Особенности организации дополнительного образования в ДОУ к контексте требований ФГОС ДО


Особенности организации дополнительного образования в ДОУ
в контексте требований ФГОС ДОФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе обеспечение их эмоционального благополучия.
В разделе 2.6. ФГОС «Социально- коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС, п 3.1) включают развитие личности детей в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.
Главный упор в стандарте сделан на развитие малышей через игру, через общение со сверстниками, старшими ребятами, родителями, воспитателями. К моменту завершения дошкольного образования мы, педагоги, совместно с родителями можем обеспечить достаточно высокий уровень сформированности у ребёнка социально ценных качеств личности: инициативности и самостоятельности, уверенности в своих силах, способности к волевым усилиям, любознательности.
Наша цель – создать условия для эмоционального, коммуникативного, физического, познавательного развития ребенка. Обеспечить психологическую готовность к школьному обучению. Мы с вами ответственны за формирование у ребёнка элементарных навыков самодисциплины, самоорганизации, готовности и умения договориться с другими, сопереживать и сорадоваться.
Исходя из сказанного, приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования является социально-коммуникативное развитие детей.
Мы нацелены на позитивную социализацию детей дошкольного возраста, приобщению их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование социальных эмоций и нравственных чувств.
Поставленные задачи мы решаем не только в образовательной деятельности в течение всего дня, но и используем для этого систему дополнительного образования, в которой у нас работают 7специалистов – педагогов нашего учреждения. Воспитатель Пыжьянова О. В. реализует проект «Я расту читателем», который направлен на приобщение детей к художественной литературе. Использует нетрадиционную методику организации целостной художественно-литературной деятельности детей Т. Д. Яковенко.
Программу «Волшебная кисточка» реализует специалист Брагина И. А.. Главная цель программы: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. Особое внимание в программе как операциональной стороне рисования (дети учатся владеть разной техникой и способами, в процессе занятий осваивают нетрадиционные методы рисования), так и «пробуждению» эмоций ребёнка. Специфика занятий изобразительным творчеством дает детям широкие возможности для познания прекрасного, для развития эмоционально-эстетического отношения к действительности. Дети любят рисовать, экспериментировать с цветом, участвуют и побеждают в городских и всероссийских конкурсах.
Программу «Речевичок», которая направлена на формирование культуры речи и профилактику речевых нарушений, осваивают с детьми старшего дошкольного возраста учителя-логопеды Федотова Анна Александровна, Хорсова Виктория Александровна. В рамках программы реализуется проект «Круглое чудо», с целью коррекции речевых нарушений детей с использованием мяча. Ведь игры с мячом, регулярно проводимые логопедом, воспитателями и родителями, имеют большое значение для развития речи. Игры с мячом универсальны, и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от нашей фантазии и желания работать с детьми весело, интересно, облекая коррекционную работу в нетрадиционные формы.
Авторскую методику, направленную на развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста «В поисках неизведанного», разработала воспитатель Кувшинова Юлия Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории разработала. Автор описывает систему занятий-путешествий по планете Земля, а именно, по природным зонам планеты. Каждое игровое занятие включает в себя знакомство с климатом, флорой и фауной природной зоны. Основная часть путешествий направлена на опытно-исследовательскую деятельность детей. Например, путешествуя в горы, ребята поставили опыт и открыли для себя тайну извержения вулкана. В конце каждого занятия дети получают наклейки-картинки растений и животных обитателей природной зоны, которые используют для издательства книги о природе Земли совместно с родителями и воспитателями группы. Для дальнейших поисков, для мотивации интереса к исследованию детям предлагается унести с собой с занятия предмет, который ассоциируется с изучаемой природной зоной. Огромный интерес у детей вызвало путешествие в горы, они унесли с собой частичку этих гор – камешки. В итоге на следующий день из дома некоторые ребята принесли коллекции камней. С этого момента мы начали оснащать лабораторию разнообразными коллекциями природных материалов.
Недавно у нас прошёл конкурс с целью создания условий для игровой деятельности детей «Макеты природных зон». В данное время специалистом разрабатывается система игровых занятий с использованием макетов.
Инструктор физической культуры Чуклинова Юлия Валерьевна реализует программу «Теннис до 8». Данная программа способствует гармоничному физическому развитию детей. Положительные эмоции, эмоционально насыщенная деятельность – главная составляющая физического развития. Главная цель программы - приобщение детей к спорту. Занятия проходят в игровой форме, интересно, легко, это как бы игра в игру, игра с элементами тенниса. Особое место отводится упражнениям с различными мячами. Эти упражнения повышают эмоциональность занятий и одновременно решают комплексные задачи физического развития детей. Теннис – для детей дошкольного возраста – это физическая культура, которая не просто даёт физ. нагрузку, но способна развивать концентрацию внимания, нестандартное мышление ребёнка, формировать его лидерские качества.
Программу «Я танцевать хочу!» разработала музыкальный руководитель Попова Наталья Сергеевна. Программа способствует развитию эмоциональной отзывчивости старших дошкольников на музыку в процессе музыкально-ритмической деятельности. Чичулина Татьяна Александровна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, помогает при написании сценариев мероприятий, обеспечивает музыкальное сопровождение при проведении занятий. Педагог-психолог Хорева Ольга Ивановна курирует специалистов, оказывает помощь при планировании, при разработке занятий, участвует в совместной деятельности.
В настоящее время в процессе разработки находится оздоровительный проект «Сибирячок-Здоровячок», который планируют реализовывать инструктор ЛФК и массажист. Проект будет включать в себя элементы оздоровительных процедур:
- точечный самомассаж;
- лечебная физкультура;
- арома и фито терапия;
- гидромассах ступней;
- соляная терапия (соляные лампы).
Параллельно с поставленными основными задачами наши специалисты в процессе деятельности с детьми решают задачи социальной направленности:
Учить детей управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть её результат.
Развивать способность детей к эмоциональной децентрации (способность ставить себя на место другого).
Формировать умение проигрывать и побеждать.
Воспитывать эстетические чувства детей при взаимодействии с художественными образами.
Формировать коммуникативные умения детей, поддерживать мотивацию к общению.
Формировать познавательную мотивацию детей;
Повышать уверенность детей в себе;
Развивать ориентацию на позитивную оценку качеств сверстников;
Способствовать проявлению положительных эмоций.
В начале года на педагогическом совете утверждается план работы (программа, проект) специалистов. Специалисты презентуют свои программы родителям. Работа с детьми проходит в форме совместной деятельности, 1 раз в неделю. В режиме дня выделено время для занятий в соответствии с САНиПИН. Каждый ребёнок выбирает не более двух занятий в неделю, чтобы не было перегрузки. Каждому специалисту созданы условия для работы – выделены кабинеты.
Важным условием для решения задач эмоционального развития является взаимодействие с родителями. Это презентация специалистами своих программ и активное участие родителей в итоговых мероприятиях с детьми.
Результаты работы:
За три года существования в учреждении дополнительного образования мы добились следующих результатов:
Высокая мотивация, интерес детей к разнообразным видам детской деятельности, предлагаемым специалистами. Высокая посещаемость детей, и, как следствие, высокая мотивация родителей.
По результатам педагогического мониторинга количество детей с нарушениями в поведенческой сфере снизилось на 30%.
Налажено взаимодействие специалистов с воспитателями, которое обеспечивает непрерывность, системность посещения занятий детьми.
По результатам психологической диагностики готовности детей к школьному обучению высокие показатели у 80% выпускников.
Активное участие родителей и детей в выставках, конкурсах различных уровней, с достижением хороших результатов, побед;
Записи в книге отзывов для родителей говорят об удовлетворённости родителей качеством предоставляемых дополнительных образовательных услуг.
Перспективы:
Одной из главных задач работы учреждения в соответствии с ФГОС является создание развивающей предметно-пространственной среды. Запущен механизм обновления пространства помещений и территории ДОУ. В реализации поставленных целей родители воспитанников принимают активное участие. В соответствии с ФГОС в каждой группе появляются места для уединения ребёнка, ведь эмоциональное благополучие детей находится во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.
Старший воспитатель МКДОУ «Детский сад№ 406 комбинированного вида «Аленка» Н. В. Кравцова