Выступление для педагогического совета Особенности организации учебно-воспитательного процесса в современной школе: от профессионализма к качеству


Особенности организации
учебно – воспитательного процесса
в современной школе:
от профессионализма к качеству
Учение — это лишь один из лепестков того цветка,
который называется воспитанием.Сухомлинский В. А.Актуальность
Переориентация современного начального образования ставит педагогические коллективы школ перед необходимостью пересмотреть устоявшие подходы к организации образовательного процесса в школьных учреждениях. В процессе перехода на новые государственные образовательные стандарты начального общего образования эти задачи не потеряли своей актуальности, но их решение требует инновационных подходов к организации образовательной деятельности.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.
Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким и трудом освоения нового, познания окружающего мира. За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков. Уроку отводится не менее 98 % учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике.
С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков.
Каждый новый урок-это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.
Что значит современный урок? Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.
Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А ещё – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе. Любой урок: развивающий, личностно-ориентированный, и традиционный в том числе, имеет потенциал для решения новых задач, стоящих перед образованием.
Ключевыми задачами при организации образовательной деятельности я считаю:
наполнить жизнь ребенка интересным содержанием;
творческий подход к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов;
широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций; вариативность в отборе тем, форм, средств, методов, (новизна и разнообразие);
исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма;
внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.
При организации учебно – воспитательного процесса использую разнообразные формы, методы и приемы. Приведу примеру некоторых форм работы.
Каков ребенок в игре,
таков во многом он будет в работе,
когда вырастет.
А.С.Макаренко
Игра – неотъемлемый компонент урока. Играя, дети раскрывают свои способности, таланты, учатся жить в коллективе, подчиняться его законам и правилам.
Организация игровой деятельности осуществляется на всех уроках
сюжетные игры, игры с правилами;
создание игровых ситуаций;
игры с речевым сопровождением;
пальчиковые игры;
беседа, ситуативный разговор;
игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами);
составление и отгадывание загадок;
Начиная с добукварного периода, дети сначала под руководством учителя, а потом самостоятельно учатся не только отгадывать загадки, но и составлять их. Этот вид деятельности развивает интеллектуальные способности, творчество, наблюдательность, речь и память.
Обучающиеся начальной школы очень активны и подвижны. Направлять их двигательную активность в нужное русло мне позволяют разнообразные формы. Это:
подвижные игры с правилами;
подвижные дидактические игры;
игровые упражнения, игровые ситуации;
соревнования;
спортивные игры и упражнения;
спортивные праздники;
гимнастика (утренняя и пробуждения);
Ежедневно один ребенок проводит перед началом занятий утреннюю гимнастику, что позволяет детям окончательно пробудиться, стать активнее, активизировать внутренние ресурсы.
Деятельность — единственный путь к знанию.
Шоу Б.
Для реализации Государственного образовательного стандарта начального общего образования и развития творческой личности использую деятельностные методы обучения.
наблюдение, экскурсия;
решение проблемных ситуаций;
экспериментирование, исследование;
моделирование;
интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады);
реализация проекта;
Метод проектов
В настоящее время использование проектов рассматривается как один из способов организации образовательного процесса в работе с обучающимися начальной школы. Думаю, что метод проектов будет востребован школой, так как он демонстрирует высокую эффективность, положительную мотивацию обучения, снижение перегрузки и повышение творческого потенциала учащихся.
Проекты используются на уроках математики («Задачи – расчеты», «Числа в пословицах и поговорках»), окружающего мира ( «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»), литературного чтения («Праздник поэзии»), русского языка («Тайна имени», «Зимняя страничка»).
При подготовке проекта по русскому языку «Зимняя страничка» дети ознакомились со стихотворениями о зиме, народными приметами. Была совершена экскурсия в природу с целью наблюдения за изменениями в живой и неживой природе, составляли сочинения – миниатюры «Как я помогаю птицам зимой». Дети не получали готовые знания, а являлись непосредственными участниками образовательного процесса. В результате проведенной работы у обучающихся повышается познавательный интерес к обучению, что ведет к росту результатов качества знаний.
Никакое обучение и воспитание невозможно без трудовой деятельности. Для формирования ответственности, трудолюбия использую следующие формы работы:дежурство;
совместные действия.
субботники
конкурсы
беседы, диспуты;
проведение классных часов;
моделирование жизненных ситуаций;
коллективные и индивидуальные поручения, задания.
При подготовке к внеклассным мероприятиям школьники делятся на группы, которые получают определенные задания. Например, к празднованию Нового года определила направление работы каждой группы: «Украшение классной комнаты», «Оформление стенгазет», «Изготовление новогодних украшений», «подготовка конкурсов».
Большое значение для воспитания патриота и гражданина своей республики имеет духовно - нравственное воспитание.
«Спеши делать добро»
Проведение праздников, викторин
Игры нравственного содержания
Организация выставок рисунков, цветочных композиций.
«Азбука дорожной безопасности»
Уроки мужества
Уже традиционным в нашей школе является проведение Уроков мужества ко Дню Победы и Дню освобождения Донбасса. Дети с интересом знакомятся со страницами истории Великой Победы, ведут поисковую работу, готовят стихотворения и песни военных лет.
Таким образом, можно сделать вывод, что учитель должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, сопровождающего самостоятельную деятельность обучающегося по формированию и развитию познавательной активности, творческих способностей . Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся.
Макеевская общеобразовательная школа І - ІІІ ступеней № 21
Особенности организации
учебно – воспитательного процесса
в современной школе:
от профессионализма к качеству
Харитонюк О.Н.
учитель начальных классов