Авторская работа Дифференциация учебно-воспитательного процесса в контексте гендерного подхода


Н. В. Коломыцева.(учитель класса девочек)
МКОУ Калачеевская СОШ №6,г.Калач
Дифференциация учебно-воспитательного процесса в контексте гендерного подхода.
Проблема учета психологических особенностей в обучении девочек и мальчиков представляется чрезвычайно актуальной. К особенностям, важнейшим для эффективного обучения девочек, относят: чувство взаимосвязанности, общности, предпочтение сотрудничества, а не соревнования, как стиля учебной деятельности, быстрая адаптация к требованиям окружения, большая направленность на практические аспекты знаний, их применение в жизни.
Со стороны психолого-физиологических особенностей полов считается, что гормоны и строение головного мозга у детей разного пола имеют значительные различия, что влияет на их способности, поведение, предпочтения, отношение к окружающему миру. У девочек лучше развиты речевые навыки, более гибкое мышление, в детстве они по сравнению с мальчиками развиваются быстрее.
В адаптации к учебной деятельности девочки также характеризуются как более успешные. Они лучше своих сверстников понимают объяснения учителя, умеют организовать собственную деятельность на уроке, менее тревожны и характеризуются положительным отношением к школе.
При построении процесса обучения на основе учета идей гендерного подхода следует руководствоваться тем, что мальчики и девочки приходят к знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления.
Так, например, девочки лучше усваивают информацию, когда им известен алгоритм, когда информация уложена в схему. Обычно, для них не составляет труда запомнить правило или порядок операций и затем применять его в подобных типовых ситуациях. Девочкам нужна дополнительная наглядность.
Действительно наблюдая за девочками своего класса, я заметила, что у них больше предрасположенность к литературному чтению, русскому языку, окружающему миру. К урокам готовятся самостоятельно. Большинство без напоминания подбирают дополнительный материал, очень любят преподносить его одноклассницам.
Девочкам сначала нужно хорошо объяснить, разобрать правило, схему, алгоритм, затем давать самостоятельную работу. Если девочкам без всяких объяснений дать задание, возникает множество вопросов, самостоятельно справится третья часть класса. Для девочек 45 минут урока математики очень мало, а на уроке русского языка многое успевают, справляются с заданием. Т.е. это говорит о том, что девочки склонны к гуманитарным наукам, ау мальчиков преобладает математический склад ума. Это дает возможность планировать уроки рационально, так как темп выполнения задания у девочек практически одинаков.
Очень хорошо планировать уроки технологии, так как интересы у девочек одни, у мальчиков другие. Например, девочки очень любят шить, вязать, выполнять ремонт одежды, лепить, ухаживать за комнатными растениями.
При взаимопроверке тестовых работ подтвердилось то, что нельзя девочкам устраивать соревнования, т. е проверяя работу соседа, каждая пыталась проследить за своей оценкой, даже делали замечания друг другу.
Дифференцированный подход в процессе гендерного обучения и воспитания также помогает во внеклассной работе. Девочки с удовольствием посещают уроки ритмики, кружки хореографии и музыки,так как присутствует общий интерес к танцам, музыке.
одной из наиболее популярных методик по раздельному обучению является методика академика В. Базарного, которую я использую в своей практике -здоровьесберегающие технологии: упражнения для глаз с помощью офтальмотренажера, работа за конторками.
На уроках в классе девочек всегда присутствует доброжелательная, спокойная обстановка. Девочки не отвлекаются на отрицательное поведение одноклассниц, бывают редкие случаи, они всегда готовы помочь друг другу и учителю.