Реализация принципа индивидуализации в образовательной организации в контексте ФГОС в урочной и во внеурочной деятельности

Л.В. Андрианова,
заместитель директора по учебной работе,
учитель русского язык аи литературы
МБОУ «СОШ № 5»,г. Северодвинск

Реализация принципа индивидуализации в образовательной организации в контексте ФГОС в урочной и во внеурочной деятельности
В настоящее время одним из основополагающих принципов образования становится принцип индивидуализации обучения, особенностью которого является организация процесса обучения по индивидуальным образовательным программам, или по индивидуальным траекториям. Этот процесс требует особого сопровождения, одним из видов которого является тьюторское сопровождение. Вместе с тем, в современной образовательной практике уделяется недостаточное внимание реализации принципа индивидуализации, отсутствует определенный алгоритм реализации принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования.
Портрет современного выпускника средней школы определяет выпускника как человека «активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества, умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике» [2, 3], то есть ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.
Образовательное пространство школы должно быть построено таким образом, чтобы выпускники впоследствии смогли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, адекватно и конструктивно решать возникшие жизненные вопросы, планировать собственную деятельность. Развитие творческой личности ученика, как известно, возможно только при организации активной учебно-познавательной деятельности.
Достижение этой цели возможно лишь при условии раскрытия способностей каждого школьника, имеющего реально действующую мотивацию. Задача современного учителя – помочь школьникам в изучении собственных склонностей и интересов, раскрыть «поле возможностей» по каждой предметной области и спроектировать индивидуальный образовательный маршрут. Поэтому учителю при ведении инновационной деятельности по направлению «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО» необходимо не только знать предмет и методику его преподавания, но и профессионально владеть технологиями личностно-развивающего взаимодействия с обучающимися, практико-ориентированными технологиями, технологиями тьюторского сопровождения процесса обучения, «расширить существующее образовательное пространство каждого обучающегося до преобразования этого образовательного пространства в открытое». [1, с.17]
Для эффективности реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе школы нам показалось важным проектирование и апробация алгоритма реализации данного принципа в урочной и во внеурочной деятельности, позволяющего индивидуальную работу с группой обучающихся для получения определенного результата.
Цель проекта: разработка алгоритма реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе.
Задачи исследования:
– осуществить теоретический анализ сведений и данных о реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе и выявить особенности применения приемов и методов, позволяющих реализовать принцип индивидуализации в работе с обучающимися различных возрастных групп;
– спроектировать алгоритм реализации принципа индивидуализации в условиях тьюторского сопровождения обучающихся в образовательном процессе (при изучении учебных предметов: русский язык, литература, география, биология, физика, история, окружающий мир (начальная школа), математика (начальная школа);
– апробировать разработанный алгоритм реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе;
– определить эффективность разработанного алгоритма и описать рекомендации пошаговой реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе (в урочной и во внеурочной деятельности).
Продукты (результаты проекта):
индивидуальный план развития учителя;
индивидуальный образовательный маршрут обучающегося;
алгоритм реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе;
план работы проблемной творческой группы «Творец»;
выпуск электронного методического журнала «Профи» совместно с АОИ «Перспективы»;
выпуск сборника методических материалов по итогам городского семинара «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО»;
защита проектов обучающимися 5–7 классов;
разработка нормативно-правовой базы по изучаемому направлению;
разработка модуля для курсов повышения квалификации.
Критерии эффективности проекта: актуальность; научность; новизна; практико-ориентированность; мобильность; гибкость.
Перечень отчетной документации:
1) программа инновационной деятельности;
2) индивидуальные планы личностного развития учителей- участников проекта;
3) индивидуальные планы развития обучающихся-участников проекта;
4) положение об инновационной деятельности;
5) план работы проблемной творческой группы «Творец»;
6) отчеты о работе ПТГ «Творец»;
7) программы мероприятий, проводимых в рамках реализуемого проекта;
8) перечень публикаций участников проекта;
9) итоговый отчет об инновационной деятельности в образовательной организации
План мероприятий по реализации программы проекта

Этапы
Задачи этапа
Содержание работ

1.
Поисково-теоретический

Осуществить теоретический анализ реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе и выявить особенности приемов и методов, позволяющих применить принцип индивидуализации в работе с обучающимися различных возрастных групп.
Установочный «круглый стол» в образовательной организации по теме «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО»




Программа инновационной деятельности




Индивидуальный план развития учителя




Индивидуальный план развития обучающегося




Создание библиографического справочника по теме проекта




Разработка диагностических материалов, проведение диагностики, мониторинг и обработка полученных результатов, анализ и обобщение данных




Разработка локальной нормативно-правовой базы (локальные акты, положение об инновационной деятельности, должностные инструкции, приказы по школе и др.)




Организация работы рабочей творческой группы учителей по реализации инновационной деятельности «Творец»

2.
Экспери-ментально-аналитический
Осуществление инновационной деятельности, разработка и апробация приемов, видов, форм при реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе (при изучении учебных предметов: математика, литература, география, биология, физика, история, окружающий мир (начальная школа), математика (начальная школа).
Провести апробацию
приемов, видов, форм при реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе школы.
Семинар «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО»




Программа тьюторского сопровождения обучающихся «Проект. Шаг за шагом» совместно с Агентством образовательных инициатив, прикладных исследований и консалдинга «Перспективы»




Публикация статей в рамках Всероссийского фестиваля педагогического творчества https://educontest.net/




Методическая консультация «Реализация принципа индивидуализации через проектную и учебно-исследовательскую деятельность»




Обучение по программе профессиональной переподготовки «Тьюторство в образовании»




Курсовая переподготовка педагогов-участников проекта




Методическая консультация «Реализация принципа индивидуализации через учебно-исследовательскую деятельность обучающихся»




Презентация лучших проектных и учебно-исследовательских работ обучающихся 2014–2015 учебного года «Из опыта работы над проектом и учебно-исследовательской работой»




Участие в конференциях юных исследователей на уровне образовательной организации «Мои маленькие открытия» и «Шаг в науку»; на муниципальном уровне «Ученые будущего» и «Юность Северодвинска».




Участие в викторинах, проектах, конкурсах центра мероприятий для школьников «Эврика»




Методическая консультация совместно с научно-консультационным центром «Лингвэкс»




Участие в работе межрегиональной конференции «Система оценки достижений обучающихся: опыт, проблемы, перспективы» г. Котлас




Вступление в тьюторскую ассоциацию http://www.thetutor.ru/

3.
Обобщающий (итоговы)
Определение эффективности алгоритма по реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе, систематизация и обобщения полученных результатов, анализ и интерпретация данных, полученных в процессе инновационной деятельности, формулирование теоретических и практических выводов
Публикация в электронном методическом журнале «Профи»




Участие в фестивале исследовательских и творческих работ обучающихся «Портфолио ученика» http://project.1september.ru/




Анализ и обобщение данных




Написание рекомендаций для использования принципа индивидуализации в образовательной организации




Написание итогового отчета по инновационной деятельности




Презентация опыта на региональном уровне, создание модуля для курсов повышения квалификации


Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе через проектную и учебно-исследовательскую деятельность обучающихся является необходимым условием осуществления данных видов деятельности в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС ООО, позволяет раскрыть внутренний интеллектуальный и духовно-нравственный потенциал личности школьника, определяет достаточную мотивацию для изучения «проблемного поля» соответствующей предметной области и предоставляет уникальную возможность для формирования универсальных учебных действий и самообразования обучающегося.

Список информационных источников
1). Индивидуализация образования и основы тьюторского сопровождения: учеб.-метод. Пособие/Авт.-сост. Е.В.Балагина, О.Б.Голованова, ЮС.Филиппова. – Архангельск, изд-во АО ИОО, 2014. – 62с.
2).ФГОС ООО – Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ 17 декабря 2010 г. № 1897. URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 27.11.2015).
3). ФГОС НОО – Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ 6 октября 2009 года № 373. URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 27.11.2015).
wђ Заголовок 315