемы5. Определение типа работы (проектная или исследовательская), выдвижение гипотезы или планирование вида продукта проекта Определение типа работы (проектная или исследовательская). Выдвижение гипотезы Выдвижение предположения о способе решения задачи, в котором описана определенная последовательность познавательных средств (опытным путем или путем логических выводов) в соответствии с типом работы Определение типа работы. Формулирование утверждения, истинность и ложность которого может быть установлена в ход выполнения планируемой работы
6. Определение предварительного плана работы Составление примерного плана работы Составление примерного плана работы над проектом/исследованием в соответствии с поставленными задачами Корректировка этапов работы, контроль и оценка практической деятельности обучающихся
7. Организация работы с источниками информации Поиск возможных источников, определение карты возможностей, структурирование источников, создание библиографического списка Определение круга изучаемых источников совместно с учителем. Знакомится с основами работы в библиотеке, принципами работы с литературой Определение круга исследуемых источников. Знакомство с особенностями изучения библиографических источников. Составление списка используемой литературы
8. Изучение источников по теме, структурирование информации, написание теоретической части работы Написание теоретической части работы на основе структурированных источников Освоение навыков работы с библиографическими источниками, поиска информации в сети интернет, сбор устных источников, опрос специалистов и рецепиентов Оказание помощи в составлении анкет, систематизации материала теоретического материала
9. Проведение практико-экспериментальной (практической) деятельности Организация практической деятельности обучающихся (наблюдение, отбор образцов, камеральная обработка и т.п.) Проведение практического исследования /эксперимента, изучение результатов, их структурирование Контроль проведения практической деятельности, сбор предварительных сведений, промежуточных результатов, их анализ
10. Подведение итогов по реализации практической части Анализ промежуточных результатов Подготовка отчета по реализации практической части, подготовка выводов и рекомендаций. Составление и обработка анкет Сверка промежуточных результатов с эталонными. Корректировка действий по эталону. Подготовка отчета.
11 Оформление работы (текстовая часть, презентация) Оформление текстовой части работы в соответствии с предъявляемыми требованиями Изучение требований, предъявляемых к содержанию проектной/исследовательской работы. Оформление работы в соответствии с заданными критериями Предварительное рецензирование работы с указанием на спорные вопросы и представление рекомендаций по их устранению
12. Изготовление продукта (представление данных эксперимента) Подготовка предполагаемого продукта Создание продукта (презентации) исследования Контроль работы по изготовлению продукта
13. Предзащита проекта Создание искусственной ситуации защиты проекта Предварительная презентация результатов работы в классе, малой группе, в сообществе обучающихся Создание условий, максимально приближенных к ситуации защиты проекта/исследовательской работы
14. Предварительный анализ работы, устранение недочетов, подготовка ответов на вопросы Анализ представленной работы: плюсы и минусы Подробный анализ особенностей презентации и представления работы (хронометраж, вопросы, особенности восприятия, интерес и т.п.) Рефлексия по итогам предзащиты. Отработка навыков публичного выступления. Диалоговое и аналитическое взаимодействие по итогам предзащиты. Устранение недостатков работы. Подготовка ответов на вопросы. Изучение принципов публичного выступления
15. Публичное выступление на конференции Представление работы на конференции Подготовка письменного варианта публичного выступления. Выступление с докладом по защите работы. Заслушивание выступления, анализ
16. Рефлексия Анализ деятельности Анализ презентации учебно-исследовательской/проектной работы обучающимся совместно с руководителем. Определение возможных форм представления исследовательской/проектной деятельности
17. Представление работы на муниципальном, региональном, федеральном уровне Презентация работы (публикация результатов исследования) на различных уровнях Представление работы в соответствии с рекомендациями руководителя Рекомендации по презентации результатов работы
18. Планирование работы по подготовке к следующему проекту Планирование дальнейшей работы Определение направлений для проведения дальнейшего исследования Составление плана дальнейших исследований совместно с обучающимся